Дорогие жадины

03.01.2013 в Все статьи

Каникулы. Телевизор ужасен, интернет надоел, перечитываю Дину Рубину. «Синдикат». Забавный, курьезный, местами уморительный, а иногда вдруг жутковатый «еврейский вопрос».

Я почти не задумывалась, что их могли обижать «по национальному признаку». Потому что, например, в моем классе учились два еврея – девочка и мальчик. С очень красивыми фамилиями. Мы не знали, какой они национальности и никогда не интересовались. Девочка играла на скрипке (и до сих пор преподает в музучилище скрипку), у мальчика была собака какой-то невероятной породы. Мальчишку мы любили, на его собаку завистливо оглядывались.

Лет через десять после окончания школы мы встретились на каком-то вечере выпускников. Начало девяностых – откровенно голодное время. И вот тогда я в первый раз услышала, как наш мальчик с собакой заговорил о свежеобретенных израильских родственниках и о возможной эмиграции. По причинам самым банальным – бытовым. И хотя к тому времени было много всего прочитано, осознание, что вот передо мной те самые угнетаемые евреи… картинка не складывалась. И до сих пор, кстати, не сложилась.

На этом вечере вспомнилась украинская история. Было мне лет девять, и меня отправили на лето к бабушке. И там, гуляя с местной ребятней, мы набрели на странное кладбище – без крестов. Я спросила – почему, и мне ответили – а, так то же жидовское кладбище. Ну, ясен пень, вот только кто бы еще объяснил, что это значит. Потому что в моем тогдашнем понимании «жид» – это жадина, жмот. И никак больше. А тут, на тебе, целое специальное кладбище для жадин?!

Опять же, соображала я, вся моя здешняя компания уверена, что в Архангельске, откуда я приехала, белые медведи по улицам ходят. Мультик по сказке Степана Писахова мы вместе смотрели, именно об этом там рассказывали. И когда мне задали вопрос на непередаваемом суржике: «Шо, не брешуть?», я важно кивала головой: «Бывает».

Видимо, кладбище для жадин из той же оперы, решила я и упокоилась. Но на всякий случай вечером уточнила у бабушки. И она рассказала, что это народ такой, соотечественники Иисуса Христа. Библию нам бабушка читала на ночь, вместо сказок.

— А почему «жиды»? – поинтересовалась я.

— Дразнят, — смеялась бабушка, — тебя тоже «москалем» и «кацапом» дразнят. Не бери в голову.

А я и не брала. Тем более, дразнилки не обидные.

— Так, погоди, баб, выходит Иисус Христос – тоже жадина?!

Тут бабушка опять вспомнила, что я «бiсова дiтина» и что пора идти спать.

Да, думала я, укладываясь спать, «кацапом» меня называл двоюродный брат первую неделю, пока я окончательно не перешла на суржик. Зато как я поразила всех в Архангельске, когда на переменке в классе рассказывала украинскую историю про кладбище и закончила ее фразой «ото ж ты якась падла!» Девочки были в восторге, учительница в обмороке.

Моему сыну сейчас двадцать. Баба Лида его очень любила и дразнила «Изей», «бо дюже вумный».

Муж месяц назад ездил со своим джазом в Израиль. В храме Гроба Господня был, конечно. И у Стены Плача тоже. Вот, подарочек привез.ладонь Давида

Надо мне тоже добраться до дорогих сердцу жадин – мальчиков с собаками и девочек со скрипками. До Дины Рубиной и Игоря Губермана, например.

1 ответ на Дорогие жадины

  1. (теребит пейсы, поправляет ермолку, говорит отчаянно картавя)

    О, наконец и про нашего брата разговор зашёл. То ли ещё будет.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.