История одного Собора

07.12.2012 в Жизнь, Культура, Общество, Религия

Начну, как всегда издалека.
А именно с того, что лето есть лето, хотя  оно и закончилось; что лето принято проводить в деревне (или в какой-то местности похожей на деревню) и с того, что я этой традиции свято следую.
Лето – Шенкурск.
Там, как ни крути, корни. Там, как ни крути, дом, построенный прадедом, воспоминания детства, да и просто природа, в конце концов.
И несмотря на то что  я большую часть года    жила  в Архангельске, за 25 лет от слова «лето», Шенкурск стал каким-то близким, маленьким и уютным. Он весь как будто наш один дом — такой маленький по сравнению с Архангельском, а теперь и с Питером.

Сколько я себя помню, Шенкурск для меня не выходил за понятия пляж, парк, двор, читать, ОТДЫХАТЬ — собственно, что еще нужно подростку для хорошего лета?
Позапрошлый год стал для меня открытием. У Шенкурска ЕСТЬ ИСТОРИЯ… И даже странно стало… Ребенком, я была на праздновании 850- летнего юбилея города, но в свои 10-11 лет не обратила внимание на эту дату: ну, не воспринимала я  маленький городок, как исторический центр.
Повторюсь, позапрошлый год исправил эту оплошность… Все-таки небольшая экскурсия по городу что-то поведала о купеческом и религиозном прошлом города.
Прошлое лето оказалось совсем забитым делами, и я в Шенкурске не была, а это…
То ли я доросла до чего-то, до какой-то ступени, то ли Питер приучил, но только сейчас я вдруг увидела за каждым фасадом жизнь… историю… за каждым камнем… 875 лет истории!!!!
Я начала раскапывать её для себя, по ниточке, по капле, выспрашивая, вычитывая, высматривая… и знаете… пусть Питер в 300 раз больше Шенкурска — я со спокойной душой их сравниваю. Шенкурск все же втрое старше Северной Пальмиры.
Тут сердце  и дрогнуло.

До революции город был зажиточным – сейчас это глубокая глушь, где с трудом можно найти работу. До революции центр Города не уступал по красоте Архангельску… Сейчас в центре города стоят самые настоящие руины… 50- летние деревяшки да базар раз в неделю.
До революции в городе был монастырь, 4 каменных собора и 4 или чуть больше деревянных. Еще несколько монастырей были в округе… Сейчас едва-едва теплится неоштукатуреная, но все таки живая церковь. Одна!!!
Сейчас бы перейти на хаяние революции — и вполне бы стоило… То, что они сделали с Шенкурском – это настоящее сознательное растерзание и уничтожение города… Но что было, то было. Мы люди современные, и нам расхлебывать все, что бы ни было до нас.

http://vk.com/album2084821_160282015
Вот ссылка на открытый альбом-экскурсию по Шенкурску, но одну историю я очень хочу рассказать и показать здесь.

К руинам я была неравнодушна с детства. И еще совсем ребенком всё порывалась залезть в обгорелые каменные развалины старого кинотеатра в центре Шенкурска. Красивые были руины. Тянуло меня туда, будто они звали к себе. Я трогала облупившиеся красные кирпичи колонн, и траву, выросшую между ними, мне нравились местами сохранившиеся лепные украшения стен, нравились своды, чьи ребра торчали на фоне синего летнего неба. Нравились округлые формы задней части здания — будто три секретные комнатки внутри были… когда-то.
Разумеется, никто не пускал маленького ребенка в жуткие руины – ребенок ждал…
Мама рассказывала, что кинотеатр сгорел, когда она была совсем маленькая, но она помнит этот пожар. Говорит,  в  её  детстве  у  кинотеатра продавали вкусное  мороженое, поэтому  пропустить  тот момент, когда  мороженое  стали продавать  у сгоревшего кинотеатра  она  не  смогла.

Как только моего образования хватило на то, чтобы проанализировать своды и альковы «кинотеатра»… Меня взяла оторопь… Это  же… Церковь!… Выходит… больше 40 лет в самом сердце города стоит, как жуткий памятник, Обгорелый Остов Центрального Храма…

Весь отпуск этого года я потратила на то, чтобы найти как можно больше данных о нем.

Итак, вот вам печальная История Одного Собора.

