У россиян нет общего представления о том, что такое свобода и порядок

27.05.2013 в Общество, Политика, Увлечения

Нельзя говорить о приверженности населения России ценностям либерализма или консерватизма в традиционном смысле

Иван Напреенко  газета «Ведомости»

В мировой практике социологических исследований политические установки часто измеряются через отношение людей к свободе и порядку. Если респонденты полагают, что первое важнее второго, их считают либералами. Если дело обстоит наоборот — консерваторами.

В рамках исследования «Евробарометр в России», проведенного Центром социологических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) под руководством Виктора Вахштайна и Павла Степанцова, была предпринята попытка оценить, насколько распространены среди населения России ценности либерализма и консерватизма, а также выявить факторы, которые влияют на политические установки. В результате обнаружилось, что говорить о едином поле политических ценностей и смыслов в России невозможно: у респондентов отсутствует общее представление о том, что понимать под словами «свобода» и «порядок».

Участники опроса распределились следующим образом: 63% ответили, что порядок важнее свободы; 18%, т. е. практически в три раза меньше, полагают, что свобода важнее порядка. Доли респондентов, не относящих себя ни к либералам, ни к консерваторам, а также затруднившихся с ответом, составили в сумме 19%.

В ходе опроса выяснилось, что принадлежность к либералам или консерваторам практически не зависит от пола: гендерное распределение в группах схожее, за исключением того факта, что женщин среди приверженцев порядка несколько больше (55% среди консерваторов — женщины). Не зависят политические взгляды и от возраста.

Более того, либералы и консерваторы не различаются и по другим социально-демографическим характеристикам — уровень образования или дохода не влияет на политические ценности большинства респондентов.

На первый взгляд получается парадоксальная ситуация: консерватизм или либерализм оказывается случайной характеристикой. Они не связаны ни с поведением человека, ни с его социальным положением. Чем это можно объяснить?

Дело в том, что либералы и консерваторы по-разному понимают свободу. Это наглядно продемонстрировал семантический анализ: респондентов попросили назвать три слова, которые ассоциируются с понятием «свобода». В результате были выделены 20 семантических образов (см. таблицу 1).

Что важно, семантический анализ выявил ключевое различие между либералами и консерваторами. Для первой группы свобода — это прежде всего «природа», «дом и отдых», «свобода передвижения» и «свобода жизни». Другими словами, для либералов свобода не является политическим понятием (см. таблицу 2).

Среди консерваторов картина радикально иная (см. таблицу 3). В этой группе уживаются сразу два, причем прямо противоположных, образа свободы. С одной стороны, с ней чаще связаны беспорядки или преступность (16%), вседозволенность (2%). С другой — равенство и братство (7%), свобода слова (6%) и свобода выбора (5%).

Примечательно, что позитивный образ характерен для старшего поколения — людей, которые прожили большую часть жизни при СССР, где понятие свободы отсылало к Великой французской революции, а также конструировалось от противного: через несвободу слова и выбора. Второй образ, негативный, разделяют представители среднего возраста, чья основная часть жизни пришлась на постсоветский период. Именно они связывают свободу с беспорядками или преступностью и вседозволенностью.

Мы видим, что консерваторам присуще более политически окрашенное понимание слова «свобода», и это идет вразрез с тем, как понимают его либералы. Таким образом, выбирая между свободой и порядком, обе группы по-разному трактуют предложенные альтернативы. Предпочтение свободы порядку (и наоборот) оказывается укорененным не в политических ценностях или стратегиях поведения, а в чисто семантических коннотациях.

Интересно отметить, что именно те, кто связывает со свободой политические смыслы (как позитивные, так и негативные), предпочитают ей порядок. Напротив, люди, у которых нет политических ассоциаций со словом «свобода», считают, что она важнее порядка.

Результаты исследования показывают, что нельзя говорить о приверженности населения России ценностям либерализма или консерватизма в том смысле, который в них вкладывают западные исследователи. В нашем случае сфера политических ценностей оказывается предельно размытой. Базовые дихотомии (например, свобода — порядок) стираются, и причина тому — отсутствие общего смыслового контекста, который разделяют все группы населения.

Автор — ассоциированный сотрудник Центра социологических исследований РАНХиГС

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/12174351/svoboda_protiv_svobody#ixzz2UWBLsHyZ

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.