Модернизация и православие

21.10.2012 в Все статьи

Здравствуйте всем. Давно я в ЖЖ не отмечался, хотя и читал некоторые материалы.

Пользуясь случаем хочу поблагодарить не к ночи помянутую вертикаль с бездумной не легитимной Госдумой во главе, которая приняла нормы, позволяющие объединять необъединяемые администрации районного уровня и городского, а также крайне исполнительные шенкурские органы местного самоуправления во главе с главой.

Пытаясь остановить этот бред, я написал статью http://www.rusnord.ru/2012/1/31078 , основанную на исследованиях в моей диссертации. На эту статью  обратили внимание думающие люди, запросили диссертацию, отправили на философский факультет МГУ, где мне предложили защититься по специальности философия. права. Я в течении десяти лет безуспешно пытался найти людей, которые бы оценили по достоинству оценили мой пятилетний труд копания в библиотеках, и тут вдруг такая удача.

Еще раз большое спасибо.

Ну а ниже предлагаю вашему вниманию новую статью для обсуждения.

Опубликовано здесь

Православие и модернизация

Сегодня почти не обсуждается тема модернизации, а два года назад, как это водится у нас в России, когда монаршая особа что-то новое выдала в эфире, были бурные дебаты о том, что же это такое — модернизация.

Обычно модернизация ассоциируется  с техническими новинками, которые призваны повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке. Но технические новинки — и  последние пару столетий это убедительно показали — возникают при определенной степени свободы духа.

А воплощение новинок  в серийное производство невозможно без определенного уровня доверия населения, бизнеса и власти друг к другу.

Джон Као, руководитель Всемирного совета по инновациям Международного экономического форума, вместо лекции про инновации  дал в Москве джазовый концерт. Это, по его мнению,  лучшая демонстрация того, в каких условиях может родиться что-то новое.

Другими словами современное развитие невозможно без вроде бы случайных хаотичных связей по всем направлениям: горизонтали, вертикали и диагонали, без ломки стереотипов, без ломки прошлого, без ломки… культуры, то есть без Свободы.

Важнейшим элементом российской культуры являлась православная вера и церковь. Именно являлась, потому что несколько поколений советских граждан были воспитаны вне этой культуры. В том числе и автор этих строк.

В 90-е годы началось бурное восстановление церквей, стало возможным без последствий посещать службы, а сегодня православие, можно сказать, стало государственной идеологией. Суд над группой Pussy Riot это убедительно показал. Плохо это или хорошо? Думаю, что плохо. Потому что решение  принято  и  не на основе «права», и не на букве закона. Будет ли после него рост доверия к суду и, как следствие, к власти? И, как следствие, к Российской Православной Церкви, якобы на защиту которой встала власть? Думаю, что это не что иное, как еще один удар по доверию, прежде всего, думающей части  населения к власти.

И воцерковление идет у нас с некоторым перекосом. Действительно, строится церквей очень много, но лишь небольшая часть из них строится вскладчину общиной будущих прихожан. Согласитесь, что человек несет копеечку на строительство церкви, когда духовно созрел, когда у него возникла ценность этой траты. А если церковь построена, а община деньги не вносила, то количеств воцерковленных вряд ли вырастет.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что «как бы православием» пропитаны властные московские коридоры  и административные коридоры некоторых субъектов федерации. Насколько коридоры при этом пропитаны духовностью, судить сложно, но с уверенностью можно сказать, что шаг за шагом, вакуум идеологии  нашей ведущей партии «Единая Россия» заполняется в этих коридорах вроде бы  православной этикой,… мифологией,… идеологией,… ритуальностью,…модой или чем-то еще не совсем понятным. Подобрать подходящее слово очень трудно, потому что процесс еще не закончен, а подставлять вторую щеку для удара пока никто не собирается.

Но что происходит с обычными гражданами? Какая доля их имеет потребность постоянно посещать церковь, молится перед едой, знает молитвы и совершает их ежедневно? Какая доля разбирается в церковных догматах, понимает суть богослужений, переживает ритуалы и духовно, и умственно? Пока ничтожно малая.

При каких условиях эта доля будет увеличиваться? Думаю, что при росте доверия. Может ли быть рост доверия при слиянии церкви с властью, которая делает все, чтобы доверие падало, начиная с одобрения мухлежа на выборах и заканчивая странными решениями судов? Нет, не может.