Как выяснилось, обгорелые каменные стены принадлежат центральному Свято-Троицкому Собору — главному собору Свято-Троицкого женского монастыря, чьи территории сейчас безраздельно занимает «понедельничный рынок»…
Монастырь этот всегда был сердцем города. Он был основан аж в 1664 году (как женский… до этого он был мужским, но впал в запустение и был передан монашкам)
Монастырь был почитаем русскими царями настолько, что игуменья была вхожа в Царские Палаты!!! А дары царей монастырю хранились тут до самого последнего момента, и были безжалостно изъяты  лишь  в 1927-м… Монашки прекрасно вышивали золотом, и их произведения ценились на вес материала их вышивки. Монастырь открыл первую в Шенкурске школу…

 

Вообще, надо сказать, что в Шенкурске были 2 источника финансирования города — Смолокуренная артель (настолько богатая, и настолько хорошо поставленная в плане бизнеса, что они приглашали в Шенкурск учителей из Англии, чтобы те учили детей РАБОЧИХ артели англицкому языку

Я уже не говорю про остальные дисциплины… ) и Монастырь, который финансировал всё, что не финансировала артель или частные купцы. Город ПРОЦВЕТАЛ! Там было все, что душе угодно и даже то, что желали души царские, но не всегда имели! Как- никак, шенкурские земли были личными вотчинами государей и поставляли КО ДВОРУ  пушнину  и, конечно, золотое шитьё монашек….

Вообще, Шенкурск был вторым по величине епархиальным центром в губернии (а это, поверьте, много значило)!

Сейчас сложно представить, а если представишь, — больно в груди становится – от деревянных соборов не осталось НИЧЕГО. От одного каменного — остался… Пустырь на берегу…. От него камня на камне не оставили.

Из церкви Всех Святых сделали какой-то… завод, ну и довели.
Из Сретенской (КРАСИВЕЙШЕЙ!) церкви сделали общественную баню и тоже довели. Её печальные останки так и стоят на одном из пустырей.
Церковь Зосимы и Савватия чудом дышит сейчас… а из Центрального монастырского Храма сначала сделали музей, потом подумали, что шикарно будет, сделали магазин и кинотеатр, а потом, прошу прощения… отхожее место…

А дело было так: После революции, в 17-м, никто тут даже представить себе не мог, что на Монастырь поднимут рук… лапу… А подняли…
10 лет монашки правдами и неправдами, (вплоть до БУНТОВ!) отстаивали право монастыря на существование в любом виде — не разрешили ни в каком.
Насколько гласят труды историков-краеведов и воспоминания людей, чтобы прижать несговорчивых монашек на них несли такую ересь, что диву даешься! Поначалу им велели ужаться до одного храма (видимо, это и сохранило церковь Зосимы и Савватия, так как это её они получили). Ужаться  и «удовлетворять народную потребность в богослужениях». Те согласились, в надежде на лучшее… Но вскоре монашки были замечены в том, что кроме богослужений, они еще и живут, такие сякие, в кельях, в здании, отведенном ТОЛЬКО для богослужений! Значить не по уставу! Значить изъять! Проще  говоря,  нашли повод…
И это еще самая мягкая и «относительно адекватная ересь»…
В 1927-м году монастырь ликвидировали, белокаменную стену с вратами снесли, имущество изъяли, монашек разогнали (еще прабабушка говорила, что многие из них так и доживали жизнь в Шенкурске, уже так, сами по себе. ЭХ, НАЙТИ  БЫ  ХОТЬ  ПАРУ  ВОСПОМИНАНИЙ  О  НИХ!. Иконы частью разослали по музеям, частью просто сожгли. Храмы приспособили под народные нужды. Так у Троицкого собора снесли купола, разделили здание на 2 этажа, и, как я говорила, внизу сделали музей, а в верху — кинотеатр… в алтаре самое место киноэкрану… блин…
А затем и музей  был  заменен на  магазин. Долго ли?

