Ксения МОЛДАВСКАЯ: Порву за «…тся» и «…ться»
25.09.2012 в Культура, Образование
На Книжной ярмарке прошла дискуссия «Снижение грамотности населения и социально-культурная ответственность издательств», организованная газетой «Книжное обозрение». Обсуждать ключевой вопрос постсоветской гуманитарной жизни народу пришло немного — видимо, остальные возможные участники дискуссии сочли проблему неразрешимой.
«Книгуру» — конкурс, учрежденный Федеральным агентством по печати. Он ищет новые темы и новых авторов, пишущих для подростков. Люди присылают тексты, эксперты их читают, составляют из лучших длинный список, потом — короткий. Этот список финалистов мы выкладываем на сайт http://книгуру.рф, и тут к работе приступает открытое жюри, куда может при желании войти любой подросток. Взрослые здесь уже ничего не решают, поэтому экспертам очень важно правильно оценить текст на первых этапах его конкурсной жизни.
На сентябрьской Московской книжной ярмарке издатели представляют бумажные книги победителей «Книгуру» предыдущего сезона. Здесь же стартует новый сезон, уже третий, и сейчас как раз идет прием рукописей.
Работая в этом проекте, постоянно читая рукописи, начинаешь понимать: одна из причин «новой безграмотности» — в том, что человек не дает себе труда перечитать свой текст. Не важно, идет ли речь о письме, о сообщении в блоге или о литературном порыве. Также ясно видишь: текст, который автор не дал себе труда перечитать, — хорошим (даже просто дельным) не бывает. Не бывает текстов очень талантливых — и абсолютно безграмотных. Эксперты «Книгуру» по крайней мере пока таких не встречали.
Общее падение грамотности не заметить невозможно. Кажется, и грамотных корректоров остались единицы. Я говорю о Москве. Чем дальше от Москвы — тем их меньше. Беда с орфографией, пунктуацией, синтаксисом. С научным аппаратом книг, который теперь часто не выверяется вовсе. С общекультурным уровнем редакторов и переводчиков.
Есть проблемы и хуже (хотя они, конечно же, связаны). Падает грамотность школьных учителей, в том числе русского языка и литературы. Еще лет двадцать назад многие «русички», уволившись из школы, устраивались работать корректорами — и вполне приличными корректорами. Нынешние, боюсь, не потянут. Сейчас в дневнике школьника можно встретить запись «ОпАздал на урок». А юные словесницы правят грамотные работы шестиклассников в соответствии со своими представлениями о прекрасном.
Что делать с издателями — не знаю. Административный ресурс тут, по-моему, будет бессилен. Но ответственность за изданное люди должны нести.
У нас есть профессиональная премия «Абзац» — с номинацией «За худшую корректуру». Она вручается раз в году. А вот, скажем, газетная рубрика «Опять двойка» с названиями издательств, фамилиями корректоров и вообще с разбором полетов могла бы стать ежемесячной и даже еженедельной. Но одновременно нужна и награда для самых грамотных издателей и самых ответственных корректоров.
Нужен знак добротности книги, который будет стоять на обложке. Хотя бы в детской литературе: чтобы родители были уверены в книге, которую покупают ребенку! К сожалению, не все родители могут адекватно оценить детскую книгу перед ее покупкой — значит, им нужны заслуживающие доверия подсказки.
У нас нет национальных орфографических конкурсов, какие есть в англоязычных странах. Но такие конкурсы — инициатива государственная. А есть и «инициатива снизу»: в Рунете сейчас все больше народу причисляет себя к так называемым Grammar nazi, то есть к тем, кто готов «сортировать» людей по уровню грамматической полноценности. Невозможно же читать некоторых деятелей, которые не умеют склонять числительные, увечат приставки и в упор не видят разницы между «тся» и «ться».
Участники движения всячески подчеркивают в Сети, что никак не связаны с идеологией Третьего рейха. Аттестуют они себя как «национал-лингвистов, лингвофашистов, грамотей-опричников… агрессивных грамотеев с врожденной грамотностью и обостренным чувством прекрасного». Такой грамотей «раздражается, когда кто-то допускает грамматическую или орфографическую ошибку, и мгновенно бросается в атаку, размахивая словарями и ссылками на Грамоту.ру». На своих сайтах «грамотей-опричники» размещают портреты Дитмара Эльяшевича Розенталя, поскольку общеизвестно (было когда-то общеизвестно), что лучшие учебники и справочники по русскому языку — это книги Розенталя.
Я вроде как к этому движению не принадлежу. Но с тезисом «Безграмотность разрушает нацию» согласна абсолютно. Люди, которые сами пишут грамотно, имеют право (может быть, и должны) требовать грамотности хотя бы от тех, кто участвует в их форумах, оставляет комментарии в их блогах.
И стоило бы вовлечь в войну за грамотность ту самую Сеть, в которой сидят дети. Грамматическая премия Рунета с несколькими номинациями (одна из них обязательно — для бумажных книг) могла бы тоже стать знаком грамматического качества издания.
Безграмотность надоела уже всем. Рядом со мной сидит коллега, старший научный сотрудник Российской книжной палаты, критик, эксперт «Книгуру» Мария Порядина. Я бы хотела обратить внимание публики на значок, приколотый к шарфу Марии Евгеньевны.
На нем написано: «За тся/ться порву».
Это естественное чувство: каждый из нас профессионально читает десятки рукописей. А уровень рукописей все чаще свидетельствует: даже школьные вопросы «Что делает?» или «Что делать?» при использовании глаголов авторы уже не могут поставить.
И профессиональная реакция на это… Впрочем, на значке Марии Евгеньевны все написано.
У меня тоже такой есть.
Русиянов - 30.09.2012
Так деградировать-то несравненно легче, чем развиваться.