Яндекс.Метрика



"Важский край" № 12 2019 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

«О пережитом – для настоящего»

23.01.2014

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 333
ОднаКнопка

В принципе, название рубрики  этого материала по праву могло бы звучать и так – «Продолжение темы». Действительно, тематика выставки «О пережитом – для настоящего», которая 15 декабря открылась в Шенкурском краеведческом музее, удивительным образом перекликается с темой выставки о «неперемолотых», с 5 по 14 ноября работавшей в Межпоселенческой библиотеке.

Но, как отметила научный сотрудник музея Клавдия Дунаева, такая «состыковка» не была целенаправленной.

Планы на проведение музейной выставки были составлены ещё в начале 2013 года, и то, что однотемные события разделяет всего лишь месяц, не иначе, как Божий промысел.

Начиная экскурсию по выставке, Клавдия Ивановна напомнила собравшимся о том, что очередная волна политических репрессий в нашей стране в конце 20-х – начале 30-х годов была напрямую связана с курсом государства на «ликвидацию кулачества как класса на базе сплошной коллективизации сельского хозяйства». В Архангельской области эта политика реализовывалось так энергично, что к весне 1930 года в колхозах насчитывалось более 207 тысяч крестьянских хозяйств, а в 1933 году колхозы охватывали 63 процента крестьянских хозяйств и 80 процентов посевных площадей. В Шенкурском районе к 1936 году было создано 66 колхозов.

Валерий Иванович и Ольга Валерьевна Стрельцовы – сын и внучка Ивана Петровича Стрельцова, заключённого спецпосёлка Уксора.

В политике коллективизации ярко воплотился циничный принцип «лес рубят – щепки летят». Уклоняющихся от вступления в колхозы «справных» хозяев «душили» сельхозналогами, приклеивали к ним ярлык – кулак, обвиняли в утаивании хлеба (что, якобы, и стало причиной катастрофического голода в начале 30-х годов), при малейшей возможности (часто по ложным доносам) обвиняли в антисоветской агитации по печально известной 58-й статье Уголовного кодекса и приговаривали к многолетней высылке. Территория Архангельской области покрылась сетью спецлагерей, Шенкурского района – спецпосёлков. (Карты мест их расположения представлены на выставке). Причём, в шенкурских спецпосёлках томились не только репрессированные жители нашего района, но и люди из других регионов СССР, например, из Курской, Белгородской и Каменец-Подольской областей.

Заброшенные в лёгкой летней одежде «под ёлку», в глухую зимнюю тайгу, спецпереселенцы сумели выжить и жить в этих нечеловеческих условиях.

Среди спецпереселенцев можно было видеть не только крестьян, но и представителей других социальных групп, в том числе – и духовенства. Один из них – протоиерей Николай Андреевич Порецкий, уроженец Тобольской губернии, до ареста служивший в храме в Подмосковье. Отец Николай умер в ссылке, похоронен на кладбище в Шенкурске, ныне Русской Православной Церковью причислен к лику священномучеников. Отдельная, очень трагическая тема – польская ссылка в Шенкурский район. В 2009 году она в достаточно большом объёме была отражена на страницах «Важского края» в связи с установкой памятного креста на месте кладбища польских спецпереселенцев у посёлка Россохи. Инициатором этой акции был гражданин Польши Мечислав Гарбось, чья семья почти целиком покоится на этом кладбище, а сам он пережил высылку в Россохи маленьким мальчиком.

Такими «методами» устанавливалась в нашем районе «новая жизнь».