Кинотеатр функционировал… Говорят, славился не столько фильмами, сколько шикарной люстрой под сводами, дожившей до самых 60-х…
Но вот однажды что-то вспыхнуло в кинозале (скорее всего проводка), и нет кинотеатра… утром проснулись, а он сгорел… дотла… до голых стен. Даже крыша рухнула, сквозь 2 этажа… Люстру, говорят, не выдержала…

Народу стало обидно. КАК ТАК БЕЗ КИНОТЕАТРА?!  Власти быстренько построили рядом новый… тот, что стоит и сейчас. Кинотеатрик хиленький, на скорую руку кирпичей накидали и ладно, сойдет.
А построили, по воле неба, совсем рядом со сгоревшим храмом. Храм забыли, забросили… и вот больше 40 лет… Остов Свято-Троицого собора, без крыши, без окон, без дверей стоит в центре города…
Напоминает свистом зимнего ветра, что и пули тут свистели, когда катились расстрелы, и горел город от бомбежек в первую мировую, и зачищали его «классово» в 20-30-х…
Стены все выдержали, кроме времени.
Кладка стала сыпаться…  Еще бы! Что ни весна — в храме озеро,  что ни осень — ветер… Полы, что не сгорели, сгнили и рассыпались… В общем, удручающее зрелище. Советскому народу стало невесело в таком соседстве. Решили   снести его к далекой бабушке, и все!
Вызвали специалистов по сносу. Те исследовали стены и вынесли решение —  НЕ СНЕСТИ — Кладка больно крепкая… только взрывать.
Народ прикинул и понял, что взрыв опять оставит их без кинотеатра — соседа просто снесет взрывной волной, если не взрывом.
Это и спасло стены! Не знаю кому как, а мне кажется, Высшие  Силы тут вмешались! Неспроста так! Как говорят, Бог сохранил!
В стенах со временем выросли деревья, а кладка всё такая же мощная…
Долгое время не заколоченные внутренние помещения храма служили… я уже говорила, каким местом…. (язык не поворачивается так про храм повторять), пока пару лет назад не нашелся мужчина, который без ожидания наград или еще там чего пришел и заколотил входы и окна. Один, своими руками.
Вот уже 2 года он по крупинке, вооружившись лопатой раскапывает нанесенную землю внутри собора, раскапывает 40-летний слой… и когда его спрашиваешь «Восстановят?» он, зная, что никто никаких денег не выделял и никто ничего делать не будет уверенно отвечает:
— Колокола же поставили — восстановят, конечно. Еще пару лет дайте, и восстановят!, — и снова берет лопату…

Колокола и, правда, появились на пожертвования прихожан  и   местных шенкурских бизнесменов. На эти  же средства стелили пол в церкви Зосимы и Савватия, чтобы хоть как- то вести службы. На то, чтобы оштукатурить и побелить церковь — денег нет.
О восстановлении Свято-Троицкого Сердца Города даже мечтать боятся — миллионы нужны… а где их возьмешь?
С документацией, собственностью,  и ответственностью  всё  совсем непонятно,  потому что, к тому времени, когда это все решали в 70-80-90-2000-е — от большинства  Соборов  Шенкурска  уже остались одни  руины.
Более того, почему то ни одного храма ДАЖЕ ЦЕРКВИ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ, которая является ДЕЙСТВУЮЩЕЙ (Пусть нереставрированной, но действующей) нет в перечне приходов, храмов и церквей Епархии.

Денег ждать просто не откуда.

Может быть, именно эта ситуация заставила меня снова и снова слушатьэто одинокое, зовущее подвывание ветерка. Может быть этот мужчина, который ничего не прося и никого не спрашивая, ОДИН лопатой раскапывает Храм.
Но ведь есть же какой-то выход! ЕСТЬ! Я знаю, что есть!

У нас столько миллионеров, которых мы видим по телевизору на каждой службе стоящими перед иконами! У нас столько соборов отстроено в Архангельске! У нас столько молодежи, которая хочет летом  заниматься волонтёрством, но не может уехать за границу! У нас столько  разговоров про восстановление того, что было утрачено в революцию! У нас столько разговоров от политиков о восстановлении престижа веры и Церкви! Столько разговоров про нравственное воспитание нового поколения!
Так что же вы творите-то!!
Люди ХОТЯТ верить, и ВЕРЯТ! В ЧУДО, верят, так неужели это чудо нельзя свершить — когда для него нужны просто ДЕНЬГИ…
Бог мертвых к жизни возвращал, а тут для воскресения нужны всего-то деньги!

Без веры любой, не важно какой конфессии, оскотинивается человек! По- любому! Ну, неужели власти  там, совсем  наверху, всерьез намерены что-то сейчас объяснять детям в Шенкурской школе про престиж и необходимость веры? Где? Под руинами Свято-Троицкого Собора? Или, может, в кафельных окнах Сретенской церкви —  бывшей бани?
ГОСУДАРСТВО, ЦЕРКОВЬ, МИЛЛИОНЕРЫ, КТО-НИБУДЬ!
Неужели вы не хотите хотя бы оставить свое имя и истории и в душах этих людей?!
Обидно…
Что еще надо сделать, чтобы вернуть городу его сердце?