Это проблема из проблем. Но и это еще не все. Православная церковь — одна из не многих, если не единственная — кто крайне осторожно относится к изменениям внутрицерковным. И это, на мой взгляд,  очень положительное качество, потому что тем самым церковь трепетно сохраняет, в том числе, и культуру, доставшуюся нам от предков. Я уже не говорю о том, что по пророчествам старцев, малейшее изменение Символа Веры, будет означать запрет на посещение церкви для истинно верующих.

Но здесь возникает самое глубинное противоречие: Православная Церковь, как институт не просто крайне консервативный, но и не изменяемый в принципе, сегодня имеет огромное влияние на государственное управление, что не стимулирует чиновника к модернизации. При этом она крайне мало имеет влияние среди простых граждан, которые пока не склонны доверять ни власти, ни церкви.

Таким образом, у нас нет ни «джазовых» условий для свободного творчества, ни необходимого уровня доверия для воплощения идей в конкретные изделия.

Мало того, ни для кого не секрет, что в госаппарате огромное влияние имеют выходцы из ФСБ-КГБ, которые на профессиональной основе порождают недоверие. Это вообще-то их хлеб, за это им деньги платят и платили во все времена.

Могут ли они в зрелом возрасте измениться и вдруг начать дышать доверием к ближнему? Поверят ли им подопечные граждане и прихожане (среди священников также много выходцев из ФСБ)? Если учесть, что выражение «сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь» родилось именно в этой среде, то к «джазу», свободному независимому полету мысли  у нас отношение отрицательное на инстинктивном уровне. И оно не забылось.

Стоит ли удивляться тому, что любой нестандартный человек вызывает подозрение, настороженность и, как результат, сигнал обычно в виде письменного доноса.

Кто-то из западных экспертов сказал, что все бурно приветствуют инновации, но до тех пор, пока они их не касаются. И это по-житейски понятно, потому что любая инновация — это изменение, затрагивающее кучу заинтересованных сторон.

Недавно у меня состоялась беседа со священником, который действительно является влиятельным духовным пастырем. Беседовали мы на тему стратегического государственного планирования, о проблеме стратегического целеполагания и т.п. вещах. В результате он сказал, что со стратегической целью России лично для него все понятно. Цель звучит так: Святая Русь, храни Веру Православную.

Вопрос для меня в данном случае не в том, что с точки зрения современного менеджмента подобная фраза вообще не может быть целью. Вопрос в другом: какой процент граждан будет это понимание разделять? Один — два процента. А что делать с остальными? А ничего не делать, ответил на это священник. Вот как созреют, так и будем с ними работать.

Возможно, он прав, потому что более глубоко понимает духовные законы.

Мне же пока его правота не очевидна.

Поэтому выношу мои размышления на ваш суд. Думаю, что дискуссия на эту тему крайне необходима, так как только в достаточно длительном и спокойном разговоре мы можем нащупать мостики, чтобы проплыть в лучшее будущее между Сциллой и Харибдой, сохраняя традиционную культуру, будучи при этом конкурентоспособными.

 

 

37 ответов на Модернизация и православие

  1. «При каких условиях эта доля будет увеличиваться? Думаю, что при росте доверия. »

    Ни при каких. Ну только если с утра до вечера будут пропагандировать промывая мозг по телевизору, радио и т. п. то конечно будет расти число воцерковлённых людей, но думаю, что в наш век не перевалит и за 30%.

    «Таким образом, у нас нет ни «джазовых» условий для свободного творчества, ни необходимого уровня доверия для воплощения идей в конкретные изделия.»

    Павел, скажите — кто и что Вам мешает делать? Мне вот никто ничего не мешает. Среди моих друзей тоже никто не жаловался на то, что кто-то им мешает что-то делать. Ну разве только не нарушай закон и можешь делать всё что хочешь. Так кто Вам мешает? Назовите этих нехороших людей.

    «сохраняя традиционную культуру, будучи при этом конкурентоспособными.»

    Что будем считать традиционной культурой? Язычество, как оно было изначально? Православие? Советскую культуру? Что именно? Я вот родился в СССР, для меня нет никакой традиционной православной культуры. Воцерковлённые люди для меня — чисто какие-то пришельцы с другой планеты. Непонятные ниразу.

    «Беседовали мы на тему стратегического государственного планирования, о проблеме стратегического целеполагания и т.п. вещах. В результате он сказал, что со стратегической целью России лично для него все понятно. Цель звучит так: Святая Русь, храни Веру Православную.»

