25.10.1922 Окончилась Гражданская война.
25.10.2012 в История
6 апреля 1920 г. в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) на Учредительном съезде трудящихся Прибайкалья была образована Дальневосточная республика.
В ее состав вошли Забайкальская, Амурская, Приморская, Камчатская область и Северный Сахалин. На тот момент власть республики фактически распространялась лишь на территорию Прибайкалья. При поддержке РСФСР была создана регулярная Народно-революционная армия (НРА). Япония безуспешно пыталась ликвидировать республику силами белогвардейцев. В июне 1920 г. японцы были вынуждены заключить перемирие и вывести войска из Забайкалья. Остатки белогвардейских частей в Забайкалье были разбиты в 1921 г. 12 февраля 1922 г. красные одержали победу у станции Волочаевка, 9 октября – штурмом взят Спасск. 25 октября 1922 г. Народно-революционная армия взяла последний оплот японцев в Приморье – Владивосток. Японские войска спешно эвакуировались. 16 ноября 1922 г. Дальний Восток был признан неразрывной частью Советской России.
http://eot.su/historyday/10/25/13240 — отсюда.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Главное помнить: за красных сражалось большинство русского народа. К концу войны численность Красной армии перевалила за пять с половиной миллионов. За белых воевать русский народ шёл без охоты — численность армии белых в ходе войны не перевалила и за миллион, ибо воевать за интересы тогдашних «олигархов» простому человеку было неинтересно. Самое главное: белые сражались рука об руку с иностранными интервентами, т. е. с тогдашними «войсками НАТО», т. е. с оккупантами.
Дмитрий - 25.10.2012
Самое главное: белые сражались рука об руку с иностранными интервентами
Помоему, самое главное (оно же самое печальное) что брат сражался с братом, независимо от численности с той или другой стороны.
Маэстро - 25.10.2012
«Помоему, самое главное (оно же самое печальное) что брат сражался с братом, независимо от численности с той или другой стороны.»
Ну так это смотря что для человека главнее. Я считаю, что брат-предатель братом не является. Такой для меня, прежде всего, предатель. ну а для иных, да — прежде всего кровное родство, а уж потом — в кого он стреляет.
Светлана Соболева - 25.10.2012
Спасибо, Маэстро, что держите свою руку на пульсе истории. И, правда, важная памятная дата…
Маэстро - 25.10.2012
«Спасибо, Маэстро, что держите свою руку на пульсе истории. И, правда, важная памятная дата…»
Кто-нибудь её хоть помнит? По телевизору сегодня хоть слово об этом сказали? В газетах написали? А вот про Пусси Райот — горлопанили месяцами. Шизофрения.
Светлана Соболева - 25.10.2012
А можно вести календарь памятных дат, прямо на месяц вперед!
Да-да, всё не о том горлопанят, согласна…
Маэстро - 25.10.2012
«А можно вести календарь памятных дат, прямо на месяц вперед!»
Да можно так-то. Только что для нас с Вами памятные даты? Для всех они — разные. Для Вас начало строительства Храма Христа Спасительства — памятная дата, а я могу ей значения и не придать. Ну и наоборот: создание первого Совета — оно Вам неинтересно, а я замечу. Что брать за эталон памятной даты?
«Да-да, всё не о том горлопанят, согласна…»
Задача СМИ — формирование общественного мнения. Вот такие мнения нам формируют.
Светлана Соболева - 26.10.2012
Думаю, что памятные даты — они всё-таки общие, весь вопрос в том,на «+» или на «-» каждый конкретный человек оценивает эту историческую дату, но дат, сближающих общество, не так и мало.
Ох, уж эти средства массовой дезинформации…
Мадиал. - 26.10.2012
На месте ХХС был бассейн «Москва»,который строился в целях утверждения принципа «В здоровом теле здоровый дух». Ежедневно тысячи москвичей и гостей столицы в этом бассейне оздоравливались. Мне самому в декабре 1973-го года довелось в нем оздоровиться…
Однако «Здоровый дух» всегда не устраивал иерархию РПЦ, и после трагических для общества событий, приведших к реставрации в стране капитализма, они подсуетились, в результате чего на месте бассейна «Москва» вновь вздыбился ХХС, а здоровье народа резко ухудшилось. Диалектически стал, вследствие этого, претерпевать метаморфозу и дух. А «средства массовой дезинформации» неустанно трудятся, дабы сия метаморфоза закаменела. Светлана Соболева — как пример великой труженицы этого направления…
СПЖ (средняя продолжительность жизни), как агрегативный показатель прогресса страны, в России до 1917-го года составлял 30,5 лет. В СССР этот показатель к середине 60-тых годов достиг 69,5 лет, заняв 3-е место в мире. В настоящее время по СПЖ Россия занимает 163-е место.