Очень эмоциональным вышло выступление на открытии выставки Т.И.Шуниной, которая в начале 90-х годов, будучи научным сотрудником музея, можно сказать, и положила начало целенаправленной работе по данному направлению. Татьяна Ивановна работала с архивными материалами (в том числе и из открывшихся архивов КГБ), общалась с бывшими спецпереселенцами, знакомилась с их воспоминаниями. Получаемая информация вызывала шок и одновременно – восхищение. Восхищение мужеством людей. Они, заброшенные в лёгкой летней одежде «под ёлку», в глухую зимнюю тайгу, сумели выжить и жить в этих нечеловеческих условиях. Среди них было много поистине уникальных людей. И это неспроста. «Человек, у которого хоть какое-то умение было в руках, обязательно был репрессирован. А кого называли кулаком? У кого хватало хлеба до следующего урожая! Выкосили породу умелых людей!» – отмечает краевед. Нельзя не отметить такой примечательный факт: на основе собранных Т.И.Шуниной материалов, ею и шенкурским театральным режиссёром и педагогом Л.В.Долгобородовой был написан сценарий пьесы «Коллективизация», которая в1992 году была сыграна Шенкурским народным театром.

«Тема эта актуальна, особенно в наше время, когда на обложках школьных тетрадей опять печатают портреты Сталина. Говорят, что, мол, ничего страшного – ведь надо знать свою историю. Так что, может, тогда и Гитлера там печатать?!..», «Надо поставить задачу: опубликовать воспоминания спецпереселенцев. Их надо прочитать каждому человеку, чтобы ужасы тех лет больше не повторялись…», «Пока до всех не будет доведено, что сталинизм – это чудовищное преступление против человечества, то будут продолжаться разногласия в нашем обществе», – такими словами Т.И.Шунина оценила значение открывшейся выставки.

С мнением краеведа согласуются и планы шенкурского музея. Его директор Л.Е.Князева отметила, что работа по теме репрессий и репрессированных в нашем районе будет разрабатываться и дальше. Здесь сотрудники музея очень рассчитывают на помощь земляков. С благодарностью будут приняты в экспозицию выставки фотографии, документы, письма и т.д. Ну а чем музей располагает на данный момент – с этим все желающие могут познакомиться, посетив выставку «О пережитом – для настоящего». Она будет работать в музее, как минимум, полгода.

Николай РОМАНОВСКИЙ.

На миниатюре: у одной из витрин выставки.

Фото автора.




Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. Монастырь в Шенкурске Главная шенкурская святыня – Свято-Троицкий монастырь образован в 1664 году  инокиней Марфой при царе Алексее Михайловиче. Не будь он закрыт...
  2. Надёжный тыл музея О работе попечительского совета Шенкурского районного краеведческого музея на одном из заседаний районного совета по культуре рассказала директор музея Лариса...
  3. «ART-десант» по районам Передвижная выставка картин архангельских художников гостила в Шенкурске под крышей краеведческого музея в декабре. «АRT-десант» начал своё путешествие по области с...
  4. «Солнышко» и другие шедевры Именно с открытия в музее выставки «Путеводная нить»  всегда начинается в Шенкурске фестиваль «Евдокиевские дни»...
  5. На третий год – рекорд В нашем районе завершилась активная фаза всероссийской акции «Блогер против мусора».  ...
  6. В доме купца – музей Каждый день мы проходим мимо них, не зная, какую ценность они представляют, что происходило за их дверями много лет назад....
  7. Из Москвы в Шенкурск Выставка кукол «Тряпичные примитивы» из коллекции москвички Татьяны Викторовны Басовой была открыта в Шенкурском краеведческом музее...
  8. На важской ярмарке Возможность мысленно побывать на ярмарочной площади примерно сто лет назад в одном из населённых пунктов, расположенных по течению нашей родной реки Ваги...
  9. Опыт духовного сопротивления Выставка со звучным названием «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в 20 веке» работала с 5 по 14 ноября...
  10. Вкусная красота Козуля – это фигурный пряник, появившийся в 80-е годы 19 века. Сегодня как дети, так и взрослые не мыслят без них...

