Просмотров: 867
Что означает это слово, Шеговары? С самого детства этот вопрос занимал ум, хотелось разгадать, понять. Родители не знали ответа, и другие мои земляки тоже. Со временем любопытство не утихало, а разгоралось, и круг поиска расширялся год за годом. Откуда-то появившаяся версия, что «Шеговары по-саамски означает травяная гора», ни в малейшей мере меня не устроила. Не виделось этому варианту подтверждения в структуре местности. Да и саамы обитали вроде как не в наших местах. Теперь, наконец, у меня есть основания утверждать, что знаю верный ответ, и не могу этим не поделиться.
Лишь совсем недавно задумался: а что именно таким образом названо? Могут возразить, что и задумываться не о чем. Названо – село Шеговары. Действительно, и на карте есть такое село. Но давайте посмотрим внимательнее. К Шеговарам относится целая группа деревень. (Видекино), Наволок, Лухта, Заборье, Выставка, Щетинный Ручей, (Пашта), (Рощино), Огафонька, Литвиновка, Монастырские, Пушка, Черепаха… В скобках те деревни, которых, увы, теперь уже нет. А чуть южнее ещё Сидорово, Ананьино ... Перечислил почти всё. И где здесь Шеговары? Нет такого имени. И нет нигде между этими деревнями отдельного села Шеговары. Единственная деревня, которую пропустил при перечислении – это Канешоговра. Здесь присутствует созвучие, но не в прямую, а в сочетании. Слышится что-то вроде: «край Шеговар».
Первое известное нам упоминание Шеговар в письменных источниках относится к 1456 году.
Вот и оказывается, что название Шеговары относится не к какому-либо конкретному населённому пункту. А к чему тогда? Полагаю, что это название МЕСТА, особенной части земной поверхности, чем-то выделенной из своего окружения. Первая особенность, заметная сразу, заключается в том, что здесь река Вага делает петлю в 12 км, оставляя перешеек всего-то в километр, на котором сосредоточена значительная часть деревень, относящихся к Шеговарам.
От этой особенности реки я и начал поиск. Вдобавок на-ткнулся в повести о партизанском движении в Карелии в Великую Отечественную войну на упоминание карельского села Шалговаара. В этой книге прямо говорилось, что название связано с большой излучиной реки. Не правда ли – очень похоже на Шеговары?
Если разбираться всерьёз – так уж вместе со специалистами. Поиск привёл в Петрозаводск, в Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук. Кратко изложу результаты этого контакта. В наиболее важных случаях буду просто цитировать, выделяя кавычками то, что написала мне директор этого института Ирма Ивановна Муллонен. Я очень благодарен ей за то, что прониклась судьбой названия (топонима) Шеговар, разобралась как специалист и ответила.
Из писем И.И.Муллонен мне:
«К сожалению, вопрос очень непростой. Есть предположение о северно-финских языках, о мере, о языке заволочской чуди, но все на уровне гипотез, без четкого историко-языковедческого обоснования. Кроме того, на Ваге и в других местах Архангельской области есть следы позднего карельского переселения (16-17 вв.), и часть топонимов может иметь карельские корни. Надо учитывать и то, что топонимы в ходе долгой жизни и перехода из языка в язык (например, в ходе обрусения местного дорусского населения) адаптировались к новым языковым условиям, и распознать оригинал в современном облике очень непросто».
Карельское село Шалговаара: похоже, да не то.
Возможно, что это название означает гору, поросшую жердями. Вот что пишет И.И.Муллонен:
«Что же касается нашего карельского топонима Шалговаара, то в нем выделяются второй элемент -ваара 'гора' и первый шалко- 'жердь, шест, столб'. При этом семантика первого элемента (т.е. почему жердь или столб) неясна. Думаю, что сходство с Вашим топонимом (Шеговары) случайное».
Карельские ли корни в топониме Шеговары?
«Если представить себе, что топоним Шеговары может иметь карельские истоки, то в нем позволительно выделить второй элемент -вары, который может быть сопоставлен с карельским географическим термином vaara (voara, vuara) 'поросшая лесом гора'. Этот термин был распространен в свое время в северном Приладожье, откуда как раз происходил отток карельского населения в 16-17 веках на обширные северные территории, в том числе и на Вагу. На варах нередко появлялись поселения, т.е. этот элемент довольно распространен в названиях населенных мест.
С первым элементом еще сложнее. Вообще, судя по данным многотомного словаря карельского языка Karjalan kielen sanakirja, словом seka с диалектными вариантами sega, shega (т.е. шега в русском написании) называли хлеб, в котором помимо муки присутствует размолотая солома или кора сосны (производное от глагольной основы со значением 'смешивать'). Эта же основа seka присутствует в сложном слове seka/metsä 'смешанный лес' или в производном segalikko 'бурелом' (то есть место, где все смешано, сломано, труднопроходимо). Мне, однако, неизвестно, чтобы эта топонимная основа присутствовала в карельской топонимии».