Напрасно Вы, Светлана, полагаете, что религиозность может сблизить российское общество.Имейте ввиду, что у нас набирает силу не только христианское православие, но и ислам, изначально антагонистичный христианству. В этом контексте, в перспективе, неизбежна межрелигиозная вражда, всегда ведущая к большому кровопролитию.
Общество российское, да и человечество в целом, может быть объеденено только на платформе научного мировозрения через классовую борьбу, по пути к бесклассовому обществу.
Естественно, нынешние правители мира будут этому всячески сопротивляться, и в первую очередь путем манипуляции сознанием людей, посредством принадлежащих правителям СМИ. И Вы лично, Светлана, выступаете актором этой манипуляции. Вы стараетесь «минус» в механизме развития общественно-политических отношений выдать за «плюс», а потом представить это «оценкой конкретного человека».
Маэстро - 26.10.2012
«На месте ХХС был бассейн «Москва»,который строился в целях утверждения принципа «В здоровом теле здоровый дух». »
Бассейн «Москва» там появился изначально? До него там была голая земля?
«В этом контексте, в перспективе, неизбежна межрелигиозная вражда, всегда ведущая к большому кровопролитию.»
Выход известен — пропаганда атеизма для всех народов и слоёв населения.
Мадиал. - 27.10.2012
Специально для Маэстро: НА МЕСТЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ был построен (имеется ввиду!) бассейн «Москва». Что не ясно?
А уж опосля, НА МЕСТЕ БАССЕЙНА «МОСКВА» ВНОВЬ(!!!) вздыбился ХСС.
НУ? Уразумел, что голой земля на этом месте была до строительства на ней ХСС, точнее до основания Москвы, в период правления Юрия Долгорукого?
А по второму вопросу агностику выхода никогда не найти. Агностику, чтобы стать веруном, Бога за бороду пощупать надо. А чтобы ему стать атеистом, ему конкретно, тактильно, необходимо на месте божьей бороды ощутить пустоту. Не иначе!..))))))))))))
Светлана Соболева - 27.10.2012
Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.
25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…
… Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!».
Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.
XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.
На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором — К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.
На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.
12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.
10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.
Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году — сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.
Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.
Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.
Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.
Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.
13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.
26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма — во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.
С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.
Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III — произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).
В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник — Рождество Христово — до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
15 августа 1917 года, в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха — им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.
Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих.
В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при Храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей.
Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.
В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия Храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.
5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.
Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма».
В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.
История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм — Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик — Храм Христа Спасителя.
Божественной Литургией, совершенной под сводами возрожденного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила православная Россия великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова — Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Подобно древним волхвам она принесла Рождшемуся Господу свой дар — возрожденный Храм — символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды.
Светлана Соболева - 27.10.2012
Вопрос: зачем уничтожать-то было???
Мадиал. - 27.10.2012
Так ведь сама заметила — «…не вписывался в шаблоны задач строителей коммунизма». Переврала только. Шаблонов, как таковых, до той поры не существовало. А задачи да, были. И весьма успешно решались, безшаблонно…
Задачи нынешних властей существенно отличаются от тех задач, решая которые, был сооружен бассейн «Москва». Все девяностые народ вымирал, а ХХС да, возносился…
Маэстро - 27.10.2012
«НА МЕСТЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ был построен (имеется ввиду!) бассейн «Москва». Что не ясно?»
Возможно я ошибся, но Вы как будто с упрёком писали о том, что , дескать, вот был тут бассейн, а теперь вот поганцы его снесли и построили ХХС. Ну вот я и сказал как бы, что вообще-то при строительстве бассейна там тоже кое-чего снесли, так что «это не они первые начали». К тому же, ХХС — это мемориал своеобразный — его построили в честь войны 1812 года. Я считаю, что разрушать его не стоило хотя бы из уважения к павшим в той войне.
Однако, сейчас мы видим обратную сторону: как только церковь получила поддержку государства, так тут же начала действовать аналогично: не так давно в Иваново убрали памятник героям ВОВ с целью возведения на его месте церкви. Отсюда вопрос: зачем было убирать памятник? Другх мест для строительства церкви нигде не было? Ну ведь не нравится же, когда коммунисты разрушили мемориал войны 1812 года, а зачем сами делаете тоже самое в отношении памятника ВОВ?
Отсюда вывод: граждане церковники в своих методах абсолютно ничем не отличаются от большевиков. Точно также продвигают и пропагандируют свою идею, также не чураются применять репрессии. Разница только в результатах, а результаты — это самое главное.
«НУ? Уразумел, что голой земля на этом месте была до строительства на ней ХСС, точнее до основания Москвы, в период правления Юрия Долгорукого?»
Так и не сомневался в этом ниразу.
«В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Храм полностью лишился помощи от органов власти.»
В чём выражались гонения? насчёт отделения от государства — правильное решение.
