Яндекс.Метрика



"Важский край" № 12 2019 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

Человек собаке друг

26.10.2018

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 251
ОднаКнопка

НАШ РЫЖИЙ(а по-китайски, может быть, жёлтый) Дар, красивая и умная шотландская овчарка (колли) прожил только 9 лет. Куплен он был маленьким щенком в клубе служебного собаководства с родословной по тем временам довольно дорого – моя месячная ставка на работе.
Сразу он мне лично и не понравился своей какой-то необычностью: узкая, длинная мордашка, густая длинная шерсть и всё понимающие, будто человеческие, карие глаза.
Рос быстро, занималась им в основном младшая дочка-школьница, дрессировала; кормила я, гуляли все по очереди, а утром всегда муж. И своим хозяином Дар считал именно его. Хлопот, конечно, прибавилось сразу. Во-первых, ему надо было готовить отдельную пищу: породистая собака того требует. Наш предпочитал варёную рыбу, не отказывался от каш, любил молоко, ну и, как все собаки, мясо.
Сразу понравилось ему ездить в машине, причем, если хозяин-водитель куда-то выходил из неё, например, в магазин, Дар обязательно перебирался на водительское место и на всех, подходящих к машине, коротко гавкал.
Днём, когда все расходились по своим делам, собака была на привязи и очень тосковала, и часто убегала. Благодаря анатомическому строению головы, Дар просто-напросто, помогая себе лапами, вылезал из ошейника, стягивал его с головы.
Таких собак в округе ещё не было, люди его побаивались, да и собратья тоже. Был Дар в меру доверчив, дружелюбен, не- агрессивен. Знакомых и незнакомых иногда мог пропустить в дом, в квартиру, но обязательно заходил следом сам и ложился у порога. Всем своим видом показывая, зашёл-то ты зашёл, но попробуй выйди!
Все команды выполнял чётко, его даже на выставку собак в Архангельск свозили. Места никакого не занял, но грамоту привёз.
Случались и досадные курьёзы. Однажды летом я была на своей грядке, привязанный к забору Дар был на виду. Вижу, почтальон несёт газету, их тогда выписывали много, а работники менялись часто. И почему-то почтальонка решила отдать мне газету в руки, а не положить в ящик. Вот мы с ней и идём навстречу друг другу. Дар тут же вскочил, встал и положил передние лапы на плечи женщине. Я бегу и кричу: «Дар, сидеть! Оля, не шевелись, стой спокойно!» Но мне ведь надо ещё добежать, калитку открыть. Схватила его за ошейник, усадила. Оля, конечно, испугалась, но никак себя не спровоцировала, только всё приговаривала: «Дар, отпусти меня, Дар».
Моя знакомая бабушка из города после долгого отсутствия вдруг заявилась в гости, не предупредив. Дар, лежавший у порога, поднялся, положил ей лапы на плечи, оказавшись вдвое выше той бабушки. Долго я отпаивала её чаем, прыскала водой, давала лекарство.
– Знала, что у вас есть собака, но не думала, что такая большая, – сетовала она потом.
И то, что на дальние расстояния Дар ездит плохо, мы узнали не сразу. Поехали как-то в лес, в сторону Тарни. Свернули с асфальта, запрыгала машина из ямы да в яму, забултыхала по лужам. Дар забеспокоился, приоткрыли ему окно. Взглянула я в боковое зеркало, катится за машиной рыжий клубок, а собаки на заднем сиденьи нет. Оказывается, выскочил он в окно на ходу, но сумел сгруппироваться и по инерции катился какое-то время за машиной. Вид у него был тот ещё. Остановились, вроде не ушибся, погуляли у дороги и повернули обратно.
Кошек Дар никогда не гонял, со своим Мурзиком дружил. Еду его мог и доесть: не оставлять же посуду грязной. Спал-ночевал в коридорчике под лестницей, есть любил на крыльце или на улице.
Нахальных ворон не любил. Каркуши норовили отобрать у него еду. Как-то гладила я бельё и всё время смотрела в окно, наблюдая за Даром. Он лежал у крыльца и грыз кость. Прилетела ворона, попрыгала на заборе и полетела за другой. И вот одна ворона скачет перед носом собаки, другая сзади норовит долбануть его в хвост. А хвост у Дара большой и пушистый, и удары каркуши не достигают цели. Она подвигается ближе и ближе и клюёт его в заднюю лапу. Дар вскакивает, оборачивается и клацает зубами. Передняя ворона тут же подскакивает к кости, но захватить её в клюв не может – слишком большая (не по зубам). Пытается сцапать её лапами, но подняться с ней не может, и Дар уже наложил на кость свою лапу. Снова садятся неудачницы на забор. Собака тоже меняет стратегию, ложится ближе к скамейке, задние лапы и хвост – под скамейку, кость – между передними лапами – нате вам. Вороны, посоветовавшись, переключаются на другое. Одна садится на теплицу, вертится во все стороны: туда приходят не только люди, но и кошки. Другая прыгает по грядке, выискивая начинающую созревать клубнику. Наконец, находит и садится на теплицу с ягодой в клюве, теперь другая улетает на грядку, но не на ту, а на соседнюю – всё каркуши понимают.
Дар несколько раз становился на забор передними лапами и лаял на воровок. Теперь уж я выключила утюг, вышла, похвалила Дара и помахала палкой у теплицы: улетели.
Как-то прихожу с работы, Дар, как обычно, встретил меня на крыльце, глядит в глаза и даже рот открывает, словно сказать что-то хочет. Стала снимать обувь в коридорчике и слышу, как под лестницей, за старой стиральной машиной, что-то прошуршало. Выскочила, если крыса, то я их очень боюсь. Осторожно снова захожу, собака протискивается вперёд и показывает мне носом. А там у старых сапог сидит голубь, только глазки-бусинки и можно заметить. Беру его в руки, выношу на улицу и сажаю на забор. Голубь отряхивается и тут же  улетает. Сам зашёл или Дар его приютил по доброте душевной: дверь-то целый день приоткрыта.
Было и так, что мы с Даром заблудились в ближнем лесу: грибы искали. В отличие от коз, грибов он не ел, но искать умел. Причём, предпочитал несъедобные, одного сорта; у нас в деревне раньше их иногда брали, называли кувшинками, кувшинчиками. Найдёт он такую поганку, сядет рядом, смотрит на меня, как будто говорит: «А этого-то, что не берёшь? Смотри, какой хорошенький, молоденький!»
– Ешь сам, – говорю...
Кто бывал в нашем лесу, что около автозаправки, знает, сколько там дорог, дорожек, тропок и тропинок. Вот и мы пошли, видно, не по той. Шли, шли и вышли то ли к непроходимому болоту, то ли к заросшему озеру. Повернули обратно. Давно уж снят с Дара поводок, и на грибы больше не смотрим. Командую ему: «Вперёд, домой». А он плетётся сзади; наконец, увидели дома – ул. Пластинина.
И пастуший инстинкт у нашего колли был потерян. На пастбище с козами шёл охотно, на коз не лаял, хотя чужих собак они очень даже боятся. Но стоило мне отвлечься, то есть начать рвать траву, например, тут же убегал – только его и видели.
Осенью за шиповником ходили обычно к реке: была тропка и переходы через ручьи. Усаживала его, ставила корзину перед носом со словами: «Охраняй». Но стоило мне повернуться спиной – убегал. Кричать, звать, свистеть было бесполезно.