Это заключение И.И.Муллонен ставит крест на варианте происхождения названия из карельских корней. Дело в том, что значимый отток карельского населения, в том числе и на Вагу, происходил в 16-17 веках. А первое известное нам упоминание Шеговар в письменных источниках относится к 1456 году. То есть по меньшей мере на сто лет раньше прихода карел на Вагу Шеговары уже существовали и именно так уже были названы.
Помимо этого – и в языковых корнях не находится убедительного смысла.
Можно абстрактно соединить в одном слове «гору» и «смесь хлеба с чем-нибудь», но это не найдёт никакого соответствия на местности, где расположены Шеговары, да и в любой другой (Муллонен прямо пишет, что даже в самой Карелии нет примеров таких топонимов).
Саамские ли корни в названии Шеговар?
Вот мнение опытнейшего специалиста И.И.Муллонен:
«Я согласна с Вами в том, что не следует искать напрямую саамскую топонимию на Ваге. Скорее всего, речь должна идти о некоем утраченном финно-угорском языке, а скорее, праязыке, определенные признаки которого сохранились в современных саамских языках. Конечно, саамское расселение распространялось в прошлом южнее северной Фенноскандии. Убедительные саамские следы есть в Приладожье и Обонежье (вокруг Онежского озера), но южнее и восточнее – вряд ли». Восточнее – это как раз у нас, на Ваге.
Подведём предварительные итоги.
Моё предположение, связанное со сходством топонимов Шеговары и Шалговаара, оказалось ошибочным, а сходство этих названий – случайным созвучием.
Карельского языка в основе нашего названия нет.
Прямых саамских корней тоже нет, и на Ваге саами не жили.
Выяснилось, что искать происхождение названия Шеговары надо в очень далёких временах, когда собственно саамского языка ещё не существовало.
А были языки, которых уже нет, с отголосками в саамском и других языках, но зато именно в них разгадка имени моей родины – Шеговар.
Добрые люди в Карельском отделении Российской Академии наук оказались ещё лучше, чем можно было первоначально судить по их отклику. Они подсказали, на каком пути можно надеяться найти разгадку:
Найти корни в умершем, исчезнувшем языке, «…распознать оригинал названия в современном облике очень непросто. Я не утверждаю, что невозможно. Может быть, в ходе целенаправленного поиска, проведенного квалифицированным специалистом, это возможно. Беда в том только, что квалифицированных специалистов в области древней финно-угорской топонимии почти нет. Можно попытаться обратиться в Екатеринбург, там в университете работает школа А.К.Матвеева. Возможно, у них есть какой-то ответ. Во всяком случае, их экспедиции много работали на Ваге и неплохо собрали тамошнюю топонимию».
Спасибо огромное, дорогая Ирма Ивановна! Ваш совет оказался бесценным, но об этом – в следующей части.
Александр ТРУФАНОВ.
На миниатюре: храм А.Невского и библиотека в Шеговарах.
Фото Галины Овчинниковой
\
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- Из Карелии в Наводово через Архангельск, где окончила университет, привели жизненные обстоятельства Надежду Васильевну Шкут в сельскую школу. Сейчас она преподает для всех учеников с...
- Из Карелии в Наводово через Архангельск, где окончила университет, привели жизненные обстоятельства Надежду Васильевну Шкут в сельскую школу. Сейчас она преподает для всех учеников с...
- От Карелии до Амура пролег боевой путь нашей землячки, лейтенанта медицинской службы Анны Петровны Третьяковой. Родилась она 18 декабря 1921 года в небогатой крестьянской...
- От Карелии до Амура пролег боевой путь нашей землячки, лейтенанта медицинской службы Анны Петровны Третьяковой. Родилась она 18 декабря 1921 года в небогатой крестьянской...
- Переправы приняты На Ваге у Шеговар 11 января комиссия приняла оборудованный переход для пешеходов...
- Переправы приняты На Ваге у Шеговар 11 января комиссия приняла оборудованный переход для пешеходов...
- Шеговарская аномалия Чем особенны Шеговары? В детстве казалось: да ничем. Просто, если родился там, то родное земное место греет тебя само по...
- Шеговарская аномалия Чем особенны Шеговары? В детстве казалось: да ничем. Просто, если родился там, то родное земное место греет тебя само по...
- На местах боев в Карелии Медаль «За активную работу в поисковом движении» вручена жителю д. Шипуновской Денису Петровскому. Это награда управления Министерства обороны РФ по...
- На местах боев в Карелии Медаль «За активную работу в поисковом движении» вручена жителю д. Шипуновской Денису Петровскому. Это награда управления Министерства обороны РФ по...
ШЕговары,
ШЕреньга,
ШЕньга,
ШЕлоша,
ШЕнкурск….