Поплакав  над всем этим  отчаянием,  поняв, что ничего от этого не изменится,   мне подумалось:

«А кто, если не мы»? Конечно,  мало надежды  на  отклик – люди зачерствели  к  вере, но попытка — не пытка.  И я  просто бросила  несколько  фотографий  да  статейку  в свой  блог.

И представляете,  из  разных  уголков  России,  из  соседних государств стали приходить  отклики!

«У нас  и хуже  было, но один человек  нашелся  и вот, восстановлен  храм»

«Возьмитесь сами!  Возможно же!»

«Все получится.  Начинайте  шевелиться  и вам помогут. Бог поможет, если не люди»

Эти несколько  человек  заставили меня поверить. Храм   РЕАЛЬНО  отреставрировать,  если   работать   над этим   не в одиночку.

 

Люди,  Шенкуряне, дорогие!

Присоединяйтесь к  нам, если не  финансами, то мыслями и молитвами!

Мы будем рады    помощи людей  и любому  отклику, любой  информации о монастыре,  Соборе,  о жизни монашек  после  закрытия  монастыря.  Нам  нужны  любые  ваши  идеи:  как  можно  поднять многомиллионный  проект? Вдруг  вы  хотите  помочь  нашему  проекту   каким-то своим особенным талантом, умением.

Мы  уже  много  сделали,  и будем  делать,   пока не доведем  до  конца и не услышим  звона колоколов восстановленного  Свято-Троицкого храма!

Реквизиты  для  добровольных пожертвований:

Яндекс-Деньги:   410011671628449

Контакты:

Наша  группа  в  Контакте  http://vk.com/club42763323

Здесь можно посмотреть,  чем  можно реально помочь. Порой  для  этого даже не нужны  деньги! Здесь  же  вы  можете  следить за  новостями  проекта, увидеть, что уже  сделано. Общаться,  а может быть рассказать  Истории Других  Соборов.

 

Автор  Горенькова  Ирина.

e-mail  St-TroytskyHram@yandex.ru

anakins236@rambler.ru

контактный телефон

+7 950 039 73  89.

30 ответов на История одного Собора

  1. Есть вопрос: вот в Шенкурском районе жизнь, скажем прямо, далеко не сахар. Вот читаешь газету «Важский край» и видишь: тут попа с переправой, а вот тут вырубили весь лес, а вот тут нет дороги, а школьников возить надо, а вот тут школа скоро рухнет, а новую не строят. И так далее…
    И вот всегда интересовало: как так устроено мышление людей, у которых кругом полная «попа» за что ни возьмись, а они деньги на строительство храмов собирают? Я спрашиваю беззлобно, но просто логика подсказывает: без храма жить можно и очень хорошо, а вот без переправы как-то неособо хорошо, без врача — тоже нехорошо, без дороги — ещё хуже. Каким образом наличие храма изменит жизнь? Вот, например, в Ровдино построили церковь — стало ли от этого лучше? Ну кому-то кроме тех людей, которые туда ходят, а их, прямо скажем, немного?

    Это я всё к чему: когда у тебя насморк и ты вышел в город, упал и сломал ногу, то перво-наперво надо бы разобраться с ногой, а уж потом можно бы и насморк полечить. Однако у нас всё как-то наоборот: нога уже посинела, а мы бегаем ищем капли от насморка. Нет?

  2. «Мы уже много сделали, и будем делать, пока не доведем до конца и не услышим звона колоколов восстановленного Свято-Троицкого храма!»

    А может лучше эту энергию направить на новую школу в Ровдино? Ну пока не услышим как дети радостно идут в новую школу? Дети — это наше будущее. Что важнее-то?

  3. «Мы уже много сделали, и будем делать, пока не доведем до конца и не услышим звона колоколов восстановленного Свято-Троицкого храма»

    А вот пробежался ещё по группе вк «Важский Край»: пробелма с баней общественной — цены высокие, условия никакие 9холодно, дует и т. п.).

    Так может лучше «и будем делать, пока не доведем до конца и не услышим» радостный звон шаек и шлёпанье веников по ягодицам? Нет?