    Побеседуйте на эту же тему с военным. Он Вам сразу скажет, что главное — лишь бы армия и флот были мощными, а остальное тогда отнимем у более слабых. Побеседуйте на эту тему с представителями бизнеса, они тут же скажут, что главное — развитие бизнеса, ибо станем богатыми, остальное сразу купим. Побеседуйте на эту тему с представителями науки, они тут же скажут, что главная цель — научное доминирование, как только станем самыми умными, так тут же найдём способ стать самыми богатыми и самыми сильными.

    Павел, задай мне вопрос, который Вы хотите обсудить более конкретно, а то я его чё-то не понял. Видимо, старею — не получается уже понять суть прочитанного с двух-трёх раз. 🙂

    «а также крайне исполнительные шенкурские органы местного самоуправления во главе с главой.»

    Тут главное помнить, что глава был избран на демократических выборах из двух и более кандидатов. Вы, Павел, кстати те выборы избранному главе проиграли. Чуете мощь и пользу демократии?!?!?!? 🙂

    «основанную на исследованиях в моей диссертации. На эту статью обратили внимание думающие люди, запросили диссертацию, отправили на философский факультет МГУ, где мне предложили защититься по специальности философия. права. Я в течении десяти лет безуспешно пытался найти людей, которые бы оценили по достоинству оценили мой пятилетний труд копания в библиотеках, и тут вдруг такая удача.»

    Вы, Павел, такой умный. Мы тут все Вами восхищаемся. Ну и, само собой, все тут переживаем — а как оно там, диссертация Павла-то? Нам всем не терпелось поскорее узнать её судьбу. Теперь вот, наконец, все можем вздохнуть спокойно — всё нормально с диссертацией Павла — оценили труды Павла по достоинству, можно спать спокойно. Теперь сельское хозяйство Архангельской области точно не пропадёт. Тем не менее, вы держите нас в курсе всех событий. Ну если кто где Вас там ещё оценит, похвалит, пригласит выступить — Вы обязательно пишите. Ну чтобы мы ещё больше Вами восхищались и радовались тому какой Вы у нас хороший, умный и красивый.

  2. Маэстро, если хатите чиста канктретно базарить, то нет смысла здесь посты оставлять)))

  3. «Маэстро, если хатите чиста канктретно базарить, то нет смысла здесь посты оставлять)))»

    Где я «чиста» «канкретна» базарю? Нигде не хамил, нигде не ругался, обращался на «Вы». Жаргонными словами не пользовался? Что Вас не устраивает? Или Вы просто не хотите со мной общаться? Я Вас обидел чем-то? Если обидел, то напишите конкретно — чем, я принесу извинения.

  4. Для того, чтобы прослыть окончательно умным и красивым скажу еще, что нас пригласили на 11 всероссийский стратегический форум в г. Санкт-Петербург с докладом по нашему проекту Страна Вага.

    Как бы между прочим, этот форум — высочайший уровень госуправления в России. И не только.

    Если есть желание, Маэстро, то приходите завтра в гостиницу Прибалтийская на второй этаж. Послушайте. Может лишние вопросы наконец-то снимутся.

    Мой доклад в 14.50

    А шенкурские органы местного самоуправления пусть спят.
    Люди потом им припомнят

  5. «А шенкурские органы местного самоуправления пусть спят.
    Люди потом им припомнят»

    Неужто расстреляют?!?!?

    «Если есть желание, Маэстро, то приходите завтра в гостиницу Прибалтийская на второй этаж. Послушайте. Может лишние вопросы наконец-то снимутся.»

    Да желания-то есть. Однако жизнь диктует свои условия, выполнять которые приходится и не по своей воле. Например, сегодня планировал быть дома в три, а вышло вот так, что пришёл в 21-30 и ещё рад был, что добрался так рано. 🙂

    Вопросы-то у меня по этой статье. А точнее это не понял поднимаемого вопроса. Т. е. я его понял так: можно ли совмещать традиционализм с модернизацией? Ну или: получится ли у нас совмещать традиционную культуру (в частности — православие) и модернизацию? Правильно я понял главный вопрос?

  6. «А шенкурские органы местного самоуправления пусть спят.»

