Просмотров: 523
Пять дней в Шенкурске, с 4 по 8 января, в компании единомышленников, вместе взрослые и дети провели в лагере. Никакого официоза, даже название ему ребята придумали самое что ни на есть ласковое – «Буся». Какой-то теплотой веет от этого слова, да и обстановка в лагере очень ему соответствует – теплая, душевная, дружеская. Прочь скука и однообразие, с ними здесь не желают соседствовать. Хочешь покататься на лыжах – заснеженный парк с горками рядом. А что может быть увлекательнее ролевой игры с неожиданностями – захватывает. Есть игры поспокойнее, настольные, но заставляют думать, размышлять, искать верные решения. Имеешь своё мнение – можно поучиться его высказать, отстоять свою точку зрения, участвуя в дискуссиях, диспутах, тренингах. Желаешь заняться творчеством, спортом, и такая возможность есть – мастерские, конкурсы, уроки кулинарии или боевых искусств. Каждый день – это новые знания, открытия, общение. И круг для общения совсем не тесный, ведь в дни зимних каникул лагерь в Шенкурске объединил школьников и взрослых из разных городов России.
С одним из взрослых участников этого зимнего лагеря мы побеседовали. Михаил Иошпа приехал из Москвы. Он является одним из координаторов проекта «Будущее сегодня». В числе координаторов также Анастасия Галашина (Москва), Мария Сычева и Максим Подольских (Воронеж), Дмитрий Остряков (Санкт-Петербург).
– Михаил, удивительным образом дети трансформировали серьезное и строгое название «Будущее сегодня» в такое ласковое и домашнее «Буся». В чём же суть вашего проекта?
– «Будущее сегодня» – это всероссийский проект, в котором участвуют дети и взрослые из разных городов: Москвы, Воронежа, Шенкурска, Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Киева и так далее, даже из-за границы приезжают иногда, в частности из Дании. Это некоммерческий, волонтёрский проект. Он появился благодаря инициативе большого количества энтузиастов – педагогов, психологов, журналистов, искусствоведов, художников, учёных, технологов, инженеров, в их числе и преподаватели из Шенкурска.
Задача проекта – вместе с детьми создать такую культуру общения, культуру взаимоотношений, восприятия мира, чтобы они задумались о своем предназначении, учились познавать мир, понимать ценности жизни, дружбы, природы, понимать, что мы все разные, но каждый из нас при всех различиях достоин внимательного отношения. На основании такого общения, такого поиска создается новая система образования. Мы реализуем этот проект уже более пяти лет. В Шенкурск мы приезжаем второй раз.
Учимся ткачеству
– Каким образом вы открыли для себя Шенкурск, как он вошёл в этот проект?
– Шенкурск оказался в этом проекте почти случайно. Мы совершали поход на байдарках по Ваге лет пять назад. Вместе со мной были художница, архитектор из Архангельска. Они хотели посмотреть коллекцию прялок в Шенкурске. Раньше о вашем городе мы ничего не знали. Тогда мы и познакомились с Шенкурском, с художником и мастером Еленой Борисовной Чирковой, и были совершенно удивлены, какая замечательная художественная школа у вас создана с мастерскими ткачества, игрушки, лоскутного шитья. Она нам рассказала про северную куклу, про местную роспись, орнамент, как дети изучали теорию цвета по северному текстилю. Вообще, гениальные были разработки у Елены Чирковой. Она познакомила с очень интересными людьми. Мы тогда посмотрели детский театр и кукольный театр, увидели «Кореннушку», побеседовали с Галиной Николаевной Толстиковой. Мы посмотрели, пообщались и поняли, что в Шенкурске живут творческие люди, здесь уникальный очаг местной культуры. Это нам было очень важно, поскольку мы собираем детей из самых разных городов и регионов, и дети по-новому открывают для себя Россию, важно передать друг другу какие-то ценности. Мы приезжаем в Шенкурск, а шенкуряне приезжают в Москву, приезжают в Питер. Мы организуем весенние, летние, зимние, осенние лагеря.
– Откуда приехали дети в зимний лагерь в Шенкурск? Что здесь они открывают для себя?