  4. Маэстро, Ваша боль за социалку, отсутствие должных МТБ (материально-технической баз) у шенкурской переправы, городской бани, Ровдинской школы вполне понятна. Но, согласитесь, в данном случае мы смеем надеяться, что восстановление данные объектов будет осуществляться за счёт средств налогоплательщиков ( из бюджетов разных уровней). Народная инициатива по восстановлению храма она немного из другой оперы. Пост написан для того, чтобы привлечь внимание жертвователей. У человека всегда есть выбор на что потратить личные сбережения, есть право жертвовать или не жертвовать…Если кратко отвечать на Ваш вопрос.

  5. Это понятно. Только скажу ещё раз: вот есть куча более важных проблем. Может, они будут решены, может — не будут. НО! Решать их надо! Отчего русский человек готов тратить энергию, деньги, время на решение вторичных проблем, когда промедление в решении проблем первичных смерти подобно? Отчего русский человек готов тратить энергию, деньги, время на лечение «насморка», когда у него «нога сломана» и надо срочно заняться «ногой» иначе — катастрофа?
    понятно, что тут дело добровольное, понятно, что есть выбор. Ну вот я и спрашиваю — отчего выбор почти всегда идёт в «эту» сторону? ниразу в жизни не видел, например, урны для сбора денег на «новую школу» или » на строительство дороги». Но «подайте на храм» — в каждом задрипанном магазинчике обязательно будет. Вот и вопрос: отчего так?

  6. «Маэстро, Ваша боль за социалку, отсутствие должных МТБ (материально-технической баз) у шенкурской переправы, городской бани, Ровдинской школы вполне понятна.»

    Светлана, я же почти как терминатор — боли не чувствую. 🙂 Тут не боль — тут недоумение и непонимание устройства мышления сограждан.
    Ну как бы: вот налил я чаю себе, попробовал — не сладко. Вывод, который подсказывает логика: надо бы кинуть ещё сахарку и помешать. Отчего люди начинают вдруг кружку с чаем разогревать? Для чего начинают кидать туда соль? Для чего начинать плясать с несладким чаем в кружке, если задача состоит в том, чтобы сделать чай слаще?
    Вот так и тут: жизнь многих не устраивает, куда ни глянь — непочатый край работы и геморроя, но перво-наперво давайте отстроим храм, да. Жизнь тут же станет лучше, да.

    Ну и вопрос по существу: сколько хоть примерно денег-то надо на всё это?

  7. Кроме шлёпанья веников по задницам, переправ, и т.п. есть несколько другие потребности у людей.
    Это как с «упакованной» рублёвской женой, которая не находит покоя в своём достатке, уюте и прочих приятных «мелочей» в виде картин Кандинского.

  8. Да, и вопрос строительства/восстановления храма не равнозначен улучшению жизни. Это не волшебная кнопка, нажал — и жизнь стала лучше.
    Как раз секты весьма продуктивно работают с этим стереотипом, вербуя падких на «счастье за свечку».

  9. «есть несколько другие потребности у людей»

    Есть — не спорю. Вот я и говорю: отчего первостепенные потребности отправляют на второй план, а второстепенные — на первый. Или же я путаю второстепенные потребности с первостепенными? Просто я как-то не могу понять как наличие храма можно сравнить с наличием, например, переправы или бани?

    «Это не волшебная кнопка, нажал – и жизнь стала лучше.»

    Вот-вот. А наличие новой школы — как раз такая кнопка. Построил, и жизнь стала лучше. Переправа — тоже. баня — тоже. Храм — нет. Об том и речь веду.

  10. Просто я как-то не могу понять как наличие храма можно сравнить с наличием, например, переправы или бани?
    Так никто и не сравнивал)

    Или же я путаю второстепенные потребности с первостепенными?
    Ну ежели взять пирамиду Маслоу, то конечно сперва переправу с баней наладить нужно.
    Мне же кажется, что развитие человека и его работа над собой идёт параллельно практической жизни. Поэтому важно делать всё параллельно.
    Ну а вообще: «Подлинное развитие происходит вне зоны комфорта.»(с)

    А наличие новой школы – как раз такая кнопка. Построил, и жизнь стала лучше. Переправа – тоже. баня – тоже. Храм – нет. Об том и речь веду.
    Мы в первом пункте договорились, что это разные вещи.
    Школа,переправа, баня — улучшение жизни.
    Храм — вообще другие задачи.