    Правильно так: органы избранные на демократических выборах из двух и более кандидатов. Как сказал мне один знакомый из Ровдино: наши новые районные власти за полгода натворили уже таких дел, что мы теперь десятилетия будем этот маразм разгребать. Ну налицо же польза от выборов!!!! Сейчас ещё губернаторов также изберём — вообще жизнь станет прекрасна. 🙂

  7. Маэстро, нет ничего хуже демократии, но ничего лучше еще не выдумали.
    Это очень хорошо, что людям есть возможность сравнить. Соцопросы показывают, что люди наши, как ни странно, сегодня уже гораздо меньше клюют на неисполнимые обещания.
    Они уже стали понимать, что такое бюджет и его ограничения. Это результат двадцатилетних выборов. в 1990 году никто толком не понимал, что такое бюджет и что такое выборы.
    Так что выбирать надо. Таким образом постепенно формируется гражданин в человеке. Гражданина в человеке точно также нужно воспитывать, как элементарные привычки общежития: не воруй, не убий и т.п.
    Силовикам во главе с Путиным этого не понять. Они привыкли рубить с плеча и делить, а не кропотливо создавать, объединяя людей. Это совершенно другая философия

  8. «Маэстро, нет ничего хуже демократии, но ничего лучше еще не выдумали.»

    Отсюда какой вывод напрашивается? Правильный ответ: нужно поскорее выдумать что-то получше.

    «Это очень хорошо, что людям есть возможность сравнить. »

    Как сравнить? Как жители Шенкурска могут сравнить деятельность Котлова и Меньшуткина, если один из них стал главой, а другой — не стал. Вот если бы они по полгода поочерёдно бы поработали, тогда согласен — можно было бы сравнить. А по факту-то как?

    «Так что выбирать надо. Таким образом постепенно формируется гражданин в человеке. Гражданина в человеке точно также нужно воспитывать, как элементарные привычки общежития: не воруй, не убий и т.п.»

    Так я согласен. Только есть вопрос: может что-то получше придумать, чем вот такие выборы, честность которых вообще никак не проконтролировать? Ну как можно проконтролировать президентские выборы, если они проходят на 90 тыс. участков?

    «Силовикам во главе с Путиным этого не понять.»

    Путин на выборах получили 66% голосов. Нужны ли тут комментарии?

  9. Кстати, так что там по поводу модернизации и православия? Я правильно понял главный вопрос?

  10. Просто «чиста канктретно по-базарить»

    Человек написал диссертацию по философии и всерьез рассуждает про «духовные законы»…
    Ну и ну…

  11. Павел, а о процессе «созревания» оставшихся 98-99 %% населения Вы с вашим знакомым и «влиятельным духовным пастырем» углубленно не говорили? Что там, в анамнезе этого созревния, должно числиться?
    Лишения, видимо… И чем круче, тем скорее, должно быть, это «созревание, по мысли » влиятельного пастыря» должно произойти??? И вы, либерально настроенные «джазмены», похоже, стремитесь внести достойную лепту в ожидания вашего «влиятельного духовного пастыря»…

    Вот, как-то Владимир Чухин спрашивал у меня: » Какой девиз был на знамени казачества?».
    Отвечаю: «За Веру, Царя и Отечество». Все с заглавных букв. Почему? Ведь эти слова литературно начинались строчными буквами… А потому, что смысл в них на казаческом знамени вкладывался более широкий. Вера это не буквально вера в Бога. Вера — это некая свеобычность в окружении чуждых обычаев. Царь — это не персона конкретного правителя, а символ порядка, вышесказанную своеобычность утверждающий и охраняющий. А уж Отечество — народ, заселяющий некую территорию, блюдущий своеобычность в порядке и под охраной. Екатерина Великая была царицей, не царем. Однако именно она с казачеством была «В Договоре»…

    Я к чему об этом сказал? К тому, чтобы верно истолковать российскую «традициозность». Вот Маэстро прямо задал вопрос: «Какие традиции соблюдать, языческие, православные, советские?». Вы, Павел, по всему, желаете привить нам какие-то новые-старые традиции, присущие Западу, тем самым уничтожая ту самую СВОЕОБЫЧНОСТЬ, которую наши предки от иноземцев, нередко именно западного направления, как раз и охраняли. И на сегодняшний день, хорошо это или плохо, наша СВОЕОБЫЧНОСТЬ, наша культура есть конгломерат языческой культуры, плавно перешедшей в православие, на нравственных ценностях которой выстроена была культура советская. Сравните Десять Заповедей и Моральный Кодекс строителя коммунизма. Они имеют объеденяющее начало. А вот либерально-рыночные «ценности», они наоборот, разъединяют, обособляют и на этой основе порождают отчуждение. Ну, и ломать людей поодиночке проще. Коллектив, как известно не вы…шь…

    Под звуки вашего «джаза» в России разрастается пидерастия и лесбиянство, требующие (!!!) признать их нормальным , а не патологическим явлением, и в знак этого разрешить им свои парады, с целью популяризации этой патологии. На Западе узаконены уже однополые браки. Им уже дали право воспитывать детей. Вы, Павел, это явление тоже относите к полету свободы?

