Просмотров: 403
Сотрудники редакции «МЭкса» – горячие поклонники традиций. Одна из них – в преддверии профессиональных праздников рассказывать на нашей страничке о молодых людях, посвятивших себя той или иной профессии. Нынешний выпуск «МЭкса»
как раз такой. Незадолго до Международного дня музеев (отмечаемого 18 мая) мы побеседовали с молодым сотрудником Шенкурского районного краеведческого музея Алексеем Бессоновым.
– Алексей, первый вопрос будет традиционным – какие пути привели именно на эту работу?
– Начать, наверное, следует с того, что в 2003 году я поступил в детскую школу народных ремёсел (школу В.Н.Бурчевского), в 2015 году выпустился из неё, закончив 5 мастерских, то есть, пройдя об-учение по пяти ремёслам – северному ткачеству, художественной обработке корня и бересты, резьбе по дереву, лоскутному шитью.
И вот прошлым летом в Архангельск приехал Михаил Бронский, встретился с моим преподавателем в школе ремёсел Анной Андреевной Беднарчик и через неё передал мне приглашение приехать в Шенкурск, поработать в музее. Я до этого ни разу в музеях не работал, конечно, мне это в новинку. Но – почему бы и нет? Решился сменить Архангельск на Шенкурск. Ответил согласием. С директором музея Ларисой Евгеньевной Князевой обговорили детали, и вот с 1 ноября 2016 года стал работать здесь младшим научным сотрудником.
– Но, наверняка, для работы в такой должности необходимо определённое образование?
– У меня есть образование среднее техническое (колледж) и высшее экономическое (филиал Санкт- Петербургского политехнического университета в Архангельске). Кроме того, сейчас учусь заочно в колледже на педагога дополнительного образования. По-видимому, пока такого образования достаточно. Возможно, в будущем требования ужесточатся, будет новый закон, и этого образования уже не хватит. Но если на музейного работника учиться – надо ехать в «большие города». В области этого направления нет.
– И как тебе музейная работа?
– Сначала было непросто. Я провожу экскурсии, мастер-классы, участвую в проведении массовых мероприятий. Конечно, помогают другие сотрудники музея – одному было бы никак. Кроме того, довелось участвовать в организации и проведении фестиваля «Евдокиевские дни»
17-19 марта. Как участник я раньше ездил на многие подобные фестивали, но организовывать – дело совсем другое. Очень много хлопот, очень большая ответственность!
При Шенкурском краеведческом музее есть студия народных ремёсел, мне также предложили поработать там. Ходят в студию взрослые. Занимаемся художественной обработкой корня, северным ткачеством. Уже есть результаты. В северном ткачестве, например, отходим от привычных всем дорожек, переходим на пестрядь, бранное ткачество. Есть у меня уже такой ученик. Станок дома ему сделали, чтобы не только в музее 2 часа в неделю занимался. Пусть пока и один человек будет как следует у меня заниматься – это уже результат. Глядя на него, и другие будут тянуться к этому ремеслу. Будет конкуренция – будут движение и развитие.
– Какие вещи ты больше всего любишь делать, например, из той же бересты?
– Преимущественно сувениры небольшого размера. Конечно, можно что-то сделать и крупнее, но на это идёт больше времени и материала. А бересту заготовлять – большой труд и целая наука. Сезон заготовки начинается примерно с середины июня и длится 2-3 недели. Заготавливается столько, чтобы хватило до следующей заготовки.
Конечно, большую роль здесь играют и запросы потребителей продукции мастеров народных промыслов. Потому-то, наверное, и идёт сейчас уклон больше в сувенирное направление, а не на изготовление традиционных изделий, которые можно использовать на практике. Вот сейчас я хочу заняться туесами, но традиционными, настоящими – с внутренней рубашкой из цельного скола. Из такой посуды жидкость ни за что не прольётся. А на рынке «сувенирки» сейчас преобладают туеса с клееной рубашкой. Тут уж за герметичность нельзя ручаться.
Нас учили делать по традиции. Конечно, мы выходим из этих рамок, но – не забывая традиции. Иначе они неизбежно будут утрачены.