  11. Позволю сказать несколько слов о возникшем споре.
    Маэстро, Вы без сомнения правы в том, что переправы, школы, бани и т.д. нужнее в физическом, жизненном смысле. Но в таком случае в Шенкурске можно продолжать этот список бесконечно — работа, детские сады, ЖКХ, ветхий жилой фонд, недостроенные жилые дома, не лучшая больница…. и т.д. и т.д. и т.д.
    Тут есть 2 варианта. Либо начинать хоть с чего-то, либо сказать » уууу- нееее. тут слишком много… это нереально….» Я предпочитаю первый.
    Почему же именно с Храма? — вопрошаете вы, — нет бы с бани!
    Отвечаю:
    1) Я полагаю, что без веры баня не поможет. была в Шенкурске церковь — была вера — город цвел. Сделали из церкви баню — вместо церкви стала баня, а город зачах. Конечно не Храмом единым город можно поднять, но Разбудить для желания действовать можно Верой. И, по-моему, Только Верой.
    2) Не имея денег — не сделать ни школу, ни баню, ни Храм. Денег в Шенкурске нужных нет и не будет еще Бог знает сколько времени. У меня, к сожалению, тоже денег нет ни на Баню, ни на Храм. А любая организация скажет «Баня — дело государственное, а значит не наше. а вот Храм другое дело!» Итого имеем вариант не получить ничего ни на что или получить на Храм… и сделать это началом чего то еще большего.
    3) Есть здесь и человеческий фактор. Вот вы возьмите, да начните кампанию по организации переправы. Постройте сеть бань. Вам это покою не дает. А мне Храм покою не дает. Будем работать параллельно — в 2 раза больше хороших дел сделаем. А? 🙂

    С уважением, Ирина 🙂

  12. «Вам это покою не дает.»

    Нет. Я, на само деле, спокойно воспринимаю отсутствие бани в Шенкурске. равно как и отсутствие переправы, ибо сам живу не в Шенкурске, Меня-то как бы не особо это задевает.

    «Будем работать параллельно – в 2 раза больше хороших дел сделаем»

    Для улучшения своей жизни работаю каждый день, да.

    «была в Шенкурске церковь – была вера – город цвел. »

    В качестве дополнения: город основан в каком году? В каком году убрали церковь? Сколько лет прошло с момента основания города до момента «убирания» из него церкви? Самый важный вопрос: отчего город цвёл-цвёл да так и не расцвёл за ТАКОЕ количество времени? Вот Питер — за 300 лет расцвёл. Москва за схожее с Шенкурском количество лет расцвела. Даже Архангельск — тоже расцвёл относительно Шенкурска. А вот Шенкурск как-то так странно цвёл, что вот дальше небольшого уездного городка не расцвёл. Вы здесь небольшое логическое несоответствие не наблюдаете? Ну в том плане, что наличие-отсутствие церкви тут как бы не играет роли. Тут немного другие вещи важны. Самая важная — деньги.

    «но Разбудить для желания действовать можно Верой»

    Мои родители (про себя — молчу) — атеисты. По жизни своей — крайне деятельные люди. Что их побуждает на деятельсность?

  13. «Так никто и не сравнивал)»

    Я сравниваю. Об том и говорю.

    «Мы в первом пункте договорились, что это разные вещи.
    Школа,переправа, баня – улучшение жизни.
    Храм – вообще другие задачи.»

    Правильно. Вот про то и веду речь: отчего все ноют про то, что надо жизнь улучшить, что кругом бардак, но мысли сперва » про другое», а уж потом — про улучшение жизни.

  14. Уважаемая Ирина. Сама идея по восстановлению храма может быть и важна для отдельных когорт населения.
    Но мы должны придерживаться исторических фактов, иначе нас обвинят в популизме. Следует понимать, что город Шенкурск цветущим к сожалению не был. И это не пропаганда коммунистов. Обратимся к статистическим документам 19 века. «Труды Архангельскаго статистическаго комитета за 1865 год«. Средняя продолжительность жизни православного населения в городе Шенкурске составляла 23 года. Обратите внимание — это реальная средняя продолжительность жизни, а не ожидаемая продолжительность жизни при рождении, которой демографы пользуются в наше время. Более общую характеристику города находим в «Архангельском сборнике» за 1863 год в разделе Статистическое описание Шенкурского уезда. «По степени населения, равно как и по неважности в ремесленном, мануфактурном и коммерческом отношениях и по количеству городских доходов город Шенкурск принадлежит к числу бендейших и незначительнейших городов Империи…». [стр 500]. Далее дается подробное описание. В частности говорится, что река малосудоходна, что город лежит в стороне от почтового тракта, а потому проезжающие его не посещают, что даже в весеннюю пору плоты с хлебом не пристают, направляясь от Вельска, отсутствуют освещение улиц, набережная, пристани, что на сретенской ярмарке продается только половина товаров и т.п. и т.д.
    Я нисколько не хочу оскорбить этот замечательный город, я вполне понимаю, что сейчас прошлое принято рисовать в радужных тонах, но нужно хотя бы пытаться объективно смотреть на вещи. А для этого нужно обращаться к документам.