Прихожу домой, лежит на крыльце, виновато отворачивается: все-таки стыдно. Но на следующий раз всё повторяется.

Случилось так, что зимой с нами жила ещё одна собака. Соболь, крупная северная лайка с необычным светло-шоколадным окрасом, с белой грудью и лобастой головой, был красив и понятлив. И две собаки одного пола, разного возраста и разной породы отлично уживались – людям бы так. Соболь понимал, что он гость, и вёл себя соответствующе. Жил в основном на улице, к еде был неприхотлив и нежаден. Только в сильный мороз на ночь запускали его в коридор, тогда Дар спал в прихожей.

Как-то поехали мы в деревню. Дар, как обычно, растянулся на заднем сиденьи. Была весна, лес ещё стоял голый, дорога довольно однообразна, ездока мало. И вдруг вдали от населённого пункта нас остановил милиционер. Дар вскочил, громко гавкнул.

– О, да у вас охрана! Ну это ещё и лучше, – сказал мужчина и показал нам фото.

– Запомните этого человека и будьте осторожны, не останавливайте, не открывайте дверь – преступник вооружён. В ближайшем населённом пункте позвоните в милицию (мобильников тогда ещё не было).

И мы поехали, каждый думая о своём. Дело в том, что тяжело болела моя мама, и мы не знали, как её уговорить, чтоб ехала с нами: поближе к врачам и родным...

И вдруг Дар вскочил, громко гавкнул и прильнул мордой к стеклу, а на обочине стоял человек в светлом свитере, в вязаной шапке, в тёмных штанах, в сапогах и со ржавым ведром в руке. Остановить машину он не пытался, но смотрел очень внимательно. Проехали, скрылись за поворотом.

– Ну что, похож? – спросил муж.

– А ведь и точно, похож, – говорю, – но вот ведро...

– Маскировка!

– Да, наоборот...

И правда. Машина у нас давно.

