Просмотров: 356
Этой осенью 30-летие своей педагогической деятельности отметила учитель русского языка и литературы, завуч Устьпаденьгской основной школы Наталья Валентиновна Черныш.
Впрочем, наша беседа, состоявшаяся в один из октябрьских дней, чисто юбилейной темой не ограничилась – с интересным человеком всегда найдётся, о чём поговорить!
– Скажите, пожалуйста, Наталья Валентиновна, как же начинался Ваш путь педагога?
– Школу я заканчивала в 1987 году, в этот период была сильно поставлена профориентационная работа. В том числе, конечно же, и в Шенкурской средней школе, где я училась в старших классах. Заведующая районным отделом народного образования Галина Ивановна Колыбина, узнав, что я из посёлка Шелашского, предложила: «У нас там в группе продлённого дня место освобождается. Надо бы поработать». Её поддержала и мой классный руководитель Любовь Петровна Поженская: «Да, Наташа, иди, поработай. За несколько лет школьные знания не растеряешь. Потом в вуз поступишь. Зато стаж будет». Я согласилась и после 10-го класса пошла работать воспитателем в продлёнку Шелашской начальной школы-детсада. Туда как раз приехала работать ещё одна девушка после Каргопольского педучилища, и она решила поступать заочно в Архангельский пединститут. Вместе мы и поступили. Так и получился у меня непрерывный стаж с 1987 года. 3 года я отработала воспитателем, а потом стала учителем начальных классов – до перехода сюда.
– В Устьпаденьгской основной школе Вы – не только учитель, но и завуч. Руководить – это трудно?
– Конечно, административная работа – это совсем другое, нежели работа педагогическая. Руководить сложнее, тем более что приходится руководить теми, кто тебя раньше учил как ученицу и знал как просто педагога. Поэтому я очень благодарна предыдущей администрации школы – в первое время мне во всём помогли. До сих пор Надежда Александровна Гарастей и Галина Фёдоровна Дубинина рядом.
Учителя в школе опытные, профессионалы. У нас с ними сотрудничество – руководим не «сверху», а вместе.
– Вернёмся к педагогике. Ваш главный принцип работы с детьми?
– Прежде всего, это, наверное – ответственность. Я всегда помню, что ответственна за тех ребят, которых мне поручили.
– По поводу учеников: изменились ли они за годы, десятилетия Вашей работы в школе?
– В отношении учёбы, как и раньше, есть ребята сильные и послабее. Ну а в социальном плане нынешнее поколение, конечно же, шагнуло далеко вперёд – дети знают больше, могут больше. Но в воспитательном процессе достучаться и до них можно. Они не лучше и не хуже тех, прежних, учеников – они просто другие.
– Ну а русский язык и литература – труднее или проще их теперь преподавать?
– Русский язык, конечно же, остаётся прежним, а вот литература – другое дело. Сейчас больше доступно информации с точки зрения анализа произведения, есть возможность формировать больше точек зрения. Эту многогранность надо до детей доносить. Большая проблема в том, что они стали меньше читать. Бывает, хочется много рассказать, но если учениками произведение не почитано – отклика от них нет.
Но, с другой стороны, больше стало возможности показывать литературные произведения наглядно – через мультимедиа. Ведь много рассказов, повестей, романов, пьес из школьной программы экранизировано. Изучаемое лучше раскрывается. Этим хороши современные информационные технологии – разнообразят учебный процесс, привлекают детей к литературе. Конечно, чтение этим полностью подменять нельзя. Случается, беседуем на уроке с учеником, он рассказывает, рассуждает. Я его хвалю: «Молодец, читал произведение!» А он: «Нет, просто я такой мультфильм за выходные посмотрел». Что делать – современное поколение.
– Как Вы считаете: отомрёт ли в будущем книга в бумажном исполнении?
– Думаю, оба варианта будут присутствовать. Мне кажется, что тот, кто читает, всё будет воспринимать. Электронная книга очень удобна для чтения. Она мобильна: про новинку услышал – тут же прочитал. С другой стороны, для нас, читающих людей, держать в руках книгу, ходить по книжным магазинам – кайф! Я буду читать книгу в любом варианте.
– Есть ли у Вас любимые литературные произведения, авторы?
– Наверное, я «всеядная»: могу и современное фэнтези почитать, могу и «Унесённые ветром». Дочь что-то посоветует – тоже перечитываю. Могу целое лето книге «Игра престолов» посвятить – надо же проверить, чем дети увлекаются!
– То есть, чтение – это ещё и Ваше хобби?
– И, пожалуй, единственное. Чтение за рамками школьной программы. Отсюда, наверное, и моя «всеядность». Все остальные увлечения – понемножку. В социальных сетях ежедневно бываю – пообщаться с детьми, новости почитать. Но – без фанатизма.
– Наталья Валентиновна, за плечами у Вас – 30 лет работы в школе. Ощущается ли эта дата?
– Если бы администрация нашей школы, коллеги не напомнили мне об этом юбилее, то для меня он, может быть, даже и незаметно прошёл. Ведь сожаления о выбранной профессии у меня нет, а в школе всё в рабочем порядке идёт и движется.
– Дай Бог и дальше будет так! Спасибо за беседу.
Беседовал Николай РОМАНОВСКИЙ.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- Знакомство в День учителя Не много в современных шенкурских школах работает супружеских пар. Ну а супруги – молодые специалисты – это вообще явление уникальное!...
- Знакомство в День учителя Не много в современных шенкурских школах работает супружеских пар. Ну а супруги – молодые специалисты – это вообще явление уникальное!...
- Штрихи к портрету учителя Юлия Сергеевна Лисицына 22 мая отметила 80-летие. Это не только красивая круглая дата, но и длинный жизненный путь. Юлия родилась...
- Штрихи к портрету учителя Юлия Сергеевна Лисицына 22 мая отметила 80-летие. Это не только красивая круглая дата, но и длинный жизненный путь. Юлия родилась...
- Сюрприз для учителя Его преподнесли совсем недавно шестиклассники Боровской основной школы своему преподавателю естествознания...
- Сюрприз для учителя Его преподнесли совсем недавно шестиклассники Боровской основной школы своему преподавателю естествознания...
- Роль учителя важна для каждого ученика В жизни Натальи Николаевны Дрочневой большую роль сыграла педагог Лидия Николаевна Пластинина. Ещё в школьные годы она повлияла на...
- Роль учителя важна для каждого ученика В жизни Натальи Николаевны Дрочневой большую роль сыграла педагог Лидия Николаевна Пластинина. Ещё в школьные годы она повлияла на...
- «Отсюда выйдет Смоктуновский!» Реконструируемое здание пристройки Шенкурской детской школы искусств №18 посетила 16 августа группа депутатов районного Собрания. Оглядев до неузнаваемости преобразившееся пространство...
- Умение найти себя Здравствуйте, наши уважаемые читатели! На дворе – пора школьных «последних звонков»! Поэтому вполне закономерно, что центральный материал этого выпуска молодёжной...