    Что касаемо недоверия народа, то это недоверие как раз к власти, орриентированной на западные «ценности», из каких бы то ни было «контор» она, власть ни набралась. Все эти ФСБшники-КГБшники — предатели. Их задача — защита государства. СССР не защитили, теперь и Россию могут «профукать».

    И напоследок — как верно смеется Маэстро, Вы, Павел, от скромности уж точно не умрете!)))

  12. Здравствуйте, Павел! Спасибо, что не забываете нас. Тема, тема которую Вы затронули, звучит красиво, вкусно, цепляет, одним словом.
    Что зацепило лично меня:
    1. Джазовый концерт. Не думаю, что джаз, как бы ни ассоциировался он с инновациями, был в данном случае единственной панацей для…озарений, творческих озарений человека.
    2. Свобода духа, ломка стереотипов, ломка прошлого… Да! Слово «ломка» вызывает какие-то уж очень современные наркотические ассоциации.
    3. Советские граждане, Вы считаете, воспитывались вдали от православной культуры? А как же русская классическая литература, русский язык, на котором, кстати, лично вы прекрасно пишите и говорите. Это ведь на самом деле всё оттуда, из тех Высших сфер жизни и языка, это то, что воспитывало и воспитало нас такими, какие мы есть.
    4. Православие не стало государственной идеологией, и слава Богу! Наши идеологизмы – «Единая Россия – сильная Россия», «Разделяй и властвуй», «Хлеба и зрелищ», «Повышение благосостояния нации», «Достойные пенсии старикам» ну и ряд подобных вещей.
    Что касается истории с Pussy Riot, то смысл этой величайшей провокации со стороны государства мы когда-нибудь поймём, а может быть и нет. Здесь всё настолько тонко, что лучше помолчать. Весь этот судебный процесс, с одной стороны, медвежья услуга для РПЦ, с другой – закручивание гаек, что выгодно, прежде всего, самой власти в данный момент.
    5. По поводу воцерковления с перекосом – улыбнуло. А когда же оно без перекоса бывало? К Богу ведь приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. Да и потом Бог не в брёвнах, а в рёбрах. На мой взгляд, в этой присказке много мудрости.
    6. На счёт как бы православия, как бы духовности во властных коридорах… Да тут всё понятно, есть свечкоставцы, есть фарисеи, есть мытари, есть грешники окаянные, они были, есть и будут всегда и везде.
    7. Вы пишите : «Но что происходит с обычными гражданами? Какая доля их имеет потребность постоянно посещать церковь, молиться перед едой, знает молитвы и совершает их ежедневно? Какая доля разбирается в церковных догматах, понимает суть богослужений, переживает ритуалы и духовно, и умственно? Пока ничтожно малая.»
    Так это и хорошо, и правильно, и ладно: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». (Лук.12:32).
    8. Ещё раз по поводу якобы православной идеологии нынешеней ЭРэФии. Да нет же, Павел, её, этой православной идеологии! Почему? Потому что «Царство Мое не от мира сего», — Когда Господь говорит нам об этом, он указывает нам на то, что правда мира сего и правда Божия не только несовместимы, но слишком часто противостоят одна другой.
    9.Что касается простых граждан, которые пока не склонны доверять ни власти, ни церкви, думаю, если вы обратитесь к Евангелию, то поймёте, Кому простой верующий гражданин только и может доверять.
    10. Ещё раз по поводу джазового настроения, а почему не рокового? Почему вы думаете, что умная мысля не посетит Вашу светлую голову после фестиваля «Играй и пой, душа Поважья»?
    11. Государственное планирование, проблема стратегического целеполагания, инновационная деятельность, современный менеджмент – это всё из разряда «человек внешний», видимый взгляду, как оболочка, как красивое платье на женщине. Однако есть ещё «человек внутренний», и его главная инновация, этого «человека внутреннего», понять, что он, конечно, ничего себе такой, но иногда очень даже скверный и вредный бывает.
    12. Что ещё? Иисус учил учеников, что Царство Божие не начнётся с какого-то определенного события или с какой-то даты. Оно приходит неприметным образом. Оно приходит внутрь каждого из нас. Постепенно и незаметно. Даже для того, в кого оно пришло. И начинает проявляться оно, через какой-то период времени твоего хождения с Ним. Времени испытаний верности, времени побед и поражений, когда оно постепенно растёт.
    13. Подведём итог. Модернизация и Православие. Если высоким слогом, отдавайте Богу — Богово, а кесарю (с его модернизацией) – кесарево.
    Если более низким слогом – отделяйте мух от котлет. Модернизация – это мухи? Может быть! Шутка))))
    А ВООБЩЕ спасибо за поднятую тему!!!!

