Первая скрепка
27.11.2013 в Политика
После «сталинского», «брежневского» и «ельцинского» Основного Закона будет «путинский»
Утечка из верхов, которая по привычному руслу направилась в одну ежедневную газету, свидетельствует о том, что президент в своем ежегодном Послании, которое будет оглашено в День Конституции, 12 декабря, много места уделит такой «скрепе», как Основной Закон. Скажет о том, что Конституцию менять можно, но медленно и осторожно. (Собственно, ровно об этом он говорил на встрече с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин 7 ноября: «Очень бы хотелось надеяться, что наш Основной Закон, наша Конституция, будет актуальным не только на время принятия и не только через 20 лет, но и на более длительную перспективу».) Кроме того, якобы будет создана такая структура, как Конституционный совет. Орган, который, судя по названию, ничем другим, кроме «острожного» изменения Основного Закона, и заниматься не станет.
Словом, раз первое лицо сказало, что никто ничего менять не будет — жди перемен. Политико-фенологическая примета…
В принципе, по гамбургскому счету, менять ничего в Конституции не надо. Она не то чтобы декоративный фикус в номенклатурном кабинете, но политическая система в России в течение многих лет складывается по факту, а не по Конституции. У нас что, есть разделение властей? Соблюдаются права и свободы? И это притом что Основной Закон — акт прямого действия.
Собственно, декоративными были все отечественные Конституции — и «сталинская» 1936 года, и «брежневская». Единственной недекоративной нормой в Конституции 1977 года была шестая статья — о партии как «руководящей и направляющей силе общества» и «ядре политической системы». (Кстати, готовить Основной Закон начинали еще при Никите Хрущеве, но процесс растянулся на долгие годы.) Более или менее действующей оказалась Конституция России 1993 года — особенно в первые годы ее существования и в части сильной президентской власти. Но и она со временем «декоратизировалась». Вероятно, теперь Владимир Путин готовится к тому, чтобы сыграть политическую пьесу в реалистических декорациях. И первые два известных шага уже сделал — два раза по шесть лет на посту главы государства и управляемый и выселенный в золотую клетку петербургского гетто объединенный высший суд. Интересно, каким станет третий шаг?
Это поразительно, насколько юристы-конституционалисты готовы выступать против духа Конституции, меняя ее букву. Поразительно, до какой степени новые законы третьего срока Владимира Путина противоречат духу права. И нынешнюю Конституцию путем ее изменения можно довести до антиконституционного состояния.
Каждый из Основных Законов венчал собой оформление и бронзовение политического строя. Жить стало лучше и веселее как раз ближе к концу 1930-х годов. К концу 1970-х одеревенел советский режим — что и констатировала «брежневская» Конституция. Буржуазная революция завершилась расстрелом Белого дома, и ее результаты были оформлены Основным Законом-1993.
Нынешний режим явно созрел для конституционной легитимации. Его квазиправовое содержание нуждается в юридическом оправдании. У нынешнего руководителя государства есть историческое право (оправдываемое долгим пребыванием у власти) на свою Конституцию. Чем он хуже своих предшественников — Сталина, Брежнева, Ельцина? Да и Хрущева, который просто не успел изменить Конституцию, а когда ознакомился с предложением о введении поста всенародно избираемого президента, сказал: «Тут какие-то мальчики хотят снять меня с поста председателя Совмина, на это надо еще посмотреть».
Этот негативный опыт и учитывает новый старый всенародно избранный президент. Не надо нам никаких мальчиков, которые демократию разводят. Фундамент Конституции будем укреплять, вертикализировать и «декоратизировать» до полной потери смысла.
Прокомментировать
Вы должны быть авторизованы для комментирования.