– В лагере собралось около 70 детей: тридцать приехали из Москвы, Питера, Воронежа, других городов, а остальные – шенкуряне, у некоторых из них даже родители приходят. Опять друзья встретились, есть новички, которые впервые в таком лагере. Мы, приехавшие в январе в ваш город, посмотрели Север зимой, как вы живёте в зимних условиях. Очень необычно и интересно – как люди живут с печами, как их используют для обогрева домов. Михаил Бронский нам провел мастер-класс по строительству северных домов, по кладке печей, рассказывал, рисовал. Оказывается, это целый мир, искусство возведения жилища, особая архитектура. Про одну заготовку леса для строительства дома можно говорить очень долго, это очень интересно.
Мы съездили в Каргополь, посмотрели его зимой, совсем другое впечатление от зимнего города. Мы побывали в доме у мастеров, которые делают глиняные каргопольские игрушки, посмотрели их быт, уклад жизни. Такое нигде больше не увидеть.
В Шенкурске мы жили эти дни в семьях, общались в домашней обстановке. Хозяева предоставили нам возможность испытать, что такое русская баня. Это вроде бы бытовые мелочи, но для нас это совсем другая жизнь, другой мир, жизненный опыт. Мы ходили на прогулки на лыжах в лес, такого леса в Подмосковье нет. Мы катались на горках, посмотрели белоснежные просторы реки Ваги. Ребятам очень понравилось гулять, наблюдать за природой. Мы были в Шенкурске раньше, но весной, тогда мы провели несколько дней на берегу Ваги. Летом наш лагерь туристический, мы живём в палатках, готовим на костре.
На горке в парке
– Северная природа, зима, мороз… Но не только прогулки вы совершали?
– Все пять дней у нас была насыщенная программа. Проводили мастер-классы. Я уже сказал, что в Доме мастера мы узнали о северном домостроении. Был мастер-класс по берестоплетению. Прошла дискуссия на тему «Девочки и мальчики», говорили о том, как им взаимодействовать. Мы учим детей во время дискуссии слушать, формулировать свои мысли, умению вести диалог. Были занятия в мастерской по теме «Как понять себя». Детям трудно в себе разобраться, эти беседы психологически ориентированные. У нас была большая лаборатория-мастерская о латиноамериканской культуре, связанной с кукурузой. Проводила её доцент Московского педагогического университета Анна Школьник. Она испанист, изучала и изучает страноведение. Она интересно рассказывала, как живут, как питаются в Латинской Америке, что значит для латиноамериканцев кукуруза. Дети готовили два блюда из кукурузы, а потом вместе их ели. Вот такие познавательные занятия. Поскольку мы жили в семьях, то и местную вашу пищу мы тоже попробовали – северные грибы, ягоды, морс, а картошка у вас в Шенкурске особенная. Нигде больше такой вкусной картошки я не ел.
Мы привезли с собой настольные игры, самые последние разработки, самые интересные. Дмитрий Остряков, кандидат педагогических наук, преподает в школе Российской академии наук в Санкт-Петербурге, провел опрос среди питерских школьников, чтобы выяснить, какие, по их мнению, самые интересные, интеллектуальные игры. Вот эти игры мы и привезли в подарок шенкурским школьникам. Детям важно играть в настольные игры. Во-первых, это общение. Во-вторых, это умение взаимодействовать в коллективе, проявлять себя, свои способности. Например, игра «Эволюция» по биологии. Проходили уроки боевых искусств.
– Я разговаривала с ребятами, они с восторгом говорили о проведенной здесь ролевой игре…
– Около четырех часов длилась эта ролевая игра, психологически сложная. Её придумали и детально разработали наши стажёры, шенкурские ребята – Анатолий Дерябин, Дмитрий Шайтанов, Антон Исупов, Влад Савин. Ребята пять лет, даже чуть больше, участвуют в проекте, они уже сами умеют делать ролевые игры с очень сложным содержанием.
