Просмотров: 461
Почему люди покидают родной кров? В 54 километрах от Еревана на берегу озера Севан (единственного в Армении крупного источника пресной воды) находится курортный город Севан. Казалось бы, живи – радуйся! Но это сейчас, а двадцать семь лет назад из-за событий в Нагорном Карабахе (военный конфликт с Азербайджаном)в стране были закрыты все дороги.
Посёлок Еленовка был основан у истоков Раздана русскими переселенцами-молоканами в 1842 году рядом с озером Севан. Название село получило в честь жены брата Николая I. 3 января 1935 года было принято решение о переименовании посёлка в честь озера Севан, в 1961 году п.Севан получил статус города.
В 1988-м году новым испытанием стало землетрясение, в 1991-м распался Советский Союз. Многие тогда уехали из Армении не от хорошей жизни. Семьи братьев Карапетянов и Агаджанянов из Севана и его пригорода обосновались в Шенкурском районе. Об этих семьях наш сегодняшний рассказ.
Карапетяны
– Союз распался, дороги закрыли, в Россию нужно было попадать через Грузию либо на самолёте товары завозить, – рассказывает моя приветливая собеседница Сусанна Липаритовна. – Страна у нас маленькая, доходы у людей небольшие. Безработица всех мужчин погнала в Россию, в Америку и даже во Францию на заработки. У моего мужа – высшее политехническое образование, Норик работал в Севане на заводе. В 1989 году создал свой кооператив: ездил в Прибалтику, работал в Москве. Два года наша семья жила в Москве, по работе у мужа было сотрудничество с Важским леспромхозом, так что он первый побывал в Шенкурске, а летом 1998 года вся наша семья перебралась сюда.
Младшая дочь Норика Николаевича и Сусанны Липаритовны Офелия в Шенкурске пошла в первый класс, училась у Любови Александровны Мымриной. Вообще, о Шенкурской средней школе в семье самые хорошие отзывы. Добрым словом здесь вспоминают Наталью Николаевну Дрочневу, которая преподавала русский язык и литературу старшему сыну. Сейчас Бакуру 29 лет, в 2008 году он закончил факультет финансов и кредита АГТУ, работает на предприятии отца в Шенкурске.
Средняя дочь Шаке Карапетян (ей исполнилось 26 лет) училась в ПГУ, после четвёртого курса поступила в Северный университет Тромсё. Несмотря на способности к математике (о чём ей не раз говорила Нина Георгиевна Колчина), Шаке стала гуманитарием, вышла замуж за норвежца и живёт теперь в Тромсё. А вот Офелия после окончания в 2008 году Шенкурской средней школы поступила в СГМУ на стоматологический факультет. В настоящий момент она проходит интернатуру в Архангельске и планирует поступить в ординатуру на специальность «ортодонт».
Брат Норика – Амазасп (Гамлет) Николаевич Карапетян приехал в Шенкурск в 2000 году уже сразу из Армении, минуя столицу нашей Родины. У Гамлета и его супруги Амест двое детей – Лусине и Гегам. Сейчас сестра и брат учатся в Российском университете дружбы народов и вместе с мамой живут в Москве. У Амест политехническое образование, но вместе с тем – педагогический дар. Когда она преподавала в школе информатику и черчение, у детей сразу же просыпалась любовь к этим предметам. В своё время Офелия, Лусине и Гегам стали выпускниками Шенкурской детской школы искусств.
Агаджаняны
В армянских семьях смена фамилии супруги, когда она выходит замуж, не является принципиальным моментом. Именно поэтому жена Норика Карапетяна известна шенкурянам как Сусанна Бадалян. Сусанна живо откликнулась на мою просьбу рассказать о жизни своих земляков в северной глубинке и пояснила, что вскоре после их переезда из Москвы в Шенкурск также перебрался друг Норика – Ваграм Коляевич Агаджанян со своей семьёй, а затем и братья Ваграма – Саак и Гурген.
Все мужчины занимаются в настоящий момент лесным бизнесом, женщины ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей и помогают мужьям в их работе. Вместе с тем, Сусанна тринадцать лет работала воспитательницей в детском саду, жена Ваграма Джулия – бухгалтер, супруга Саака Гоар – акушерка, а вторая половинка Гургена Лусине – преподаватель армянского языка.
– В Армении было очень тяжело жить, – рассказывает Джулия. – Муж работал в России, жил отдельно от семьи. Поэтому взяли детей и вместе приехали сюда, на Север. Нашему сыну Карену в 1998 году было
17 лет, он закончил в Шенкурске школу, поступил в Архангельский медицинский университет, сейчас работает сосудистым хирургом в областной клинической больнице, женат на армянке, есть два сына. А вот средний сын Армен (сейчас ему 32 года) стал настоящим шенкурянином, работает с отцом на его предприятии, пока не женат. Моя дочь Арпине училась в одном классе с дочкой Сусанны Шаке. Учились девочки хорошо, вместе поступили на иняз, потом уехали в Норвегию. Сейчас Арпине живёт в Осло.
