Яндекс.Метрика



"Важский край" № 12 2019 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

Травы луговые

25.05.2015

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 391
ОднаКнопка

Кто они были Азика, Игнатец и Ровда, когда в те далекие времена,  намного раньше 1315 года на высоком берегу Ваги облюбовали место, где и было основано Ровдино? Скорее, именно это был высокий берег, так как Вага текла у самых ровдинских холмов, о чем напоминает нам оставшаяся озерная цепь от деревни Поженской до Подгорной.  Самое большое из сохранившихся  озёр  - Огибинское озеро, в котором благодаря мощной ключевой системе вода сохраняется все лето в незатхлом состоянии на радость женщинам, приходящим полоскать белье. Постепенно река  удалялась вдаль от холмов, образуя большой заливной луг.

Пора нашего детства плотно связана со старицей, что почти в километре от холма. Это было любимое место детворы летом: в центре старицы впадал ручей, несущий воду из достаточно большого и глубокого озера, ручей был всегда богат рыбой. Левая половина старицы с глубиной до 2 – 3 метров, с обилием холодных ключей мало нас привлекала, зато центр и правая, мелкая половина были настоящим раем для малышей. Противоположный берег старицы представлял собой сплошной пляж шириной в четверть километра, с совершенно чистым песком. В правой половине с обрывистого берега летом можно было всегда видеть стаи достаточно крупных сорог и язей. Летом старица  той поры с обоих концов, хотя и неширокими ериками, сообщалась с самой Вагой, и зацветания воды не было.

По какой причине суша между старицей и Вагой была названа в народе Ворошиловским островом неизвестно, но думаю, что Климент Ефремович никакого отношения к этому не имел. Часть Ваги на этом острове была нашим любимым местом рыбалки, здесь в красивых и глубоких заводях водились достойные лещи, окуни, щуки.

По сути дела, нынешнее Ровдино, находясь на реке, остается без таковой – надо прошагать полтора-два километра, чтобы посидеть на ее берегу, искупаться, выполоскать белье и жителям приходится заниматься этим дома или ехать на Пую.

Стоя на высоком холме, любуешься панорамой луга, его бескрайними просторами, уходящими за чуть различимую глазом вдали Поженскую. Разный этот луг в разное время года. Зимой он спит под толстым снежным покрывалом, в солнечный день его белизна слепит глаза, в лунную ночь отливает необычной, загадочной синевой. Нога человека не тревожит его в эту пору, и лишь дети на соревнование  - кто дальше прокатится на санках или лыжах - немного нарушают его покой. Катание с гор (так мы зовем холмы)  в пору детства было любимым зимним развлечением – до эпохи телевизоров, а тем более компьютеров было очень и очень далеко. В тоже время прокладывать лыжню по лугу не помышлял никто из преподавателей физкультуры. Наша лыжня проходила по лесу, с подъемами и спусками, с ароматом хвойного леса на протяжении всех пяти километров. Куда уж до этого лыжнику на замерзшем русле Северной Двины!

Весной луг просыпался вместе с Вагой. С шумом взламывался лед, и река быстро выходила из берегов, поглощая все луговые просторы, и вид реки становился бескрайним. Наступала пора пройтись по новым берегам с рыболовным сачком. Это нехитрое орудие лова на длинном шесте доставляло много радости. Единственными залогами успеха считалась темная, безлунная ночь и прибыльная вода. Прошагав до Федькова, или даже до Мухины можно было рассчитывать на хороший улов, или пройтись по Пуе от Рекивцевского моста до Ереминского.

Постепенно вода начинает спадать, задерживаясь в многочисленных протоках, и все больше обнажается луг. Промытый речной водой, с отложениями ила он постепенно готовится к выполнению своей основной задачи – выращиванию травы. Сказать просто травы - нельзя. Вместе с травой надо возродить очередное поколение полевых цветов. В детстве мы насчитывали до двадцати различных  их видов, но, кажется, их было значительно больше. Сначала на фоне синевы многочисленных ериков начинал прорезываться желтый цвет лютиков, ему вторила цветущая ива по берегам реки, а уж потом, заключительным аккордом, буйно расцветала купальница. Герань луговая начинала соревноваться с клевером, ромашкой, колокольчики, стеснительно глядели на незабудку. Все расцветало, оживало и наступало лето. Полежать в траве, вглядываясь в небесную синеву, слушая шум крыльев труженика – шмеля было истинным удовольствием.

В летнюю пору общение с лугом становилось все чаще – на реку рыбачить или купаться, проехать на велосипеде с корзиной белья, но обязательно вдохнуть запах цветущего луга, заведомо помня, что осень снова скроет всю эту красоту.

В августовскую палитру луга вновь возвращаются желтые тона, гладко подстриженный  (речь идет не о нынешних днях, и это понятно), причесанный, с аккуратными стогами сена, он уже имеет свой запах – он уже имеет привкус осени, хотя нет пока еще занудных дождей, той обычной осенней серости и тоски. Он достойно отработал, выполнил свой долг, и мечты о грядущем сне все чаще посещают его.