В лагере каждый находит наиболее увлекательное для себя занятие. Они на выбор – физические, умственные, психологические, интеллектуальные, прикладные. Образование, которое мы пытаемся сделать, оно дополнительное, оно про то, как можно вместе открывать что-то новое, создавать содержание в мире, которое делает интереснее жизнь. Главное – пробудить у детей естественный интерес к познанию. На этот раз они познавали жизнь в Шенкурске, здесь нам всем было хорошо и интересно. Хотелось бы, чтобы они поняли, что в вашем городе интересно жить, чтобы после окончания школы и получения образования они возвращались сюда жить и работать, чтобы они становились инициативными, активными, воплощали хорошие начинания в жизнь, изменяли её к лучшему. Вот такие у нас идеи.
– Замечательные идеи… Лагерь, наверное – не только проведенные вместе дни, и после расставания дети продолжают общаться?
– Конечно, их общение не прекращается, помогают в этом телефоны, Интернет. В течение года мы организуем четыре лагеря по сезонам. Они продолжают в них встречаться, дружат.
Повторю, что наш проект некоммерческий, материально делают вклад сами родители. Получается, что они вкладывают сейчас в будущее своих детей. Причём, в Шенкурск мы бы хотели вернуться, здесь можно сделать целый цикл занятий, мастер-классов по местной культуре. Здесь у вас особый северный шенкурский дух.
– В чём же этот дух заключается?
– Те люди, с которыми мы здесь общаемся, – люди дела, ответственные. У нас совместный здоровый, деловой настрой. Нам важно образование детей, нам важна дружба. В тех семьях, где мы жили в Шенкурске, сохранены замечательные семейные духовные ценности, дети растут в труде, во взаимном уважении. Этого мало, к примеру, в Москве, где больше детей инфантильных. А здесь дети очень многое умеют, проявляют себя в творчестве, в музыке, могут научить своих сверстников. Если бы во всех семьях были подобные традиционные ценности. У вас здесь всё как-то крепко, по-настоящему, основательно. Люди открытые, приветливые, доброжелательные, гостеприимные, готовы помочь. Увозим мы с собой позитив, вдохновение и желание продолжать осуществлять наш проект вместе с шенкурянами. Все заинтересованные в этом семьи могут к нам присоединиться. У нас есть сайт
www.vsepronas.info
Валентина ПАВЛОВСКАЯ.
На миниатюре: круг песен и стихов.
Фото Анны Школьник.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- «Буся»: кем быть? Читатели нашей газеты уже знакомы с подробностями реализации на территории нашего города и района детского проекта «Будущее сегодня»...
- «Ваганочка» сегодня единственный детсад в Шенкурске. Единственным этот детсад стал с 2011 года после объединения со «Сказкой», а еще ранее, в 1998 году,...
- А у нас сегодня – ПАРК! У одной моей знакомой подрастают дети. И ей захотелось показать им мир, свозить их куда-нибудь в большой город, чтобы они...
- «Будущее – это мы!» Открыт прием работ на конкурс молодежных проектов. Авторские проекты молодёжи должны быть направлены на социально-экономическое развитие территорий Архангельской области. Организаторы...
- Вчера, сегодня, завтра Табличка при входе в Усть-Паденьгскую библиотеку сообщает, что здесь также размещён «Общественный пункт приёма муниципальных услуг». Точно такие пункты Интеренет-доступа...
- Будущее зависит от каждого из нас Сегодня своими размышлениями на тему «Защита окружающей среды» делится школьница Полина БАРАНОВА, ей 14 лет. – Что же значит любить...
- Шенкурские ремёсла: созидаем будущее! «Лёд тронулся», работе по развитию шенкурских ремёсел дан серьёзный импульс! Во Дворце культуры и спорта 22 октября состоялась встреча рабочей...
- Идём на каток Его открыли 19 января на площади в Шенкурске. Второй год в центре Шенкурска заливают каток для массовых катаний. Долго ждали...
- В мире красоты Все дети талантливы, только каждый по-своему. Одни – поют, другие – танцуют, иные осваивают музыкальный инструмент или рисование....
- У спуска с лесенки В один из теплых майских дней мы с дочкой были на детской площадке у Дворца культуры и спорта....
Метки: Будущее сегодня, Валентина ПАВЛОВСКАЯ, №4-2013
Рубрики: Жизнь, Молодежь, Общество, Отдых и путешествия, Семья и дети