  15. Кирилл, да тут людям другое важнее: был храм, были монашки, было куда сходить помолиться — этого вполне достаточно для того, чтобы обозначить Шенкурск цветущим городом. Ну а если ещё и принять во внимание смолокуренные мануфактуры, что были в Шенкурске — ВСЁ — тут же Шенкурс признаётся почти раем на земле. И никого не волнует: а как оно было с образованием?, а как оно было с медициной?, а что такое — смолокуренная мануфактура — серьёзное механизированное производство или самое что ни на есть примитивное дело, где адский труд происходит в невыносимых условиях. А сколько ели-пили жители? А сколько они жили? Нет — всё фигня, главное — что был храм, а стало быть город цвёл!

  16. Честно говоря не совсем понятно, почему сравнивается мягкое с теплым, когда идет речь о ЖКХ и вере… Если за ремонт/строительство бань, школ и т.д. честные граждане и жители и так платят ежемесячно из собственных доходов, НДФЛ есть основа формирования бюджета, то пожертвование храм это исключительно дело совести. Не мешало бы для начала задать вопрос себе, почему мы позволяем так бесконтрольно и неуправляемо работать системе, построенной для «распила», и начать уже осознавать свою гражданскую ответственность за происходящее. Двумя словами — платить налоги и спрашивать за них. Многим осознать свое я и место в мире помогает именно храм Божий. Здоровье духовное и физическое. Профилактика, Маэстро, и не будет насморка. Ну, а уж если кости трещат, то настоящего православного в бессердечии и отказе в помощи никто не обвинит.

  17. Ну, а уж если кости трещат, то настоящего православного в бессердечии и отказе в помощи никто не обвинит.
    вопрос только в том, как определить этого «настоящего» православного…

    а если опять по теме, то мысли такие:
    1. Восстановление/строительство храма обычно исходит от местного люда. Т.е. когда молиться либо негде, либо православных молитвенников столько, что существующий храм ну никак не вмещает в обычный то день, а уж в праздник тем более.
    Сейчас вроде молиться есть где, и существующая площадь вмещает всех желающих.
    В любом случае от местных такой инициативы нет.
    2. Монастырь, тем более, восстанавливают, когда появляются монахи.
    Вроде в Шенкурске таковыми и не пахнет.

    Меня не покидает вопрос ЗАЧЕМ?
    Ну не в том смысле, что зачем он вообще нужен, а в том, что храм в Шенкурске есть, потребности верующих полноценно удовлетворяются и осознать своё место в этом мире есть где.

  18. «Честно говоря не совсем понятно, почему сравнивается мягкое с теплым, когда идет речь о ЖКХ и вере…»

    Честно говоря — строительные работы по восстановлению храма и строительные работы по постройке моста — это всё строительные работы. Строительные, ага. А не тёплое с мягким.

    «Если за ремонт/строительство бань, школ и т.д. честные граждане и жители и так платят ежемесячно из собственных доходов, НДФЛ есть основа формирования бюджета, то пожертвование храм это исключительно дело совести.»

    Мой папа не жертвует на храм — у него нет совести?

    «Не мешало бы для начала задать вопрос себе, почему мы позволяем так бесконтрольно и неуправляемо работать системе, построенной для «распила», и начать уже осознавать свою гражданскую ответственность за происходящее. Двумя словами – платить налоги и спрашивать за них.»

    Не мешало бы, да.

    «Многим осознать свое я и место в мире помогает именно храм Божий. Здоровье духовное и физическое. Профилактика, Маэстро, и не будет насморка. »

    Вы на верующих-то иных гляньте для начала. Ну из числа тех, кто регулярно ходит в храмы и молится там. Где там здоровье духовное и физическое? Как правило количество мудаков в процентном соотношении там такое же как и в любом другом срезе общества. Профилактика, my ass…

    «Ну, а уж если кости трещат, то настоящего православного в бессердечии и отказе в помощи никто не обвинит.»

