Просмотров: 315
Что преодолевает любой из нас, собираясь написать письмо или рассказ на чистом листе бумаги? А что испытывает музыкант, взявший в руки свой любимый инструмент? Сколько должен знать и уметь человек, чтобы на листе бумаги или на музыкальном инструменте создать (воспроизвести) то, что издревле делает людей не только разумными, но и культурными.
Бесспорно, времена сейчас другие. Тексты мы набираем в компьютерной программе, а встав за клавиатуру синтезатора, можем управлять целым симфоническим оркестром. Вот только потрудиться в том и в другом случае придётся немало.
Учусь играть на синтезаторе. Весь первый учебный год прошёл в постижении нотной грамоты и изучении режима «Игра вживую». На первые занятия приходила с явно устаревшим Casio (не поддерживает формат флешки и много чего другого не поддерживает). Одолжила гламурный Casio у подруги: клавиатура светится, мигает, банк полон красивейшими композициями, под автоаккомпанемент долбила «Рождественскую песенку», пока не осознала, что пора приобретать свой современный инструмент. В музыкальном салоне продавец попался жутко талантливый. Так сходу сыграл на синтезаторе «Ямаха», что стоимость самого инструмента в тот момент стала совсем не важной. Непередаваемы ощущения слушателя от игры вживую. Когда моя наставница, руководитель класса синтезатора при шенкурском Дворце культуры и спорта Ирина Брыксина впервые сыграла композицию «Крыши Парижа», впечатление было такое же.
ИРИНА Борисовна – профессионал. Родилась в Шенкурске, закончила Петрозаводскую государственную консерваторию имени А.К.Глазунова по классу фортепиано. Работала в музыкальной школе г. Северодвинска, играла на рояле, занималась концертной деятельностью по всей Архангельской области. Вернулась в Шенкурский район, вышла замуж, родила дочку. В шенкурский ДКиС пришла целенаправленно заниматься синтезатором, стала автором проекта «Мир музыки огромен», над осуществлением которого трудится в настоящий момент.
– Когда работала в Северодвинске, у нас в школе был класс синтезатора, – рассказывает собеседница. – Дети занимались им в качестве предмета по выбору. На столичном уровне это сегодня очень востребованный инструмент. Синтезатор очень многообразен по своим возможностям. Ты не только исполняешь произведение, но выступаешь как композитор или как звукорежиссёр. Хорошо знакомую мелодию можно преобразить совершенно по-новому.
– В октябре 2012 Вы, впервые в шенкурской музыкальной истории, решили набрать класс желающих научиться играть на этом музыкальном (электронном) инструменте?
– Изначально ставка была на взрослых людей. Многие учились (или не учились) в музыкальной школе. Так как электронная музыка – это пока для Шенкурска нетоптаное поле, попробовать себя в этом новом деле предлагалось всем желающим. Состав учеников класса постоянно менялся, одни приходили, другие уходили. Ведь это всё не просто так, надо перебороть себя, пройти азы теории музыки и нотной грамоты, надо всё время заниматься. Пришёл, руки положил на клавиши, и всё получилось, конечно, так не бывает.
– Сколько человек выдержали первый год до конца?
– Девять. Трое взрослых и шестеро школьников. Класс получился разновозрастной, но очень интересный. Главное – у нас нет никакой обязательной школьной программы, играем и разучиваем то, что интересно самим ученикам, что близко их музыкальному вкусу. Задумывая проект «Мир музыки огромен», мне хотелось обратить внимание на то, что у электронной музыки совершенно нет ограничений. Нелюбимую детям классику можно играть, используя современный, даже дискотечный стиль. То же самое с народной музыкой: использование инструментов симфонического оркестра даёт произведению другое дыхание. Вы бы видели, как у ребят и взрослых учеников оживают глаза, когда они по-новому учатся слушать и слышать музыку!
СКРИПКИ, флейты, аккордеоны, духовые инструменты – весь существующий в природе музыкальный арсенал можно подчинить своему творческому замыслу, своей интерпретации музыкальных произведений. Первый отчётный концерт по проекту «Мир музыки огромен» состоялся в шенкурском ДКиС в середине апреля. В нём приняли участие школьники Татевик Агаджанян, Наталья Теплякова, Владимир Варенцов и взрослые ученицы Елена Журавлёва и Елена Гайдаржи. Все они в тот день встали за синтезатор на сцене и подарили зрителям новую встречу с популярными мелодиями (репертуар был подобран очень красивый).
