Новые технологии: Издательства vs. авторы

16.12.2013 в Культура, Литература, Общество

В последние несколько лет всё больше говорят о такой практике, как автогенерация продаваемых текстов. Первоначально это были относительно короткие тексты для наполнения вебсайтов. Затем стали появляться целые книги.

В своем анализе тенденций на рынке книгоиздания Марк Коукер (Mark Coker) высказывает мысль о том, что автогенераторы подобных текстов очень выгодны крупным издательствам, а также гигантам продаж вроде онлайн-магазина Amazon. Это избавляет издательства от необходимости платить авторские отчисления – достаточно один раз заплатить за программу, которая будет их создавать. «Если бы Amazon мог изобрести систему, которая бы убрала из уравнения автора, он бы и это сделал. В сущности, это уже происходит, пусть и не совсем по инициативе Amazon. Один инновационный издатель, ICON Group International, запатентовал систему, которая автоматически генерирует книги нон-фикшн». По данным самого ICON, по этой технологии выпущено уже более 250 000 наименований книг. Одна из выдающихся персон в этой сфере – Филип Паркер (Philip M. Parker), собственно основатель ICON, который с помощью этой технологии создал и опубликовал, по собственному утверждению, порядка 200 000 книг в период с конца 1990-х гг. по 2008 г. Специфика этих книг в том, что они все созданы по одному шаблону, но при этом при их генерировании использовались разные наборы данных, то есть у них самая разная тематика – начиная c медицины и заканчивая экономикой. Отметим сразу, что 95% этих книг продаются в электронном виде. Печатных тиражей нет вообще, но по желанию конкретного покупателя книгу можно напечатать.

Разумеется, разработка таких программ, а также затраты на обеспечение их работы достаточным количеством мощных компьютеров и создание масштабных эффективных алгоритмов по сбору максимального количества доступной информации требуют больших финансовых вложений. По словам Паркера, для генерирования его книг задействовалось от 60 до 70 компьютеров, а над алгоритмами работал штат из шести или семи программистов. Иными словами, создавать книги таким образом сейчас очень дорого (хотя в перспективе, скорее всего, этот процесс станет менее затратным), и такие практики выгодны только достаточно крупным игрокам на книжном рынке, то есть тем, у кого есть начальный капитал и уверенность в том, что такие издержки смогут окупиться.

Помимо ICON, существуют такие проекты, как Narrative Science и Automated Insights, которые также используют технологии машинного обучения и искусственного интеллекта для создания так называемых «человекочитаемых текстов». Сейчас в основном это технологии, предназначенные для переработки больших массивов данных по спортивным результатам, медицинским исследованиям и бизнес-статистике в связные истории, которые можно публиковать в качестве статей. Однако разработки в этом направлении продолжаются. Технологии Narrative Science стали итогом десятилетнего исследования в области обучающих алгоритмов, позволяющих программе имитировать ход человеческих рассуждений. Automated Insights начали с разработки алгоритмизации статистического анализа больших массивов данных, а затем перешли к развитию методов, позволяющих автоматически представлять результаты этого анализа в виде связного текста.

Что касается российского книгоиздательства, то такие практики пока еще не стали тенденцией. Однако это не значит, что не существует попыток их применять. В частности, в 2007 г. издательство АСТ в порядке эксперимента впустило сгенерированный компьютером художественный роман, то есть попыталось решить еще более амбициозную задачу, чем создание фактографического текста. Однако на тот момент эта попытка была признана слишком дорогостоящей, чтобы стать эффективным эталоном для воспроизведения.

Browseable books и эдьютейнмент

Еще одной тенденцией международного книгоиздательского рынка, прежде всего в области нон-фикшн, за минувший год стал рост спроса на так называемые browseable books, то есть познавательные книги, которые не нужно читать подряд, а можно просматривать в произвольной последовательности, наподобие журнала или вебсайта. Большая смысловая нагрузка в таких книгах ложится на иллюстрации – как фотографии, так и инфографику, с помощью которой информация передается последовательностью изображений, а не текстом. Тексту в таких изданиях отводится сугубо вспомогательная роль поясняющих подзаголовков или коротких справок.

Эта тенденция была описана на американской конференции для авторов нон-фикшн “Falling Leaves Master Retreat ”. Также, по данным, представленным на этой конференции, в начальной и средней школах США 50% учебных материалов представлены книгами нон-фикшн, а в старшей школе их доля составляет 70%. Распространение книг такого формата может быть проинтерпретировано как реакция издательства на повышение спроса на нон-фикшн в целом.