  13. Огорчило! Переход на личности продолжается в комментариях, надо провести экспертную оценку, сколько в комментариях Павла и сколько поднятой им темы и её обсуждения))))

  14. Маэстро: вопрос Вы правильно поняли.
    Русиянов: диссертацию я вообще начал писать в гражданском праве.
    Когда закончил, сказали, что это можно защитить только на кафедре теории права. Но теоретиков, которые бы разделяли мою точку зрения, не нашел с 2003 года.
    А сейчас предложили еще выше забраться.
    А почему так произошло? Да потому что посмотрел я на вес наш бедлам с точки зрения человека как духовно-телесной сущности.
    И все стало очень даже понятно.
    Поэтому и о духовных законах рассуждаю

    Мадиал: на бредятину не отвечаю

  15. (видит в режиме онлайн «Павла Меньшуткина, Светлану Соболеву и себя, начинает тихонько напевать под нос)

    …Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…

    «Маэстро: вопрос Вы правильно поняли.»

    В таком случае скажу так: нет, не получится. Ибо модернизация в том и заключается, что мы убираем что-то старое, ставя на это место что-то новое. Ну например: убрали паровоз и на его место поставили электровоз. Паровоз нынче стоит в качестве памятника, а большинство — в металлолом пошло. Ну и вот так со всем: убрали что-то старое, на его место поставили новое. Ну и, стало быть, религия будет вынуждена подстраиваться под это самое «новое». Кстати, она всегда именно так и делала. Вначале говорили, что земля плоская. Как только учёные доказали, что земля — круглая, различные оракулы и жрецы тут же сказали — пардон-с, вы неправильно истолковали наше учение, земля круглая — мы об этом всегда говорили. Ну и вот так будет теперь: помере модернизации церковь будет подстраиваться. начнут принимать к оплате банковские карты, будут отпускать грехи через интернет, будут проводить он-лайн молебны и т. п. Церковь поменяется — иного выхода нет.

    «Мадиал: на бредятину не отвечаю»

    Тогда хотя бы обоснуйте в чём бредовость мыслей.

    «И все стало очень даже понятно.»

    О, как. Это очень серьёзное заявление.

    «Так это и хорошо, и правильно, и ладно: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство». (Лук.12:32).»

    Т. е. верующие — это стадо, да? Не толпа, а именно стадо?

    «Переход на личности продолжается в комментариях»

    Как можно не перейти на личности, когда идёт обсуждение личности с подачи обсуждаемой личности?

  16. «Церковь поменяется – иного выхода нет.»

    Ну а отсюда поменяется и отношение к православию у граждан. иначе говоря, это уже не будет той самой — исконной культурой, о которой говорит пастырь. Да и что такое исконная культура — повторю вопрос? Косоворотка? Кольчуга? Что принимать за «исконность»? Нет уж, если будем модернизироваться, то этот процесс потянет за собой и всё остальное.

    «Советские граждане, Вы считаете, воспитывались вдали от православной культуры? А как же русская классическая литература, русский язык, на котором, кстати, лично вы прекрасно пишите и говорите. Это ведь на самом деле всё оттуда, из тех Высших сфер жизни и языка, это то, что воспитывало и воспитало нас такими, какие мы есть.»

    Ну т. е. Вы хотите сказать, что советизм — это как бы рядом с православием, да? Т. е. человек, который воспитывался в советской культуре, он как бы недалёк от православия был, да? Иначе говоря, СССР как бы не мешал гражданам воспитываться в православии, да? Или же всё-таки советская культура — это советская культура?

  17. Ярлычки-то, Павлик, аргументировать надобно. Поскольку позиционируете себя диссертантом… Без аргументов Вы уподобляетесь ильфо-петровскому отцу Федору с его сакраментальным «Сам дурак».:-)

  18. «Без аргументов Вы уподобляетесь ильфо-петровскому отцу Федору с его сакраментальным «Сам дурак».:-)»

    Ха-ха-ха… Я сразу вспомнил бессмертную фразу: «…оставшуюся часть пути домой отец Фёдор проделал фривольным полугалопом…»

    Да, кстати, это вот так видели служителей церкви Ильф и Петров. Интересно, с чего бы это?