Один из участников концертной программы (новичoк из класса синтезатора) даже сбился и не смог доиграть композицию до конца. И это лишний раз подчеркнуло кажущуюся простоту в овладении этим музыкальным инструментом. Ну а когда на сцену вышла сама Ирина Брыксина, придраться уже было не к чему. Под её аккомпанемент публику своими песенками развлекали воспитанники младшей и старшей групп английского языка. Балетный номер из оперы Бородина «Князь Игорь» в стиле хип-хоп и акробатический номер «Танцующий скрипач» показали девушки из хореографической группы «Шенкуряночка». Певческий дуэт Л.Г. Долгобородовой и Л.В. Пышкиной, а также семейный дуэт Н.Ф. Майоровой и И.Б.Брыксиной добавили своих музыкальных красок в «Весеннюю акварель» (так назывался весь отчётный концерт).
Очень необычно смотрелось совместное выступление Елены Журавлёвой и ансамбля «Кореннушка», дали жару ведущий концерта Даниил Бурцев и Владимир Варенцов, а стремительная самба Амбреу «Тико-тико», виртуозно исполненная Ириной Брыксиной, ещё раз подтвердила: предела совершенству не существует.
И ПУСТЬ автор этих строк вместе с другими учениками класса синтезатора – Алексеем Клыковым, Анной Кухальской и Михаилом Беляевским делают ещё только самые первые шаги в мире электронной музыки, каждый из них уже имеет в своём архиве несколько произведений, которые можно исполнить в кругу родных и близких.
– Пока проект «Мир музыки огромен» находится в зачаточном состоянии. Очень хотелось бы в будущем привлечь к нему ещё и электрогитару, – делится планами Ирина Борисовна. – Талантливых людей в Шенкурске хватает. Со всеми планируем сотрудничать, а также готовить совместные выступления и концерты с коллективами и солистами шенкурского ДКиС. Думаю, что мы ещё не раз порадуем зрителей хорошей музыкой. Хочется, чтобы в класс синтезатора пришли новые люди, чтобы они не боялись творческих перемен в своей жизни.
Скажу честно, всегда жалела, что не училась в детстве в музыкальной школе. Поставить дома фортепиано было бы сейчас очень проблематично. Компактный синтезатор в этом плане очень удобен, а возможности для пользователя – безграничны. Было бы желание заниматься.
Светлана СОБОЛЕВА.
На миниатюре: автор проекта «Мир музыки огромен», руководитель класса синтезатора шенкурского ДКиС И.Б. Брыксина.
Фото автора.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- Игра на балалайке и награды на конкурсах учеников Шенкурской ДШИ №18. В декабре ученики преподавателя по классу балалайки Екатерины Анатольевны Рыпаковой из Шенкурской...
- Лучший отдых – смена занятий Так считает ученица 11 «А» класса Шенкурской средней школы Ирина Кузнецова.После 9 класса Ирина решила поступить на физико-математический профиль, потому...
- В Ровдино жить проще Так считает Ирина Александровна Заварина, которая работает в Ровдинской школе с начала этого учебного года. Здесь, в Ровдино, она родилась,...
- Есть такой театр! «Весь мир – театр, а люди в нём актеры» – это слова английского драматурга У.Шекспира. В течение многих лет наша...
- Семён Семенович и Доктор Айболит Десять новогодних утренников прошли с 25 декабря по 3 января в Шенкурском ДКиС для учащихся младших классов и один в...
- В мире красоты Все дети талантливы, только каждый по-своему. Одни – поют, другие – танцуют, иные осваивают музыкальный инструмент или рисование....
- Люба-Любовь Любовь к пению – в душе у русского человека. Поют многие, не всегда хорошо и правильно, но поют, поскольку иначе...
- Мир творчества Межрегиональная детская проектно-исследовательская конференция «Я познаю мир...» 31 января прошла в Вельске.На конференции представили 27 проектно-исследовательских работ дети из разных...
- Наши «мистеры» и «мисс» Уже не первый год в Шенкурской средней школе проходят конкурсы, целью которых является выявление из среды учащихся самых-самых, то есть...
- «Здесь всё родное!» Второй год работает в Шенкурской школе искусств № 18 Елизавета Юрьевна Цапко. В преддверии двух её профессиональных праздников – Дня...