Такие книги могут существовать как в печатном, так и в электронном формате. Электронный формат в применении к таким изданиям дает возможность расширить информативность за счет добавления мультимедийных вставок и интерактивности. Среди прочего, отмечается рост популярности использования таких изданий в качестве школьных справочных материалов. Есть основания полагать, что эта тенденция будет усиливаться. С одной стороны, этому будет способствовать резкий рост спроса на электронные книги, которые позволят расширить познавательный функционал. С другой стороны, этот феномен находится в русле более общей тенденции к распространению методов так называемого «эдьютейнмента», то есть сращивания развлечения и образования.

Наконец, можно отметить, что эта тенденция хорошо сочетается с вышеописанным трендом к сокращению издержек на создание книги за счет автоматизации этого процесса. Книги такого плана обычно строятся по единому шаблону, что дает большие возможности для автоматической компиляции таких изданий.

Самиздат

Если две предыдущие описанные тенденции в пределе ведут к устранению автора из рыночного процесса, то это прямо обратная тенденция. Авторы тоже заинтересованы в том, чтобы продавать свои книги без посредничества издательства. Развитие технологий уже вполне позволяет это делать, и многие авторы начинают пробовать эту модель. О росте ее популярности можно косвенно судить по количеству предлагаемых в Сети пособий по самостоятельной публикации и распространению своих книг (по запросу “self publishing” Google выдает 156 000 000 результатов).

Также показательны данные исследований, проведенных аналитиками. Так, анализ американских индексов ISBN, проведенный группой Bowker при аналитическом центре ProQuest, показывает, что число наименований в сегменте самиздата за 2012 год превысило цифру 391 000, то есть поднялось на 59% по сравнению с 2011 г. и на 422% по сравнению с 2007 г. Электронные издания по-прежнему опережают печатные, составляя 40% от всех самиздатовских ISBN в 2012 г., в то время как в 2007 г. их доля составляла 11%.

«Наиболее успешные авторы в сегменте самиздата считают себя не просто писателями, но и владельцами бизнеса, — сказал Бит Барблан (Beat Barblan), директор по услугам индексации в Bowker. – Они вкладываются в свои бизнесы, нанимают экспертов, чтобы компенсировать пробелы в своих навыках, и в итоге рождается целая новая инфраструктура сервисов на издательском рынке».

Анализ показывает растущее значение небольшого числа компаний, предлагающих издательские услуги индивидуальным авторам. Более 80% самиздатовских наименований вышли на рынок при поддержке всего восьми компаний, в числе которых Smashwords и CreateSpace.

Исследование группы по самиздату включает в себя опросы среди авторов, позволяет сделать предположения о дальнейшем развитии рынка услуг для этих писателей. Большинство авторов, планирующих издаваться самостоятельно, создают художественные произведения; за ними следуют работы по саморазвитию и мистическим практикам, а затем книги для детей и биографии. Большинство воспринимают необходимость искать традиционного издателя как препятствие к выходу на рынок.

Таким образом, книжный рынок – и рынок нон-фикшн, в первую очередь, сейчас находится в стадии трансформации. С одной стороны, крупные издательства стараются удержать свои позиции и повысить доход за счет автоматизации максимально возможного количества процессов. С другой стороны, начинает формироваться рынок услуг специально для писателей. Потребность в услугах при самостоятельной публикации книг возникает, как минимум, на этапе распространения. Чтобы произведение достигло своей аудитории, требуется большая работа по его продвижению. В большинстве случаев автору проще воспользоваться для этого услугами специализирующихся в этой сфере фирм. Часто такими фирмами становятся электронные книжные магазины. Один из них – Amazon, который размещает у себя самостоятельно опубликованные произведения. Также автору могут понадобиться внешние ресурсы, чтобы напечатать книгу по заказу покупателя (такие заказы поступают, хотя чаще люди приобретают электронные копии). Наконец, авторы-профессионалы, желающие сделать из своей работы бизнес, часто нуждаются в  консультациях экспертов и рыночных аналитиков.

В России тоже начали появляться платформы вроде Samolit.com, где автор может опубликовать свою книгу и там же ее продать. Следует отметить, впрочем, что эта практика, хотя и распространяется, но тем не менее продолжает оставаться маргинальной. Во-первых, это связано с тем, что культура потребления литературы в электронном формате в России пока не сформировалась полностью. Во-вторых, против самостоятельной публикации своих произведений существует предубеждение(считается, в частности, что престижнее, если книга издана издательством, а не своими силами, самиздат воспринимается как удел неудачников). Однако есть основания полагать, что по мере роста популярности электронных носителей эта тенденция будет усиливаться. Отчет Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям предлагает прогноз, согласно которому «рост продаж электронных книг, по оценочным данным, может составить от 100 до 200% в год».

Анна САКОЯН, с сайта Полит.ру

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.