Просмотров: 326
Ни один ребёнок не рождается с готовой, правильно поставленной речью.Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития.
По данным статистики, число детей с речевыми расстройствами растёт из года в год, поэтому данная проблема приняла глобальный характер. Сегодня невозможно представить школы, детские сады, поликлиники без логопедов.
А как же обстояло дело с речью на Руси? Из сохранившихся летописей, словарей, русских пословиц, поговорок, поверий мы узнаем, что в древнерусском языке существовал целый ряд названий-определений, характеризующих недостатки речи.
Эти термины создавались либо по описательному признаку (языкоболезньствие, костноглаголивый, костноязычный, неморечивый), либо по созвучности с дефектом: заякливый, гугневый, немый. Расшифруем некоторые определения: гугнявый – говорящий в нос, гнусливый («ноздрями гугняв»); травливый – видимо, порченый; фифлю – шепелявить; заякливый – заикающийся («заякливо бо, рече, есмь и медленноязычен»); немый – лишенный способности говорить («глух еси и нем»); неморечивый, немование – неясная речь, лепет («детское немование»).
В более позднее время у древних славян появились названия дефектов речи: алалыка, лалыка, картавленье (для обозначения недостатков произношения соноров «р», «л»); пришепетывать, шепелявить, сюсюканье (для обозначения недостатков шипящих и свистящих звуков); волчья пасть, заячья губа (для обозначения физических недостатков речевого аппарата).
Русские пословицы отражали отношение народа к отдельным компонентам речи: голосу, артикулированию, речевому слуху, темпу речи, фразе. Например: «У тебя голосок, что женский волосок», «Говорит, как из бочки», «У него губа, как голенище у сапога», «Сказал бы и вол, но язык, как кол».
Таким образом, речевые расстройства и методы их преодоления уже на Руси имели глубокие корни и своеобразный характер, тесно связанные с социально-экономическим и политическим укладом древних славян.
Ольга ФЕДОТОВА, Юлия ЛЯГИНА.
Учителя-логопеды детского сада №1 «Ваганочка».
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- О культуре речи Начать с себя нужно каждому из нас в вопросах культуры речи. На этом акцентировала внимание в своей работе девятиклассница Шеговарской школы...
- О культуре речи Начать с себя нужно каждому из нас в вопросах культуры речи. На этом акцентировала внимание в своей работе девятиклассница Шеговарской школы...