Старшие дочери Саака и Гоар Агаджанянов Ани и Алита уже тоже выпорхнули из родительского гнезда. Ани после окончания Нижегородской юридической академии работает в банке, её сестра закончила медицинский колледж и также работает в Нижнем Новгороде. Обе вышли там замуж. Десятиклассник Давит Агаджанян учится в Шенкурской средней школе, занимается дзюдо в клубе «Атлант», выпускные экзамены и выбор жизненного пути у него ещё впереди. Три замечательные девочки подрастают у Гургена и Лусине Агаджанянов: одиннадцатиклассница Гоарик, шестиклассница Татевик и воспитанница «Ваганочки» трёхлетняя Карина. Причём, Татевик и Карина родились уже в Шенкурске.
О жизни в России
Жильё со всеми удобствами в Шенкурске встречается нечасто. Поэтому с известным всем троеборьем «вода, дрова, помойка» армянским хозяюшкам пришлось столкнуться в первую очередь. Больше всего их удивило, что в России есть места, где отсутствует
газификация.
– Когда мы в первый раз сюда приехали, думали, что год поживём и будем уезжать. Холодно, снег, – вспоминает Гоар Агаджанян.
– В первый год как было трудно печки топить, – вторит ей Джулия, – каждый день у меня – угар. Очень трудно было. Я позвала соседку тётю Марусю, чтобы она меня научила. Сейчас уже хорошо топим, ведь по-прежнему с печками живём.
Несколько лет жили на съёмных квартирах. Сейчас квартиры купили себе семьи Саака и Гургена Агаджанянов, Ваграм и Джулия по-прежнему снимают жильё: не получается купить из-за роста цен. А вот Норик и Сусанна в
2006 году приобрели старый дом постройки 1911 года на улице Хаджи Мурата. Новый дом рядом со старым строили пять лет, новоселье отмечали в 2011 году, хотя сам ремонт внутри дома всё еще не закончен.
Получение гражданства Российской Федерации – отдельная тема для разговора. Все мои собеседницы отмечали, сколь долгим был этот путь. Из-за изменений в законодательстве процедуру, связанную с получением гражданства, каждый раз приходилось проходить заново. А ведь в далёком 1998 году их мужья приехали в нашу страну с советскими паспортами. Так, Сусанна Бадалян только в прошлом году стала гражданкой России, её дочери вместе с отцом получили гражданство в 2006 году. В настоящий момент практически все шенкурские армяне являются гражданами России.
Пятнадцать лет назад наш маленький провинциальный город стал тихой пристанью для четырёх армянских семей. Думаете, все эти годы не было тоски по родине, желания всё бросить и уехать? Было и, наверняка, сейчас иногда возникает. Своё веское слово сказали дети. Они заявили, что больше не хотят никаких изменений, что им очень нравится учиться в Шенкурске, что у них здесь появились новые знакомые, хорошие учителя, да и самим родителям было приятно, когда, например, Шаке и Арпине хвалили в школе за отличное знание русского языка.
7 декабря 1988 года в Армении произошло страшное землетрясение, которое практически снесло с лица земли два города - Спитак и Ленинакан (сейчас Гюмри). Всего от землетрясения пострадали 21 город и район, а также 350 сел, около 60 из них были полностью разрушены.Погибли 25 тыс. человек. около 100 тыс. человек получили ранения различной степени тяжести, более 500 тыс.лишились крова.
Чтить традиции
Кто встречался с шенкурскими армянами в общественных местах (например, в городской бане), сразу вспоминает, что они всегда держались вместе, говорили друг с другом на родном языке и всегда с нескрываемым почтением относились к пожилой женщине, которая воспринималась окружающими как старейшина
рода.
– Да-да. Это – моя свекровь, – поясняет мне Сусанна Липаритовна. – Царство ей Небесное! Она была педагогом от Бога, преподавала в школе географию и даже в Шенкурске занималась с Бакуром и Шаке любимым предметом. Звали её Офелия Навосардовна Джндоян. Свекровь была очень общительным, активным человеком, работала завучем в школе, её ученики многого достигли в жизни. Умерла она в 2007 году в возрасте 79 лет, похоронена
на родине.
– Сусанна, вы говорите и на русском, и на армянском языках?
– Когда мы ещё учились в школе, нам преподавали и до сих пор в Армении преподают обязательно два языка. То, что мы друг с другом общаемся на родном языке – дань национальным традициям, память о родине. Мы ведь до сих пор ездим туда в гости. Дети читают и пишут на армянском языке. Это то же самое, если бы русские приехали жить в другую страну, тоже бы старались сохранять свой язык, свои обычаи на уровне семьи.
И вместе с тем, взаимопроникновение культур неизбежно происходит. Когда полуторагодовалого внука Джулии отучали в Архангельске от материнской груди, он сначала просил: «Дай!» по-армянски, когда мама сказала: «Больше нет» (в смысле было и закончилось), неугомонный малыш уже по-русски стал объяснять и показывать: «Вот там! Вот там!» На заправке по пути в Москву маленький сын Саака и Гоар также проявлял требовательность к продавцам, интересуясь, нет ли у них в продаже… шаньги.