«возрожденный Храм – символ веры, покаяния,»
За что предлагают каяться?
«решая которые, был сооружен бассейн «Москва».»
Согласитесь, что бассейн-то можно было бы поставить и в другом месте. Зачем рушить? Это как если сейчас товарищ Гундяев предложит снести, например, мавзолей и на его месте построить церковную лавку. Как оно вам — поддержите?
«Все девяностые народ вымирал, а ХХС да, возносился…»
Да-да. Видимо, необходимо усилить накал молитв, во имя того, чтобы темпы прироста населения превзошли темпы вымирания.
Русиянов - 28.10.2012
Хорошая цитата:
Но стоны о том, что «брат пошел войной на брата» до сих пор не прекращаются.
А между тем, крики о братоубийстве в ГВ — это все весьма лицемерная маскировка того факта, что Гражданская война, как и любая война, есть лишь продолжение политики военными средствами. А потому, когда мы говорим о том, что брат пошел войной на брата, надо иметь в виду, что эта война в обществе была заложена задолго до ее начала, и семьи фактически раскололись задолго до того, как один сын пошел к красным, другой к белым, а папаша — к батьке Зеленому. Оно, конечно, жутковато — вчера вроде как под одной крышей жили и из одной миски питались, брат за брата горой стоял, а тут — раз, и уже сидят в разных окопах и друг в друга постреливают.
Но ведь если посмотреть на масштабы внутрисемейных конфликтов, то советское общество на этот счет было самым благополучным. Потому что частнособственнические отношения объективно разделяют семьи — борьба за собственность идет не только на заводе или в конторе, борьба за собственность идет и внутри семьи. Цены на недвижимость, сделавшие жилье — базовое средство потребления — недоступным для подавляющего большинства россиян, резко взвинтили количество убийств на бытовой почве даже среди пролетариев, среди капиталистов-то дележ собственности при помощи киллеров вообще дело почти что благородное — человека, неспособного нанять киллера для убийства богатого родственника, если тот соучредитель, будут считать идиотом. Психопатизация, алкоголизация и наркотизация общества, в котором происходит постоянная грызня за средства существования, также добавляет немалую лепту в копилку брато-отце-сыноубийств. И глупо было бы думать, что в дореволюционной деревне что-то было по-другому…
…В деревнях практически все соседи были родственниками, а потому споры за межу или потраву систематически кончались тем, что брат убил брата, дядя — племянника, сын- отца и так далее. Накладываемые в патриархальном обществе пережитки вендетты вообще приводили к тому, что две ветви одной семьи порой резались несколько поколений на одной и той же меже, и только каторга могла несколько утихомирить страсти. Относительно имущих классов и говорить не стоит — если почитать материалы дореволюционных судебных процессов, то убийство за наследство составляло как бы не половину тяжких преступлений среди цензовых сословий.
К чисто собственническим мотивам братоубийства прибавлялись и классовые мотивы — не секрет, что остатки патриархальных докапиталистических отношений порождали весьма изощренные формы эксплуатации, особенно на деревне — семейную эксплуатацию. Очень даже частыми и даже закономерными были ситуации, когда сын батрачил на отца, дядю или деда, сноха — на свекра, зять — на тестя, брат — на брата. Это объективно раскалывало семьи по непримиримым лагерям, причем масштабы явления были значительными — в 20-х НКЮст разрабатывал отдельной целый комплекс норм, чтобы вывести в правовую форму отношения найма одних родственников другими. Попутно стоит заметить, что крики многих раскулаченных, что они «батраков не нанимали, всей семьей трудились» как правило, есть лукавое прикрытие того факта, что внутри семьи экономический статус каждого работника был весьма различен — одни трудились как собственники, а другие — как неимущие батраки. Кстати, в украинском языке для этого явления есть особый термин — «примак», то есть, батрак из родственников или батрак, работающий на правах члена семьи, но не имеющий материальных прав.
Таким образом, конфликт, расколовший семьи в ГВ, возник не благодаря каким-то магическим действиям большевиков, а он был продолжением того же конфликта в дореволюционной России. Просто он продолжился в других формах. То, что до революции делали с помощью ножа, топора, вил, кулака и яда, в условиях Гражданской делали с помощью винтовок и пушек. От того, что царская полиция мешала зятю расправиться с паразитом-тестем еще не следует, что общество до революции было бесконфликтным и там царила тишь и благодать. Большевики, хоть декларировали курс на разворачивание классовой борьбы в деревне, фактически процессом даже управлять были не в состоянии — она и без них разворачивалась весьма крутенько.
Маэстро - 28.10.2012
«Но стоны о том, что «брат пошел войной на брата» до сих пор не прекращаются.»
Когда в нете кто-то спорит о революции через призму «брат на брата», можно быть почти уверенным — минут через 10-15 он ещё и про «слезинку ребёнка» вспомнит.:-)