Вот в те давние времена нередко можно было встретить человека с мятым ведром в руках, притом и машина стояла рядом. Подходил он к остановившемуся водителю и говорил:

– Слушай, друг, плесни чуток, не мог дотянуть до заправки.

И давали: бензин тогда стоил копейки, а заправки редки. В описываемое время всё было наоборот. А ехали мы уже по Виноградовскому району, и населённого пункта всё не было и не было. Да и был ли телефон в полупустых деревнях? В нашей, куда мы ехали, только в трёх домах топились зимой печи, а телефон был только в магазине (тогда он ещё существовал), но в воскресенье он не работал.

В общем, так мы и не позвонили, а беглый зэк, видимо, ушёл от возмездия.

Ближе к лету хозяин заметил, что Дар как-то очень тяжело заскакивает в машину. Я увидела, что он очень тяжело поднимается на наше крыльцо в три ступеньки. Свозили к ветеринару, болезнь прогрессировала очень быстро. Стал он невесел, плохо ел, едва ходил, волоча задние ноги. Тут и свой ветеринарный врач приехала, а Дар даже своей молодой хозяйке, которая его выучила, и которую он не видел целый год, не мог порадоваться. Лизнул руку, и из одного глаза скатилась круглая слезинка. Умер тихо, ночью: уснул и не проснулся. Знаю, где похоронен, бываю иногда, уберу мусор.

Да, болел он и раньше: кишечное расстройство бывало, чума. Лапу однажды порезал очень сильно. Бегал по своим делам вечером, я слышала, что дверь хлопнула, значит, пришёл. Домочадцы уже все спали, а я, перед тем, как выключить свет, заглянула в коридор. Дар лежал, морда у него в крови, пригляделась – и на полу лужица. А на передней лапе зияющая рана, и он уже устал эту кровь слизывать. Разбудила мужа, наложили жгут, потом обработали, перевязали рану.

Всё написанное говорит, что собаке нужны забота, уход, внимание. Собак приобретают детям, а щенки быстро их перерастают и становятся им неинтересны. Хочется сказать родителям, чтобы они не шли на поводу детей, взвесили все за и против. И не покупайте дорогих служебных собак, им, кроме всего прочего, обязательно нужна работа, дело, занятие – называйте, как хотите. Без этого собака просто не может, тоскует. А, может, мы всеми в год собаки поможем несчастным бездомным животным: кого-то приютим, кого-то вылечим, а главное, накормим. Ведь человек – собаке друг.

Римма  УСТИНОВА




Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. Собака – друг, но человек важнее В редакцию газеты «Важский край» поступило сообщение о том, что у жительницы д. Шипуновской Антониды Скрипай забрали собаку....
  2. Собака – друг, но человек важнее В редакцию газеты «Важский край» поступило сообщение о том, что у жительницы д. Шипуновской Антониды Скрипай забрали собаку....
  3. Человек, построивший город 6 марта отметил 70-летие человек, с чьим именем связано появление в Шенкурске большинства кирпичных построек – Адольф Михайлович Пятин. Хочется...
  4. Человек, построивший город 6 марта отметил 70-летие человек, с чьим именем связано появление в Шенкурске большинства кирпичных построек – Адольф Михайлович Пятин. Хочется...
  5. «Пчёлки» на «собаке» В новогодние праздники родители малышей средней группы «Пчёлки» Шенкурского детского сада № 1 решили встретиться в неформальной обстановке за стенами...
  6. «Пчёлки» на «собаке» В новогодние праздники родители малышей средней группы «Пчёлки» Шенкурского детского сада № 1 решили встретиться в неформальной обстановке за стенами...
  7. Cчастливый человек Считаете ли вы себя счастливым человеком? Зачастую мы просто об этом не задумываемся – переживаем горести, радуемся приятным событиям и...
  8. Cчастливый человек Считаете ли вы себя счастливым человеком? Зачастую мы просто об этом не задумываемся – переживаем горести, радуемся приятным событиям и...
  9. Человек — энергия Так сказал о Валентине Алексеевиче Селиванове, жителе д.Шипуновской, глава МО «Никольское» Олег Александрович Костин. Знает никольский глава односельчанина со своих...
  10. Человек — энергия Так сказал о Валентине Алексеевиче Селиванове, жителе д.Шипуновской, глава МО «Никольское» Олег Александрович Костин. Знает никольский глава односельчанина со своих...

Метки: , ,
Рубрики: Жизнь, Отдых и путешествия





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Copyright © 1918-2024
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Старинный город Шенкурск раскинулся на правом берегу реки Вага среди сосновых боров. Город славится своей древней историей и множеством мастеров. Шикарные пляжи, а также единственный официальный пляж на котором разрешено купание тоже здесь!

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...