– Не жалеете, что живёте в Шенкурске? – поинтересовалась я у армянок.
– Если честно, и из Москвы, и из Нижнего Новгорода, и из Армении уже тянет нас обратно в Шенкурск. Уже скучаем по Ваге, по белым ночам, – признались мои собеседницы.
– Русский народ – очень добрый, – ответила Сусанна. – Везде русские принимают чужих. Конечно, бывают конфликты, но такой души, как у русского народа, нет нигде. Как русские помогают, так никто не помогает. В первые годы жизни в Шенкурске мы всё это испытали на себе. Ну а исключения из правил есть везде. И у нас, в Армении, один сосед – добрый, другой – ворчливый, раздражительный. Это уже от человека зависит, от уровня его общей культуры.
Площадь Армении – 29,8 тыс. кв. км. Для сравнения: площадь Вельского района – 10,6 тыс.кв.км, Шенкурского района - 11 297,67 кв.км, Виноградовского - 12,56 тыс.кв.км.
Чай с урцем и абрикосовое варенье
О гостеприимстве армян, умении вкусно угощать и прекрасно готовить можно говорить долго. Большой обеденный стол в доме Норика и Сусанны, за которым в лучшие времена собиралось до 25 человек, наглядное свидетельство совместной трапезы большой, дружной семьи. Несмотря на то, что старшие дети выросли и разъехались, здесь и сейчас любят собираться вместе. Обязательно празднуют дни рождения, Рождество, Пасху, Новый год, а также 23 февраля, 8 марта и 7 апреля.
– В Армении 7 апреля – День матери, День красоты, – поясняет Сусанна, – так что с 8 марта начинается женский месяц, мы ждём от своих мужчин особого внимания, поздравлений и подарков.
Натуральная еда, домашняя выпечка (от лаваша до тортов) – вот отличительная черта ведения домашнего хозяйства в шенкурских армянских семьях. Для женщин – это огромный повседневный труд. Овощи, зелень, картофель – всё выращивается летом на огороде. Компоты из северных ягод (брусники, морошки, красной смородины) пользуются особой популярностью.
В доме Норика и Сусанны меня угостили свежесваренным кофе и очень вкусным домашним тортом, а ещё вареньем из армянских абрикосов и чаем с урцем (по-нашему, с чабрецом). В гостиной стояла новогодняя ёлка, кот Мэйсон грелся у батареи, а мы ещё долго разговаривали с Сусанной, Джулией, Гоар и Лусине о их жизни в Шенкурске, о детях, о далёкой Армении. Когда-то они сделали выбор, прежде всего, в пользу сохранения семьи, чтобы дети не забывали, как выглядят их отцы, уехавшие на заработки в Россию. Эти семейные ценности – самая надёжная скрепа для простых людей любой национальности.
Светлана СОБОЛЕВА.
На миниатюре: Сусанна Бадалян (первая слева) и жёны братьев Агаджанянов – Гоар, Джулия и Лусине.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- Баня в Шенкурске Инвестиционное трёхстороннее соглашение с правительством области на строительство общественной городской бани в Шенкурске было подписано в 2016 году. К концу...
- О Шенкурске в Тампере О создании в Шенкурске первого российского регистра травм 20 сентября на пленарной сессии 12-й Всемирной конференции по безопасности в финском...
- Зимой в Шенкурске, летом в Уколке живёт старейшая жительница МО «Верхоледское» Анна Родионовна Семушина. В семье Родиона Кирилловича и Ульяны Филипповны из верхоледской деревни Володской было...
- Монастырь в Шенкурске Главная шенкурская святыня – Свято-Троицкий монастырь образован в 1664 году инокиней Марфой при царе Алексее Михайловиче. Не будь он закрыт...
- Быть ли ФОКу в Шенкурске? Современный физкультурно-оздоровительный комплекс должен появиться в районном центре. Мои собеседники – родители юных футболистов ФК «Темп» – считают, что наша...
- В Шенкурске бы это повторить! Совсем недавно в шенкурском Дворце культуры и спорта появился новый специалист – Эдуард Викторович Оскочный....
- Морг в Шенкурске Вопрос об отсутствии в нашем районе здания морга, соответствующего действующим санитарным нормам и правилам, периодически поднимался на всех районных совещаниях...
- Рождество в Шенкурске В ночь с 6 на 7 января праздничное Рождественское богослужение собрало в главном шенкурском храме преподобных Зосимы и Савватия...
- О Шенкурске — в Москве Профилактике травм и насилия в отношении детей был посвящён семинар, организованный в Москве в ноябре Всемирной организацией здравоохранения. Среди участников...
- Большевики в Шенкурске Каждый день мы проходим мимо некоторых зданий нашего города, не зная какую ценность они представляют, что происходило за их дверями...