  19. Павел, задай мне вопрос, который Вы хотите обсудить более конкретно, а то я его чё-то не понял. Видимо, старею – не получается уже понять суть прочитанного с двух-трёх раз. 🙂
    Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.:-)

    Как обычно, начали с самопиара, закончили бредом:-)
    Павел, вам уже нужно партию свою создать. Называться она будет, естественно, «Думающие люди».
    А слоган будет: «Кто не с нами, тот дебил/отсталый/ничего не понимает (нужное почеркнуть).»:-)

    Как обычно попробую о конкретике:
    1. А воплощение новинок в серийное производство невозможно без определенного уровня доверия населения, бизнеса и власти друг к другу.
    Это как? Стив Джобс сперва втёрся в доверие наивным американцам, потом договорился с властями, а только потом стал воплощать свои новинки?:-)

    2. Я уже не говорю о том, что по пророчествам старцев, малейшее изменение Символа Веры, будет означать запрет на посещение церкви для истинно верующих.
    Это по каким таким пророчествам? Ссылку дайте пожста.

    3. Поверят ли им подопечные граждане и прихожане (среди священников также много выходцев из ФСБ)?
    Павел, вы оперируете мифами советских времён. Перечислите хотябы 10 священников из всей страны, которые являются выходцами из фсб.

    4. Как бы между прочим, этот форум – высочайший уровень госуправления в России.
    Как бы между прочим, покажите мне хоть один регион РФ, где этот высочайший уровень проявляется в работе.
    Назвать то форум можно как угодно. Вопрос не статусе, а в качестве.

  20. Православная церковь – одна из не многих, если не единственная – кто крайне осторожно относится к изменениям внутрицерковным

    Павел, у Вас пробелы по истории православия. Вспомните раскол и старообрядчество.

    Тема поднятая Вами, конечно же «притянута за уши».
    Модернизация и религия вещи несовместимые.
    Хотите возвращения исконного православия? Марш жить в курную избу, месить навоз лаптями после оброка.
    Не хочется?
    Вот и остальным 99% тоже не хочется…

  21. Я не буду отвечать на все реплики за неимением времени.
    Если статья дала повод лишний раз задуматься — это уже хорошо.

    Единственно скажу, что написана она была не просто так, а в течении нескольких лет наблюдений.

    То, что квазиправославие может превратиться в идеологию — это уже почти свершившийся факт. Очень большое количество высших чинов и в первую очередь из правоохранительных органов побывало на Афоне в последние годы. Это последнее время превратилось в моду.
    Что из этого получится сказать сложно, но боюсь, что ничего хорошего.

  22. «То, что квазиправославие может превратиться в идеологию – это уже почти свершившийся факт.»

    Согласен. Массовая пропаганда веры в бога и именно православия как бы намекает: нынче православие станет официальной государственной идеологией. С другой стороны: а что можно предложить в нашей ситуации помимо православия? Я имею в виду, что наша нынешняя власть вряд ли может предложить что-то лучше.

  23. «Модернизация и религия вещи несовместимые.»

    Отчего же? Ну будет модернизация, ну религия подстроиться под новые условия и — вперёд. Вот никто не будет спорить, что США куда более модернизированная страна, нежели Россия сейчас. Однако, это не мешает гражданам США верить в бога.

  24. Павел, Вы пишите: «Очень большое количество высших чинов и в первую очередь из правоохранительных органов побывало на Афоне в последние годы. Это последнее время превратилось в моду».
    Но ведь тянет людей туда — под покров Царицы Небесной, тянет. Они же, эти чины, — люди, прежде всего, у них есть семьи, дети, родители, собственные душевные проблемы…
    Я понимаю, о чём вы говорите, Павел, но нам этого не остановить. Как говорит мой шахановский друг Саша Глазачев: «История мира она ведь не к началу, а к концу движется». Всё, о чём Иоанн Богослов рассказывал в Апокалипсисе, сбудется. Апостол любви побольше Нострадамуса знал, что к чему. Только про Нострадамуса Вам каждый школьник расскажет, а про Иоанна Богослова единицы. Вот такое оно квазиправославие ( с элементами явного язычества и магизма).

  25. Я не буду отвечать на все реплики за неимением времени.
    Стабильность — признак мастерства))
    Как и предполагалось, цель данного опуса — самопиар, а не обсуждение темы, тем более которая написана была не просто так, а в течении нескольких лет наблюдений.

    Лично я впредь буду игнорировать посты данного занятого человека (т.к. такое динамо, по поводу вопросов по существу, повторяется каждый раз), чего и всем желаю:-))

  26. Да, ладно, Дмитрий)) Сложно писать авторские тексты и отвечать на все комментарии к ним. Я бы тоже не смогла, а пошла бы спать…Наверное, это всё-таки право автора вести дискуссию или закончить её. Оппоненты высказались, комментариев накидали, читатели разделят/не разделят изложенные в комментариях мнения. Всё нормально!!!! Кстати, самопиар у нас приветствуется с самого момента основания ЖЖ !!!!

