Просмотров: 789
Сегодня, благодаря шенкурским мастерам, чьи работы разлетаются во многие уголки России и даже за рубеж, мастер-классам, которые они проводят по всей стране, шенкурская роспись становится известна уже не только узкому кругу специалистов, но и приобретает узнаваемость среди широкой аудитории.
Истоки
Важские прялки
Домовые росписи
В народных преданиях сохранились отрывочные воспоминания о пришлых мастерах в частушках, отразивших быстроту работы костромичей-отходников:
Красил Ваня костромской,
Красил красочкой баской,
Как пошел Иван домой,
Так и красочка долой.
Они-то и были главными проводниками новой на Ваге живописной манеры. Многие авторы отмечали, что примерно с 1890-х годов костромичи составили основную часть бродячих мастеров на Архангельском и Олонецком Севере.
Наивные художники XX века
Развитие шенкурских и домовых крестьянских росписей в Шенкурском уезде послужило толчком не только к развитию ремесленных производств и промыслов, но и подарило миру нескольких художников наивного направления в живописи.
В начале XX века в селе Шеговары работала мастерская художника Александра Захаровича Осипова (1880-1932 г.г.). Он писал иконы и работал над росписью храмов Шенкурского уезда. Сегодня его работу можно увидеть в Вознесенской церкви на Ворбасе. После революции он почти не работал, писал в основном заказные портреты и пейзажи. К сожалению, сведений о художнике сохранилось очень мало, но среди его учеников были известные в Архангельской области художники М.А. Кичин и К.И.Третьяков.
Михаил Андреевич Кичин (1894-1965 г.г.) родился в деревне Литвиновской, близь Шенкурска. В юности побывал в Соловецком монастыре, где обучался иконописи в живописной школе. В 1910-е годы работал в мастерской А.З. Осипова в Шеговарах. С 1938 до 1950-х годов художник возглавлял Шенкурский краеведческий музей, где сохранилась наиболее значительная коллекция его работ. Художник был искренним патриотом шенкурского края, он посвятил свое творчество пропаганде местной истории. Его работы имели прикладной характер, и их создание стало частью просветительской деятельности художника. Поэтому его исторические циклы в полной мере могут быть названы «шенкурским историческим лубком XX века».
Дальний родственник маляров Петровских – Константин Иванович Третьяков (1896- 1983 г.г.) родился в Санкт-Петербурге в семье рабочего-кровельщика. Как и М.А. Кичин, сначала начинал работать в иконописной мастерской Соловецкого монастыря, а в 1910-е художник поступил на работу в мастерскую к купцу Осипову в Шеговарах, где работал и учился у Кичина, как у старшего по мастерской. Константин Третьяков создал живописную биографию типичного северного села советского времени. Он искренне славил «новую жизнь» послереволюционной эпохи, выгодно противопоставляя ее картинам старого, дореволюционного быта. Несомненно, художник стал продолжателем традиций русского народного лубка и народной картинки, столь любимых северным крестьянством.
Но наибольшее признание получил всемирно известный художник Иван Егорович Селиванов (1907-1988 г.г.). Как он сам писал: «…родился я в Архангельской губернии в Шенкурском уезде в Едемском сельском совете в деревне Васильевской у бедной крестьянской нищей». Яркий представитель наивного направления в живописи. Его картина «Портрет девочки», впервые показанная на выставке в1956 году в Москве, ошеломила зрителей. Искусствовед М.Алпатов сравнивал Ивана Егоровича с Нико Пиросмани и Анри Руссо. Автопортреты художника приобрели всемирную известность. Москва, Нью-Йорк, Прага, Париж, Лондон, Берлин восхищались произведениями Ивана Егоровича Селиванова. Он получил три «Гран-при» за свои работы на Международных выставках в Париже.
Возрождение шенкурской росписи
После своего расцвета в 20-е годы XX столетия шенкурская роспись угасла, былой промысел стали забывать, многие расписные прялки шли на щепки для растопки печей…
Через несколько десятилетий прялочная шенкурская роспись была вновь «открыта» в 1958 году в рамках экспедиции в Архангельскую область сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности. Через пять лет известный писатель, журналист и исследователь народной культуры Юрий Арбат, путешествуя по Северу России, побывал и в Шенкурском районе. Свои путевые впечатления он публиковал в серии книг, отдельные главы которых посвятил расписным шенкурским прялкам.
