«Это мошенничество в масштабах страны»

06.07.2013 в Власть

Госдума защитила деньги абонентов от SMS-мошенничества вторым счетом

Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о борьбе с SMS-мошенничеством. Также новый закон обязывает оператора мобильной связи предоставлять абоненту информацию о тарифах и кратком содержании услуг. Сотовые компании одобряют новый закон, но при этом предпочитают брать инициативу в борьбе с мобильными преступниками в свои руки.

5 июля Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях закон о борьбе с SMS-мошенничеством при предоставлении услуг операторов сотовой связи. Согласно документу абонент при желании может завести еще один, отдельный, лицевой счет (привязанный к номеру телефона счет, через который оплачиваются услуги связи) для платы за контент. Если абонент станет жертвой мошенников, подключивших его к какому-либо платному сервису, он сможет потерять средства только на этом счете. При этом для оплаты государственных услуг абонент сможет пользоваться любым из двух счетов.

Кроме того, новый закон обязывает оператора предоставлять абоненту информацию о тарифах и кратком содержании услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание средств.

Рынок услуг операторов сотовой связи становится все шире, и практически каждый абонент сталкивается с SMS-мошенничеством, когда со счета телефона незаметно для владельца, в том числе с помощью коротких номеров, списываются деньги, отмечает вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.

«Это мошенничество в масштабах страны, — заявил он. — Граждане обоснованно регулярно жаловались на оказание дополнительных платных услуг связи без согласия абонента, без предупреждения о размере платы за подключенную услугу, а также на списание денежных средств за услуги, которые не были оказаны».

Проблема мобильного мошенничества в России действительно актуальна, подтвердила «Газете.Ru» пресс-секретарь оператора «МегаФон» Юлия Дорохина. Чаще всего мошенники действуют по одной из нескольких популярных схем.

К примеру, в последнее время учащаются обращения пользователей, связанные с вредоносными программами. «Сейчас мы наблюдаем новое поколение таких программ, которые гибко настраиваются под каждый конкретный случай, а управляются с удаленных серверов», — рассказала Юлия Дорохина.

Не менее популярна среди мошенников схема с «блокировкой» аккаунтов социальных сетей. На странице пользователя размещается сообщение о блокировке, на котором специально указывается «спасительный» вариант или с использованием короткого SMS-номера для разблокировки страницы, или с требованием ввести в специальное поле номер телефона и потом указать пришедший на телефон код подтверждения для демонстрации того, что вы не бот. При этом со счета абонента списываются деньги.

Актуальны и так называемые «открытки». Мошенническая схема проста: на телефон абонента приходит SMS c предложением пройти по ссылке, чтобы получить открытку или фотографию друга. Гиперссылка может привести к скачиванию вредоносного программного обеспечения, которое впоследствии будет отправлять платные SMS на короткие номера или выводить деньги на виртуальные кошельки.

В 2011 году появилась новая схема мошенничества, которая остается в тренде и до сегодняшнего день, — SMS из «банка». По этой схеме мошенники рассылают сообщения с текстом о блокировке счета в банке и номером «технического отдела», по которому предлагается позвонить для решения проблемы. «Находясь в состоянии стресса, человек совершает импульсивный поступок — звонит по номеру, а на том конце его уже ждут злоумышленники, которые выведывают данные кредитной карты или предлагают совершить «тестовый» перевод средств на номер телефона мошенника», — пояснила Дорохина.

По итогам первой половины 2013 года 61% обращений абонентов «МегаФона» был связан с мобильным мошенничеством на коротких номерах, 32% — с обманом и вымогательством третьих лиц (SMS из «банка», «выигрыши», «просьбы о помощи» и т.д.). Компания возвращает утерянные деньги всем пострадавшим от SMS-мошенников, подчеркнула Дорохина.

Среди жалоб абонентов мобильного оператора Tele2 мошенничества с короткими номерами составляют исчезающе малую величину. «Прежде всего это связано со строгими правилами, которые Tele2 предъявляет к контент-провайдерам», — сообщил «Газете.Ru» глава пресс-службы компании Константин Прокшин.

Тем не менее за первые пять месяцев 2013 года в call-центр Tele2 поступило около 60 тысяч обращений, 6% из которых были связаны с жалобами на мобильных мошенников. С января по май 2013 года оператор вернул абонентам, пострадавшим от действий преступников, примерно 480 тысяч рублей.

Чаще всего абоненты Tele2 сталкиваются с мошенническими SMS-рассылками, на втором месте по распространенности — схема под названием Wangiri, уточнил Прокшин: «Абонент получает входящий вызов с неизвестного ему номера, но звонок обрывается. Перезвонив на этот номер, человек слышит ответ автоинформатора, задача которого удержать абонента на линии как можно дольше. Стоимость звонков на подобные номера может достигать 30 рублей за минуту».

Несмотря на необходимость изменения порядка работы с лицевыми счетами клиентов, мобильные операторы одобряют новую редакцию закона о борьбе с SMS-мошенничеством.

Введение второго лицевого счета — это создание еще одной биллинговой системы, поэтому правильно, что такой счет будет заводиться не для всех абонентов, а только для тех, кто заявит об этом самостоятельно, заявила Юлия Дорохина. «Технически мы готовы к реализации этого закона, хотя срок 1 мая 2014 года считаем очень коротким», — отметила она.

Компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») также поддерживает прописанный в законе принцип, поскольку он не повредит развитию легального контентного бизнеса, совершаемого правомерным путем, сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева.

Безусловно, «ВымпелКом» будет выполнять требования законодательства в предписанные законом сроки, заверяет Айбашева. При этом оператор уже усовершенствовал правила подключения подписок на услуги, предоставляемые с участием контент-провайдеров, которые составляют около 80% услуг на коротких номерах: к примеру, для повышения прозрачности веб-подписок компания ввела правило обязательного двойного SMS-информирования абонента (до и после активации подписки) о стоимости услуги, возможности ее отключения и контактах провайдера, отмечает Анна Айбашева.

Как и «ВымпелКом», оператор связи МТС уже внедрил систему обязательного информирования абонентов о стоимости контент-подписок в момент заказа услуги, а также перевел все транзакции по оформлению таких подписок на свой сайт, сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова. Также абонентам МТС доступен бесплатный сервис «Инфоконтент», позволяющий получить подробную информацию о стоимости услуги, оказываемой по короткому номеру, просто отправив вопросительный знак на интересующий короткий номер.

Газета.ru

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.