Но были в жизни луга и страшные времена. Он, наверное, помнит их и сейчас. Видится летящий самолет АН-2 со шлейфом минеральных удобрений. В то время «химия все больше простирала руки в дела человеческие». Казалось, люди совсем забыли, что луг заливной, что иловые отложения удобряют его, и зачем сыпать отраву, если ее смоет водой? На берегу Ваги можно было в то время видеть огромную кучу минеральных удобрений, выгруженную с баржи. Шли дожди, ручьи с химией стекали в реку, а там рыба, водопой скота, водозабор…

Но еще страшнее видел луг тот же самолет, но из жерла его вылетали струи дефолиантов – запах химии доходил до села, часть отравы попадала в реку. Через три дня на фоне жуткого запаха мы видели черного цвета кусты, Так пытались расширить сенокосные угодья, забывая, что именно кусты укрепляют берега реки и не дают им осыпаться. Сколько лет инактивируются эти яды? Думал ли кто – то тогда об этом. Говорят, в пору войны, американцы во Вьетнаме поступали так, но это была война.

Особенно красиво возвращаться с реки и видеть панораму села. Можно видеть три холма, разделенные глубокими оврагами. Да простят меня земляки, если я дам им названия по значимости строений на этих холмах: пусть один назовем Больничным, второй Храмовым, а третий Библиотечным. Назначение первого и третьего вполне понятны, но особенно надо остановиться на втором холме. Преображенская церковь как белоснежный корабль, видна  с самой дальней точки луга. Возвышаясь над зеленью, она пленит взгляд своей красотой, и появление ее на фоне ландшафта всегда тесно переплетается с мыслью о скором возвращении домой, всего – то два – три километра пути осталось.

Меняются времена, меняются нравы, меняется наша красавица церковь. Что ей пришлось пережить в пору поругания и безверья! Она уже не такая белая, с частично обвалившимися карнизами, смотрит на нас пустыми окнами – глазницами и, наверное, удивляется, а скорее – скорбит, а может по -  своему и укоряет нас. Ей пришлось пережить и магазин, и контору совхоза, и склады, и общежитие сельхозотряда. Думается только одно -  мы же люди. Стал бы человек так разрушать свой дом? А Божий дом разве можно? Прекрасная напарница, летняя, деревянная церковь оказалась слабее сестры. Превращенная в дом культуры, где танцы, пьянки и драки, она в одночасье сгорела, не оставив следа на земле, наверное от стыда. Добрые люди пытаются сохранить, хотя бы то, что есть, бережно ухаживая за останками старого храма.

Душа тянется к свету, новая церковь народилась на ровдинской земле, значит не все еще потеряно. Эта беда не только у нас. В марте прошлого года довелось возвращаться из Пинеги в составе бригады университетского общества «Православные врачи России». Единогласно решили на обратном пути заехать в Красногорский монастырь. Мы увидели жуткие развалины в прямом смысле этого слова, сфотографировались на память у основания разрушенного иконостаса, где лежали цветы, оставленные чьей – то доброй рукой. Тут же прекрасная горнолыжная база, счастливые люди отдыхают, скатываясь по трассе, и, держась за подъемник, поднимаются вверх. Сразу вспоминается годом раньше посещение с группой школьников Антониево–Сийского монастыря, где радостно видеть как он возродился, как едут сюда люди, едут не отдыхать, а прикоснуться к святыням, пусть кто- то и запоздало, но это не имеет сроков давности….

Владимир БРАГИН.

Фото




Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. Травы на сенаж Второй год в крестьянском хозяйстве «Наводово» занимаются внесением минеральных удобрений для улучшения качества трав. На  проведении подкормки Аферовского луга и...
  2. Сеют травы В хозяйствах района начались посевные работы. Давно шенкурские крестьяне отказались от сева зерновых. Основными культурами стали однолетние и многолетние травы....
  3. Весенний пал травы С наступлением тёплых весенних дней из-под растаявшего снега стала видна сухая трава, которая так и манит некоторых безответственных людей поджечь...
  4. А войны были… Люблю тебя я, Родина моя. Люблю твои открытые просторы… Люблю цветов обширные поля, Люблю твои леса и горы...
  5. Цветут каштаны Прекрасен наш городок в пору цветения сирени, акаций, яблонь. В социальных сетях появляются фото с влюблёнными парочками на скамье примирения...

Метки: ,
Рубрики: Книги, Культура





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Copyright © 1918-2024
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Старинный город Шенкурск раскинулся на правом берегу реки Вага среди сосновых боров. Город славится своей древней историей и множеством мастеров. Шикарные пляжи, а также единственный официальный пляж на котором разрешено купание тоже здесь!

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...