Вслед за Ю. Арбатом роспись этого региона с характерным колоритом, композицией и манерой исполнения стали называть шенкурской. Именно с таким названием роспись вошла в альбомы, каталоги и статьи, выпускавшиеся в тот период Загорским музеем-заповедником, Государственным историческим музеем, Русским музеем в Ленинграде и рядом других музеев. Также некоторые исследователи и авторы называли роспись «глубоковской», по названию одного из центров росписи, и «важской».
В 80-е годы изделия с шенкурской росписью начали изготавливать мастера предприятий «Беломорские узоры» и «Вологодские росписи». Большой вклад в возрождение и популяризацию шенкурской росписи внесла народный мастер Елена Борисовна Чиркова. Влюбившись в эту роспись и переехав из Северодвинска в Шенкурск, Е.Б. Чиркова в 1992 году организовала кружок для детей по изучению северных росписей. Основными приемами изучения были копирование оригиналов из коллекции Шенкурского музея, составление таблиц многообразия элементов, творческая переработка наиболее традиционных мотивов, поиск новых форм расписываемых прялок. Уже в 1993 году в детской школе искусств №18 открылось художественное отделение, а в 2000 году в Шенкурске открыли детскую художественную школу. К сожалению, в 2010 году в ходе оптимизации она была закрыта.
Сегодня мастера и бывшие ученики Шенкурской детской художественной школы продолжают дело шенкурских маляров второй половины XIX-начала XX века, ищут новые решения, приемы и объекты для росписи. Изделия шенкурских художников можно встретить не только в сувенирной лавке г. Шенкурска, но и в Малых Корелах в Архангельске, на многочисленных ярмарках по всей стране, в Москве и в Санкт-Петербурге. Элемент шенкурской росписи использован в качестве логотипа туристического бренда Шенкурского района «Шенкурье». А такие мастера, владеющие шенкурской росписью, как Елена Борисовна Чиркова, Михаил Васильевич Бронский, Любовь Александровна Савинова, Евгения Рудольфовна Димитрова, становятся известны не только у себя на малой родине, но и далеко за ее пределами, в том числе благодаря и шенкурской росписи, товарам с ее использованием, проводимым ими мастер-классами.
Подготовил Евгений БЫКОВ.
Маляр (от нем. мaler) – живописец. Впервые употреблено в русском языке в 1665 году. В конце 19 века малярами называли ремесленных живописцев, занимавшихся росписью, окраской, разделкой окрашенных поверхностей «под дерево», разрисовкой узоров и надписей через трафарет.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА ИСПОЛЬЗОВАНЫ КНИГИ И СТАТЬИ АВТОРОВ:
Шелег В.А, Арбат Ю.А., Peesch R., Суслов В.В., Соболев Н.Н., Уханова И.Н.,
Анри де Моран, Рыбаков Б.А., Вишневская В.М., Кондратьева В.Г., Фасмер М.,
Даль В., из ГААО, Мильчик М.И., Чиркова Е.Б., Берг Ф.Н., Пухова В.В.,
Большева К.А., Каплан Н.И. , Шмакова В.Т., Тарановская Н.В., Гончарова Л.Н.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- На шенкурской ярмарке побывали 25 февраля участники и гости девятого районного фестиваля воспитанников детских садов «Северные звёздочки». Проходила эта весёлая ярмарка во Дворце...
- На шенкурской ярмарке побывали 25 февраля участники и гости девятого районного фестиваля воспитанников детских садов «Северные звёздочки». Проходила эта весёлая ярмарка во Дворце...
- Не учи безделью, а учи рукоделью! Мудрый русский народ знает, что ремесло плечи не тяготит, есть не просит, а еще и кормит. Но пока интерес к...
- Не учи безделью, а учи рукоделью! Мудрый русский народ знает, что ремесло плечи не тяготит, есть не просит, а еще и кормит. Но пока интерес к...
- Посетила музей и Дом мастера Важская роспись и прялки стали объектом изучения для преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов колледжа культуры и искусства Юлии...
- Посетила музей и Дом мастера Важская роспись и прялки стали объектом изучения для преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов колледжа культуры и искусства Юлии...
- Заткнуть за пояс Смысл этого выражения прост – говорят так об умном человеке, мастере своего дела. К слову о мастерах...
- Заткнуть за пояс Смысл этого выражения прост – говорят так об умном человеке, мастере своего дела. К слову о мастерах...
- Мифы о Доме мастера В Шенкурском Доме мастера хоть и не кипит жизнь, зато идёт своим чередом. И это вопреки тому, что буквально от...
- Мифы о Доме мастера В Шенкурском Доме мастера хоть и не кипит жизнь, зато идёт своим чередом. И это вопреки тому, что буквально от...