Метки: , ,
Рубрики: История, Культура, Общество, Политика





  1. stone-cold on 23.01.2014 at 18:51

    +++ «Пока до всех не будет доведено, что сталинизм – это чудовищное преступление против человечества,…+++

    Сколько еще будет продажная интеллигенция лгать и угодливо пресмыкаясь перед денежной властью лить помои на нашу историю…

  2. stone-cold on 02.02.2014 at 10:43

    А кого называли кулаком?

    Смотрим словарь Даля и узнаем, кого крестьяне (еще до революции) называли КУЛАКОМ:

    *Скупец, скряга, жидомор,
    перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговля, на базарах и пристанях,
    живет обманом, обчетом, обмером;

    Как видно из определений, кулак это местный спекулянт, ростовщик. Получающий основной доход не от крестьянского труда.

    После революции, когда были изгнаны помещики, их место, естественным образом начали занимать кулаки — крестьяне имеющие капитал. У них была возможность расширять производство — они и расширяли.
    Для этого, им конечно же была нужна была рабочая сила. А поскольку в деревне была огромная нищая масса бедняков (до 60%), которым постоянно нехватало зерна на пропитание и посев, отсутствовал инвентарь и тягловая сила, то кулак предоставляя все это за отработку, имел фактически бесплатную рабочую силу. И вот это обстоятельство обогащало и развращало кулаков. В деревне складывалась система, поддерживающая нищету и дающая мало хлеба стране.
    И коллективизация была единственным способом предотвратить этот процесс.

    Выкосили породу умелых людей!» – отмечает краевед

    Я так понимаю, что если сейчас начнут «выкашивать» такую «породу умелых людей», то трудовой народ будет стоя аплодировать этому. (Цапки, к примеру)

    Вот отрывки из документа, с жалобами крестьян, на притеснения кулаков-«умелых людей»:

    «…поймав двух ударниц, связали одной из них руки, вымазали грязью лицо и посадили мышь под рубашку»

    «…привязали душевно-больного колхозника за ноги к лошади и протащили его таким образом сажень пятьдесят по борозде»

    «…ловили женщин, ставили их на возвышенное место и принуждали обнажать половые органы. Одновременно производилась порка колхозников»

    «…избили прутьями комсомольцев и пытались задушить одного колхозника»

    Льет слезы интеллигенция о «безвинно высланных уникальных людях». Забывая, что в деревне шла борьба.
    А поставьте-ка себя на место мужа той женщины, которая стояла с задранным подолом, на виду у всей деревни. И когда колхозники получили право раскулачивать, то конечно же, он потребовал на собрании выбросить на улицу семью этого кулака зимой раздетыми.
    Ну и если это кажется такой несоразмерной жестокостью — то подумайте, откуда она взялась.

  3. Маэстро. on 03.02.2014 at 18:01

    До тех пор, пока не поменяется власть или же «курс» власти. Как только поменяется власть (или же её «курс»), так сразу интеллигенция объявит, что она «заблуждалась» и начнёт лить помои «в другую сторону».

  4. Маэстро. on 03.02.2014 at 18:06

    Да не переживай ты так. Посмотри в телевизор: уже прекратились передачи про плохого Сталина. Уже не льют ежедневно говно про ВОВ. Сталина, третьего дня, по телеку назвали эффективным менеджером.Я чуть борщом не подавился.)) Так что скоро вся эта антисоветская пропаганда прекратиться, ибо бесполезна — смысла в ней уже нет. Ну и в провинции, как и водится, с задержкой на пару-тройку лет, тоже начнут «кивать головой» про хорошего Сталина, рассказывать про «эффективного менеджера» и т. п. То, что наблюдается сейчас, скорее «остаточные явления». Вон даже Колю Сванидзе уже ни на радио ни на телевидение больше не приглашают.))) Что не может не радовать.)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Copyright © 1918-2024
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Старинный город Шенкурск раскинулся на правом берегу реки Вага среди сосновых боров. Город славится своей древней историей и множеством мастеров. Шикарные пляжи, а также единственный официальный пляж на котором разрешено купание тоже здесь!

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...