    Да никто никого ни в чём не обвиняет. Просто есть вопрос: на какой фиг это вообще надо?

    (задумывается… и говорит тихонько, чтобы никто не услышал)
    вот ежели бы синагогу…

  19. Платить налоги и спрашивать за них — это, Григорий, суть активная гражданская позиция. В храме же Божьем учат смирению… Ибо всякая власть от Бога. Как в такой парадоксальной ситуации храм Божий помогает осознать свое «Я» и место в мире? Ведь активная жизненная позиция предполагает некую борьбу…Поподробней, пожалуйста. Как в этом случае интерпритировать «гордыню» — тяжкий грех перед Богом?

    Кирил вот дал ссылки, из которых делаю вывод: ничего радикально не изменилось с середины IX века. Шенкурск как тогда не пришел в окончательный упадок, но и не получил никакого развития, эту же картину наблюдаем и теперь. Почему?
    На мой взгляд от того, что и в то время, и теперь Шенкурск и Шенкурский уезд (район) были и остаются дотационными территориями. Живем, ничего особо не производя, за счет трансфертов, за бюджетные деньги. С них и НДФЛ платим. Вот еще остатки леса дорубим и тогда, повидимому, подойдем к финишу, от которого никакой Храм не спасет.
    И Российская Империя, и Советский Союз были озабочены своей территориальной целостностью, посему, полагаю, шли на дотирование территорий. В РФии этот императив, похоже, утрачивает актуальность. А Храмы да, будут призывать к смирению…

  20. Маэстро , можно про синагогу поподробнее . Интересная тема .

  21. Шенкурский уезд всегда поставлял России людей . Шенкурят везде много . Маэстро тому пример .

  22. «Маэстро , можно про синагогу поподробнее . Интересная тема .»

    Да не обращайте внимания. Это я так шучу. Ну как бы намекаю, что я — еврей, хотя им и не являюсь. На сколько мне известно, само собой.

  23. Жаль,очень жаль.

  24. В Храме человек сосредоточен на своем внутреннем мире . Смирение — согласие с миром . Внутренняя гармония . Активная жизненная позиция-проявление человека вовне . Разные вещи . Можно быть христианином и иметь активную жизненную позицию . Примеров множество .

  25. Сосредоточение на своем внутреннем мире — это как? На пищеварительном тракте, на выделительной, эндокринной, кровеносной и прочих системах организма? Может на взаимодействии бактерий и ферментов этого организма, при вдохах — выдохах?)))

    Вы, Иван, кроме шуток, видимо имеете ввиду под этим «сосредоточением» попытки анализа и синтеза, на его основе, фантазий мысленных, в русле религиозного вероучения ? Но ведь анализ в данном контексте невозможен, ввиду отсутствия объекта аналитики… Каков в таком случае может быть синтез?

    «Дурманом сладким веяло…» — вот, наверное, формула. И наплевать, что дурман! Главное — сладкий…

  26. Кто как понимает внутренний мир , тот так и сосредотачивается . Марксизм тоже как бы религия и дурман в нем имеется вполне сладкий .

  27. Именно это самое «как бы» исключает марксизм из религий. Впрочем умолкаю. Надоело. Все равно, что играть с голубем в шахматы. Разбросает фигуры, обгадит доску и… улетит.
    Успехов!

  28. Мадиал , вы сердитесь . Если обидел , прошу прощения .

  29. Никаких обид, Иван. Успокойтесь. И уж тем более не сержусь )))
    Устал малехо. От беспредметности.
    Коробит тождественность выражений «Я так думаю» и «Я верю» из уст верующего. Вы-то понимаете, что эти положения А Б С О Л Ю Т Н О не равнозначны? ДУМАТЬ можно только и исключительно предметно. В том числе и обсукждая ИДЕЮ. ВЕРА позволяет ИДЕЕ — ИЛЛЮЗИИ занять место ПРЕДМЕТА.
    Но в глазах думающего (а значит неверующего) последнее положение — парадоксально и в силу этого исключено из реальности. Верующими же аргументация противника не воспринимается категорически.
    Вот и пример с голубем тому — подтверждение…
    В любом случае, Иван, я Вас ценю и уважаю. Спокойной ночи! )))

  30. Среди ученых тоже встречаются верующие . Наука зиждется на вере в возможность познать .

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.