C лёгким паром!

20.12.2012 в Все статьи

  Баня для русского человека — дело святое. Считается, что лучше всех о русской бане написал Василий Макарович Шукшин.  Его герой — Алёша Бесконвойный — субботу посвящал исключительно бане. «Все.  Больше ничего.  Накалял баню,  мылся и начинал париться.  Парился,  как ненормальный,  как  паровоз,  по  пять  часов парился!  С  отдыхом,  конечно,  с перекуром… но все равно это же какой надо иметь организм! Конский?

    В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел. Он даже  не умывался, а шел сразу во двор — колоть дрова.»

  Общественный совет при главе района обсуждал на этой неделе банный вопрос.  Новые тарифы шенкурской бани вызвали единодушное возмущение горожан.  Справедливости ради отметим., что тарифы утверждала специально созданная комиссия. Официальная информация в районной газете кое — что прояснила,  но возмущения не убавила.  Вопросов осталось по -п режнему много.  Руководитель  «Уютного города»  Е.М.Коробицын нарисовал безрадостную картину существования так называемого  «банно-прачечного комбината». За два последних года его убытки составили 1 миллион 400 тысяч рублей.  Ранее эти убытки возмещались из  бюджета.  Основные затраты  — на тепло и воду.  Баню обслуживают 3 человека,  зарплаты их невелики,  все затраты минимизированы. Е сли выполнять предписания пожарного надзора,  заведение будет закрыто немедленно,  так как по этим правилам баня должна быть в кирпичном исполнении.  Последний небольшой ремонт позволил сократить потери тепла.  Баня в аварийном состоянии,  закрытые помещения вообще не подлежат ремонту.

  «… Была в селе общая баня,  и Алеша сходил туда разок    для ощущения.  Смех  и  грех!  Там  как  раз  цыгане  мылись.  Они не мылись,  а в основном пиво пили.  Мужики ворчат на  них,  а  они  тоже  ругаются:   «Вы  не понимаете,  что  такое  баня!» Они понимают!  Хоть,  впрочем,  в такой-то бане,  как общая-то,  только пиво и пить сидеть.  Не баня, а недоразумение  какое-то. Хорошо  еще  не  в  субботу  ходил;  в субботу истопил свою и смыл к чертовой матери все воспоминания об общественной бане.»

 8 лет назад,  задумав построить собственную баню,  мы прикинули,  что по ценам городской бани она окупится лет через 5.            «Никакой экономической выгоды от этой затеи я не вижу», —  изрекла моя  сильная  «половина». « Баня —  не для выгоды,  баня- для удовольствия»,  — ответствовала я.  На том и порешили

   «Дровишки прогорели…  Гора,  золотая,  горячая,  так и дышала,  так и валил жар.  Огненный  зев нет — нет да схватывал синий огонек…  Вот он  — угар.  Ну,  давай теперь накаляйся все тут  — стены,  полок,  лавки…  Потом не притронешься.     Алеша накидал на пол сосновых лап  — такой будет потом Ташкент в  лесу,  такой  аромат  от  этих  веток,  такой  вольный  дух,  черт бы его побрал, — славно! «

   «Что вы так печётесь об общественной бане? —  удивляются сельские жители. — У нас в Шеговарах ( в Ровдино, в Шёлашском и т.д.) все бани частные,  и проблемы решают их владельцы.  (Немало частных бань и в Шенкурске. ) — Почему наши налоги должны идти на поддержку городской бани?»  Вопрос резонный.  Эту позицию разделяет и глава района С.А.Котлов :  предприятие должно быть рентабельным.

  Времени и дров для своей бани и мы особо не считаем,  а ведь полдня на это уходит — немного работы,  да много заботы. 4 охапки   —  за зиму уйдёт машина дров,  на это клади от 2,5 до 6 тысяч рублей (без расколки).  Построить свою баню нынче — удовольствие недешёвое.  Сруб 5Х3 метра обойдётся примерно в 40 тысяч рублей вместе с материалами и работой,  печь в бане — ещё около 20 тысяч,  скважина глубиной10 метров стоит 25 тысяч.  Своя баня на семью из 4 человек окупится только через 3 с лишним года.

   «В бане сумрачно и неуютно  пока,  но  банный  терпкий,  холодный  запах разбавился  уже  запахом  березовых  поленьев  — тонким,  еле уловимым  — это предвестье скорого праздника.  Сердце Алеши нет — нет да и подмоет  радость  -п одумает:  «Сча-ас». Надо еще вымыть в бане :  даже и этого не позволял делать Алеша жене  — мыть. У него был  заготовлен  голичок,  песочек  в  баночке… Алеша  снял  фуфайку,  засучил рукава рубахи и пошел пластать,  ошел драить. Все перемыл, в се продрал голиком, окатил  чистой  водой  и  протер  тряпкой.  Тряпку  ополоснул  и  повесил  на  сучок  клена,  клен рос рядом с баней. «

