Неудачно вскрытый нарыв

14.05.2012 в Власть, Общество, Политика

Статья в Бизнес Класс Архангельск как комментарий к статье Елены Светличной http://www.bclass.ru/vlast-i-obschestvo/neudachno-vskritiy-nariv#comments

В Шенкурске проходит унылая контрреволюция. Город стал полигоном для уничтожения местного самоуправления, где вертикаль избрала агнцем на заклание молодого главу района, но уже проверенного единоросса… Сергей Котлов предложил передать полномочия города району (см. статью «Город и район: объединяй и властвуй»). Попробуем найти хоть капельку здравого смысла в этой инициативе…

Внесенные изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривают возможность объединения администрации района с администрацией административного центра без ликвидации муниципального образования — поселения.

Что ж, закон плох, но это закон. Мало ли бездумных законов было принято за последние девять лет в Государственной Думе, где дискуссия отменена как принцип в силу ее «антигосударственности». Спор ведь рождает истину только у либералов, да греческих философов.  Как говаривал один прапорщик: что тут думать, надо прыгать.

Видимо, единороссов ничему не научил пример Лесного кодекса РФ, который был принят почти без обсуждения, но в результате горело пол-России в 2010 году, так как практически была ликвидирована лесная охрана. Зато Путин с Шойгу проявили чудеса ручного управления. Горькая поговорка гласит, что герои нужны там, где не хватает профессионалов.

Но возвратимся к многострадальному местному самоуправлению и объединению не менее многострадальных администраций…

Итак. Из объяснений чиновников следует, что повысится управляемость. На управляемость есть две точки зрения: населения и единороссов. Население желает,  чтобы его проблемы решались быстро и без проволочек. Единороссы считают, что управляемость – это когда им никто не мешает правильно делить бюджетные деньги.
Как бы мы ни ругали коммунистов и советский стиль управления, но даже они не додумались объединять администрации районного центра и администрации района, потому что у этих органов задачи совершенно разные. Большинство мелких, но многочисленных проблем жителей решается на уровне поселений. Что произойдет, когда они пойдут к начальству повыше, вполне предсказуемо и выражаться будет в многоэтажном мате. Благо русский язык позволяет выразить всю бездну нашей долготерпеливой русской натуры. Мат в данном случае – это минимальное последствие.

Второй довод – экономия бюджетных средств. Крайне спорный довод, потому что антикризисный менеджер господин Михальчук оставил крайне тяжелое наследство в виде огромных долгов областного бюджета. Поэтому областные финансисты с удовольствием погладят по головке молодого главу и… урежут при утряске межбюджетных отношений бюджет Шенкурского района ровно на величину возможной экономии.

Горький опыт районных управленцев, видимо, ничему не научил, когда они перешли в сфере ЖКХ на биотопливо, но при этом бюджетным учреждениям пришлось платить за услуги ЖКХ уже по полной, ведь так называемую «угольную составляющую» району никто не компенсировал. В чем же тогда выгода от этого объединения и для кого?

На публичных слушаниях и в прессе глава района уверял жителей в том, что все согласовано с администрацией области и с правовым управлением, а также в том, что точно такие же операции по уничтожению местного самоуправления в районных центрах проводятся  в Лешуконье и Онеге. Другими словами, речь идет не о случайной глупости, а о государственной политике.

И вот тут становится понятна цель всей этой странной операции. Дело в том, что на последних выборах  главы района партия «Единая Россия» на всех избирательных участках проиграла, то есть нависла угроза потери контроля над городом и над всеми финансовыми потоками, в том числе из милого сердцу Фонда содействия реформированию ЖКХ. А единоросс без денег – это все равно что прапорщик в отставке.

Но если абстрагироваться от земных и понятных целей представителей «Единой России», проблема есть, и очень серьезная. Председатель районного собрания депутатов Николай ТЯПКИН, работавший еще в советских органах власти,  поддержал инициативу и сказал буквально следующее: раньше администрация района руководила сельским хозяйством, лесопромышленным комплексом, а сейчас даже медицину, и ту увели на областной уровень, поэтому непонятно, чем заниматься районным чиновникам. Поэтому и возникло предложение забрать обратно полномочия хотя бы по ЖКХ. Надо же хоть чем-то заниматься.

Мировая практика подсказывает, что районным чиновникам неплохо бы заняться стратегическим планированием, которое предусматривает аналитику,  переход к программно-целевым методам финансирования, внедрение системы менеджмента качества и тому подобным вещам, составляющим суть современного публичного управления. Но, во-первых, специалистов, понимающих, что такое стратегия и проектный менеджмент, практически нет, а во-вторых, Ассоциацией муниципальных образований Архангельской области руководит бывший глава Холмогорского района господин Ющенко, у которого в районе даже поесть негде, не говоря уже об остальной инфраструктуре, поэтому и ставить задачи по изменению управления некому.

В-третьих, этот подход предполагает создание реального самостоятельного местного управления и подлинного гражданского общества – главного пугала всех российских «вертикалов» с военно-силовым прошлым.

Обладая сиюминутным мышлением, наши силовики-«вертикалы» не понимают, что только таким образом и создается твердая горизонталь, служащая прочным основанием их вертикали. Разрушая ее, они медленно, но уверенно проваливаются вместе со своим стареющим лидером в созданное ими болото. Болотная  площадь  в Москве – это всего лишь странная метафизическая ассоциация.

Справедливости ради надо сказать, что инициатива молодого главы вскрыла этот нарыв. Но вскрыла крайне неудачно.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.