  27. Да, ладно, Дмитрий)) Сложно писать авторские тексты и отвечать на все комментарии к ним.
    Светлана, мне кажется, нужно разделять комментарии и вопросы по существу.
    Что касается комметариев, то согласен, все высказались и пошли спать. А вот на вопросы, уважающие себя люди (и тех, кстати, кто эти вопросы задаёт) отвечают.
    Т.к. автор топика проводит логическую цепочку в виде есть «А», исторически сложилось «В», мы сами допустили «С», поэтому сейчас в итоге ситуация «Ы». Так вот высказывать комментарии по поводу ситуации «Ы» не имеет смысла, т.к. меня терзают смутные сомнения, откеда автор берёт факты «А,В и С».
    Ну а т.к. (как я уже говорил) подобное динамо происходит каждый раз, то я решил, что не буду больше тратить время на подобные мероприятия.

    Опять же, опираясь на вашу терминологию, дискуссии не было)

    Кстати, самопиар у нас приветствуется с самого момента основания ЖЖ !!!!
    Да я не против. Просто тема была заявлена другая. А если обратиться к правилам сайта то:
    Флуд. Таковыми могут являться очень короткие сообщения, засоряющие темы.
    Оффтоп. Сообщения, не соответствующие теме обсуждения и увлекающие обсуждение в сторону от темы.

  28. «А вот на вопросы, уважающие себя люди (и тех, кстати, кто эти вопросы задаёт) отвечают.»

    Правила сайта написали, но самый важный пункт — забыли. Ну а звучит он так: если в ходя общения, обсуждения Вам задали вопрос, то Вы обязаны на него ответить или подтвердить незнание ответа.

  29. Ну да, ну да)))Правила..создаются для того, чтобы их нарушать…Банально, конечно, но получается так…
    Будем стараться помнить о правилах!

  30. «Ну да, ну да)))Правила..создаются для того, чтобы их нарушать…Банально, конечно, но получается так…
    Будем стараться помнить о правилах!»

    Правила нужны. Модераторы должны следить за соблюдением правил. Иначе ничего хорошего не выйдет, на мой взгляд.

  31. Маэстро, по поводу увиденного вчера))) — (видит в режиме онлайн «Павла Меньшуткина, Светлану Соболеву и себя, начинает тихонько напевать под нос)…Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…

    Ну да, это было феерично)))) Я тоже запела: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Первое, что пришло в голову, честное слово))))

  32. «Ну да, это было феерично))))»

    А МЫ ЕЩЁ МОГЁМ!!!!!!!!!! 🙂

  33. Я не буду отвечать на все реплики

    Да собственно и не надо.

    Если статья дала повод лишний раз задуматься – это уже хорошо.

    Помилуйте! Над чем тут думать-то?
    Половина писанины — это «красивая вода», а другая половина – набор несуразиц.
    Толком сформулировать вопрос/основную мысль и то не смогли. Пока её из Вас Маэстро не вытащил.
    Можно было бы подробнее показать Ваши гм… заблуждения, но Светлана Соболева уже дала предупредительный выстрел, чтоб пресечь якобы, переходы на Вашу личность.
    Поэтому, чтоб избежать неприятностей — лучше держаться от Вас подальше.
    🙂

    Будем стараться помнить о правилах

    Что-то я пропустил. А где можно почитать правила ЖЖ?

  34. Я не буду перепощать, а просто даю ссылку по теме современного православия России и наиболее вероятным исходам по сему. Вот здесь :http://olegarin.com/olegarin/Pravoslavie_susnost_sovremennoj_Rossii_.html Вы Павел, Вы, Светлана и все остальные, обнаружите по настоящему серьезный подход к анализу и прогнозам.

  35. Мадиал, а Вы не могли бы кратко изложить суть воззрений данного автора? Просто читать так много (хотя я и умею), сейчас совершенно некогда))) Увы…

  36. Да не на столько большая статья у Арина))). А если кратко, суть в том, что Меньшуткин предпологает модернизацию (надо полагать в прогрессивном ее направлении), идеологической основой которой должно выступить православие. А Арин, используя фактологический материал, показывает, что воцерквление России это дорога к феодальным, в лучшем случае к полуфеодальным, отношениям, т.е. это дорога регресса, что мы и наблюдаем.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.