 Обсуждение на общественном совете проходило бурно.  Единодушно пришли к выводу,  что поднимать тарифы надо было постепенно,  чтобы не вызывать резкой негативной реакции населения.  Прозвучало предложение вернуться к прежним тарифам, обанкротить баню,  а потом закрыть,  чтобы государство списало долги.  Поддержки оно не нашло.  Вырастет ли с новыми ценами — 200 рублей за час в душевой, 170 рублей за посещение традиционного отделения ( с тазиками )- выручка банщиков,  пока неизвестно,  ведь новые цены могут кого-то «отпугнуть».  Не приведёт ли это к росту заболеваний?  Также члены общественного совета настойчиво предлагали создать своего рода  «люфт»  для малоимущих семей : это могут быть либо семейные абонементы, либо льготный первый час (часы),  либо льготные цены для детей.  Власти могут рассчитывать на понимание со стороны людей, если сами демонстрируют  «гибкость» и  заботу о людях.

» Он вынул распаренный душистый веник из таза,  сполоснул тот таз,  навел в нем воды  попрохладней…  Дальше  зачерпнул  ковш  горячей воды из котла и кинул на каменку  — первый,  пробный. К аменка ахнула и пошла шипеть и  клубиться.  Жар  вцепился  в  уши,  полез  в  горло…  Алеша  присел,  переждал  первый  натиск  и потом только взобрался на полок. Чтобы доски полка не поджигали бока и спину,  окатил  их водой  из  тазика.  И зашуршал веничком по телу.  Вся — то ошибка людей,  что они сразу начинают что есть силы охаживать себя веником.  Надо  — сперва почесать себя  — походить веником вдоль спины,  по бокам,  о рукам,  по ногам…  Чтобы он шепотком,  шепотком,  шепотком пока.  Алеша искусно это делал : он мелко тряс веник  возле тела,  и листочки его,  точно маленькие горячие ладошки,  касались кожи,  раззадоривали,  вызывали неистовое желание сразу исхлестаться.  Но Алеша не допускал этого,  нет.  Он ополоснулся,  полежал…  Кинул  на  каменку  еще полковша,  подержал  веник  под  каменкой,  над паром,  и поприкладывал его к бокам,  под коленки,  к пояснице…»

  В Архангельске за баню с парной,  бассейном или купелью посетители платят от 350 до 1000 р. и выше.  Привлекательность бань и саун растёт благодаря дополнительным услугам : это массаж, маникюр,  кабинет косметолога , продажа соков, у слуги  банщика. Зам.  главы районной администрации видит выход из  «тупика»  в строительстве новой бани с набором подобных услуг.  Для этого уже предварительно обследован фундамент рядом с казначейством.  В ближайшем будущем будет заказана проектно  — сметная документация по новой бане,  определены объёмы финансирования и их источники.  Общественный совет при главе района намерен вместе с районным собранием депутатов обратиться к правительству области за помощью в финансировании нового здания общественной бани.

  «…Пришел Алеша из бани,  когда уже темнеть стало.  Был  он  весь  новый,  весь  парил. Скинул калоши у порога и по свежим половичкам прошел в горницу.  И прилег на кровать.  Он  не  слышал  своего  тела,   мир  вокруг  покачивался согласно сердцу.»

5 ответов на C лёгким паром!

  1. Татьяна Ивановна, спасибо огромное за текст, получилось очень вкусно и ароматно, так сразу берёзовым веничком и дыхнуло))) За Шукшина отдельное спасибо: умел Макарыч живописать, эх, умел.

    Что касается запредельных тарифов вверх на услуги бани в Шенкурске — при крайне низком уровне сервиса… Всё же очевидно. Власть просто обязана защитить низкооплачиваемые слои населения, чтобы они могли мыться в бане, пусть и без парилки по вполне приемлемой для них цене. А уж кому по карману — тот может раскошелиться на что-то подороже. Главное, чтобы услуга соответствовала цене, а не была высосана из пальца. Очень странно, что цены на услуги общественной бани решили так внезапно поднять. Я власть предержащим не верю, есть ощущение, что о чём-то они не договаривают. В любом случае, мудрые государственные мужи должны были более грамотно выстроить предварительное общение(по-умному наладить коммуникацию) с жителями Шенкурска по данному вопросу, а не ставить их перед фактом, что в данном случае выглядит, конечно, очень не демократично))))

  2. «Баня запах Родины подарит.
    В бане будет жарко и черно.
    Страшно жить, когда ничто не «парит».
    В бане лишь не «парит» ничего. »
    Д.Б.

  3. Татьяна Ивановна, а речь в тексте идёт о заместителе главы райна В.В.Парфёнове? И какого точно числа был совет 17, 18 или 19 декабря?

  4. Татьяна Ивановна уехала в Пермь . Будет 14 .

  5. Так точно, Парфёнов тот самый. Дату совета уточните, пожалуйста, у В.В.Лукошкова.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.