Просмотров: 605
Иван Игнатьевич Тепляков – участник Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. В составе 1-ой Добровольческой дивизии им. С.М.Кирова участвовал в боях на левом фланге Лужской обороны Ленинградского фронта. Был тяжело ранен, после лечения направлен на Северо-Западный фронт, затем первый Прибалтийский фронт пропагандистом и секретарем партбюро госпиталя.
«В нашей деревне Халмино расположился пластунский отряд под командованием капитана Чубашика. В хате вместе с нами (семья была 8 человек) остановился полувзвод или отделение пластунов до 10-12 человек. Их лошади стояли в нашем дворе. Примерно такое же количество белогвардейцев помещалось в других домах. В передней избе нашего дома помещался американский госпиталь, а через дом у соседа был лазарет для русских белогвардейцев. На окраине деревни стояла батарея трехдюймовых пушек. Помню, как красные наступали из-за реки со стороны д.Заважье и с Севера, от Смольного ручья. Велась ружейно-пулеметная стрельба. Пушки не стреляли, да и бить им было некуда. Палить по д. Заважье через 4-километровую полосу леса равносильно стрельбе по воробьям. Пока мирные жители были в деревне, красные тоже не выпустили по деревне ни одного снаряда. Но как только жители были вывезены, сразу начался артобстрел. Во время боев жители спасались за печками или в подполье домов. В одной перестрелке шальной пулей из-за реки в своем доме убило девушку – невесту 24 лет, Пономареву Павлу Никифоровну. Через неделю у них должно было состояться бракосочетание, так жених Тепляков Афанасий Андреевич, не успев обручиться, остался вдовцом. Помнится, однажды, после возвращения из разведки в д. Заважье, разъезд белогвардейцев был обстрелян красными, в результате чего один беляк был убит, один или двое ранены. В другой раз двое раненых были привезены в госпиталь. О больших потерях мы тогда не слышали.
Так мы жили на передовой в боевой обстановке неделю или чуть больше. Потом командование белоинтервентов объявило приказ: «Жители всех деревень должны оставить свои дома и эвакуироваться в сторону Архангельска, срок выезда 24 часа». Беляки на Халмине и Выставке «отсиживались» в теплых избах, имели в изобилии «жратву» – оставленный выселенными крестьянами скот и хлебофураж. Выселение жителей из пяти деревень, прилегающих к линии фронта – это еще объяснимо, но зачем нужно было выселять крестьян из деревень, расположенных в 8-15 км от передовой, это известно было только им. Так, одним махом, силою оружия крестьяне 14-ти деревень, более 200 семей, в один час стали нищими. Все выезжали на своем транспорте, т.е. на своих лошадушках, а у кого их не было, шли пешком, бросив свои дома, все имущество и скот на произвол судьбы. В большинстве домов были оставлены старики («все равно им помирать»), чтоб присмотреть за скотом.
Все выселенцы были размещены в деревнях у крестьян по Северной Двине от Емецка до Холмогор. В сентябре 1919 г. небольшое число семей было перевезено в Архангельск, где жили до освобождения Севера от белоинтервентов.
Наша семья возвратилась домой, на родную Халмину, в июле 1920 г. На месте нашего дома мы нашли большое пепелище, поросшее чертополохом. Так мы начали новую жизнь с нуля при Советской власти в надежде на лучшую жизнь».
Материал подготовила Клавдия Дунаева.
Научный сотрудник Шенкурского краеведческого музея.
На миниатюре: Иван Игнатьевич Тепляков.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- Верхопаденьга: калейдоскоп событий Человеку свойственно подводить итоги. Итоги дня, недели, месяца, года. Чем запомнился уходящий 2016 год для жителей Верхопаденьги? Чем порадовал, удивил?...
- Не предупредили Понедельник, 21 июля, для жителей дома по улице В.Кудрявцева, 7 а начался с большого огорчения.Под окнами их дома техника ООО...
- В один день с Пушкиным Родился 6 июня Анатолий Михеевич Селиванов. Он тоже был яркой звездой на небосклоне Едьмы. Нынешний день рождения Анатолий Михеевич уже не...