– Алексей, как думаешь, откуда у тебя стремление к занятиям ремеслом? Может, передалось по генам?
– Возможно. Родился я в Архангельске, но корни мои с Каргополья. Там жила моя прабабушка по матери – народный мастер по ткачеству. Один из участников «Евдокиевских дней», мастер Сергей Степанович Клыков, одно время у неё учился. К ней обучаться приезжало много гостей, в том числе из больших городов, и иностранцев. А сейчас из всей родни ремеслом занимаюсь только я.
– Как же отнеслись твои друзья, знакомые, родные к твоему переезду в Шенкурск?
– Вспомню опять эти «Евдокиевские дни». Больше половины приезжавших туда мастеров я знаю. И они меня знают. Меня увидели: «А ты что тут делаешь?» – «Работаю». Они – в шоке, что сменил Архангельск на городок, где через реку нет моста. «Как же тут без моста?» – «Паром есть». – «А если, когда надо, его нет?» – «Ждёшь, когда появится». И три моих друга-одногруппника тоже, узнав, удивились, что уехал в глубинку на маленькую зарплату. Я ответил, что уехал не ради денег, а чтобы начать новый путь. Вообще, я ехал в Шенкурск, зная там только трёх человек. Люди так, наверное, в Америку приезжают. Но постепенно появляются здесь друзья, знакомые, с которыми уже здороваемся при встрече. Познакомились с коллегами из Дворца культуры и спорта, уже совместно готовим мероприятия.
– А как здесь для тебя насчёт хобби?
– С этим здесь, думаю, всё нормально. Я люблю летнюю рыбалку: помогает расслабиться, отвлечься от всего. Ещё в лес за грибами люблю ходить. Летом много фестивалей будет, а фестивали выездные сейчас идут уже не 1-2, а 3-4 дня, а то и дольше. Так что не заскучаешь.
– То есть впечатления от Шенкурска хорошие?
– Конечно, хотелось бы, чтобы здесь появились блага характерные для больших городов. Возможно, что и появятся постепенно. Тот же мост даст возможность городу развиваться. Ну а так город маленький, не надо полчаса ждать автобус, чтобы уехать на работу. Проработал я полгода, понял, что мне здесь хорошо, спокойно.
– Пусть и дальше будет так. Спасибо за беседу.
Беседовал Николай РОМАНОВСКИЙ
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- Шенкурский хоккей: взгляд изнутри Вопрос о развитии хоккея в Шенкурском районе рассматривался на ноябрьском заседании районного совета по развитию физической культуры и спорта. Докладчиком...
- В доме купца – музей Каждый день мы проходим мимо них, не зная, какую ценность они представляют, что происходило за их дверями много лет назад....
- На место Мышковского 21 мая состоятся дополнительные выборы депутатов Архангельского областного Собрания. Связаны они с прекращением полномочий нескольких депутатов, один из которых –...
- Машино-место Определены его минимально и максимально допустимые размеры. С января 2017 года рынок недвижимости России пополнился новым объектом гражданских прав –...
- Шенкурский комсомол: как всё начиналось Тема возникновения, развития и укрепления на Архангельском Севере комсомольских организаций была хорошо исследована в советский период. В это время под...
- «Шенкурский узел» Презентация книги «Шенкурский узел» прошла 25 февраля в межпоселенческой библиотеке Шенкурска. Презентовал книгу сам автор – Валерий Нико-лаевич Николаев. Что...
- Престижная профессия Незадолго до праздника Дня работника леса (20 сентября) мы побеседовали с юношей, для которого, возможно, лесная профессия станет делом жизни....
- Умение найти себя Здравствуйте, наши уважаемые читатели! На дворе – пора школьных «последних звонков»! Поэтому вполне закономерно, что центральный материал этого выпуска молодёжной...
- Музей как издатель Сложно представить, сколько экспонатов находится сегодня в Шенкурском краеведческом музее. ...
- Место для камня Житель Шенкурска Фёдор обратился в редакцию, можно сказать, по историческому поводу....