Просмотров: 504
Жительница Шенкурска Галина Александровна Кузнецова шесть лет работала в Шенкурском райкоме комсомола. Но, по сути, с комсомолом связана вся её жизнь. В юности комсомол помог устроиться на работу, воспитал её характер, помог найти верных друзей.
Первая встреча
Январь – не самое лучшее время для знакомства с Шенкурском. По семейным обстоятельствам, вместе с мамой наша героиня переехала в наш город из Устьян в начале 1962 года. Мать Галины устроилась комендантом в общежитие студентов годичных педкурсов. Жили скромно, и девушка решила, что учиться дальше не будет.
– Пошла искать работу, – говорит Галина Александровна. – Мне 15 лет. Хожу по организациям. Никто меня здесь не знает, на работу не берут. Но ответственность была: я в 1961 году вступила в комсомол, поэтому пришла встать на учёт в Шенкурский райком. Там чисто формально поинтересовались, учусь я или работаю. И тут я расплакалась: никто меня на работу не принимает.
Заведующий орготделом Виталий Михайлович Кожевников тут же по телефону стал обзванивать организации. Директор райпищекомбината А.А.Постникова согласилась взять работницу. В бараночном цехе как раз освободилось место технички. Радости комсомолки Гали Кузнецовой не было предела. С 25 января она приступила к работе.
Секретарь первички
Что такое шефство, внимание, забота, Галина сразу ощутила на себе. За два года она поработала во всех цехах пищекомбината. Через четыре месяца после трудоустройства её взяли в бригаду помощником мастера, тестомесом.
– Работа была не из лёгких, – поясняет собеседница. – С благодарностью вспоминаются все эти тёти Насти и тёти Клавы. Они нас опекали, во всём помогали. А мы, молодые, рады стараться.
Вскоре Галина стала секретарём комсомольской организации райпищекомбината. У неё установился постоянный контакт с райкомом ВЛКСМ. Работала по сменам, училась в вечерней школе: совсем как в фильме «Большая перемена». Только в выпускном классе её освободили от ночных смен.
Из Котажки –в райком партии
В 60-е годы в школах района не хватало педагогов. В 1964 году Галину направили в Котажку, где она работала воспитателем интерната в Дывлевской восьмилетней школе, пионервожатой, а также была комсоргом.
– Домой иногда ездила на выходные, – говорит она. – Дорога ужасная. Мне давали поручение привезти деньги учителям. Возвращалась с деньгами на попутке. Каждый раз тревожно было. Когда молодая учительница ушла в декрет, меня попросили вести биологию. Поступила заочно в Архангельский пединститут. По профессии я – учитель биологии.
Когда подруга Галя Конечная перешла на работу в райком комсомола, на своё место технического секретаря в райкоме партии она рекомендовала Галину Кузнецову. Так в жизни нашей героини в 1966-м году произошёл новый поворот.
В Россохи – на сплав
Много людей приходило на приём к заведующему общим отделом райкома КПСС Евгению Афанасьевичу Опехтину. С ним в кабинете Галина и работала. То сплав древесины, то её заготовка, то сенокос, совещания в райкоме партии сменялись одно за другим. Комсомольская организация работников райкома партии и райкома комсомола была объединённой.
– В 1967 году был очень тяжёлый сплав, – вспоминает Галина Александровна. – Мы создали специальный комсомольский отряд из восьми человек и на майские праздники отправились в Россохи. Давали нам штабель, и мы, девчонки и один мужчина, скатывали лес в реку. Сейчас всё это вспоминается с юмором, но, по сути, нас бросали на прорыв. Не раз и не два комсомольцы реально помогали разным предприятиям района.
Первый секретарь Шенкурского райкома КПСС А.И. Миронов интересовался, не надумала ли работница райкома вступать в партию. Галина считала себя не готовой. Молодым коммунистом она стала в 24 года – в 1970 году, когда праздновалось 100-летие со дня рождения Ленина. Тогда же перешла на освобождённую комсомольскую работу.
Шесть лет в райкоме
Заведующей отделом школьной молодёжи в Шенкурском райкоме ВЛКСМ Г.А.Кузнецова работала два года, ещё по два года она избиралась сначала вторым, а потом и первым секретарем.
– Когда становишься коммунистом, ты уже несвободный человек, сам себе не принадлежишь, – рассуждает она. – В те времена на работу в райком не приглашали, а направляли. Конечно, я отказывалась работать первым секретарём, потому что трезво оценивала свои организаторские способности, не всегда была уверена в своих силах. Все секретари ездили на утверждение в обком. Старшие товарищи по партии напутствовали, чтобы я не вздумала сказать, что иду работать без желания.
В 1974 году бывший первый секретарь Шенкурского райкома ВЛКСМ В.Д. Ботыгин поступил в партийную школу. А Галину Александровну избрали на освободившуюся должность первого секретаря.
Помочь каждому
Это золотое правило наша героиня пронесла сквозь всю комсомольскую юность. По распределению в Шенкурский район тогда приезжало много молодых ребят и девчат. Настроение у комсомольцев было разное, но с каждым из них обязательно беседовали в райкоме, интересовались трудностями, старались помочь в их решении. Организовывали слёты молодых специалистов, не оставляли молодого человека наедине с его проблемами.
– Всегда вспоминала ситуацию, как меня поддержали райкомовцы в 1962 году, – рассказывает Галина Кузнецова. – А как помогли в заочной учёбе их напутствия. Не скажу, что мне легко давалась учёба. Но мне было бы стыдно вернуться на работу, не сдав сессию, не оправдав доверие коллег.
Видеть цель и идти к ней
Огромное воспитательное значение комсомольской организации заключалось в том, что она не только учила общаться, но и ставила перед юношами и девушками всё время новые цели, достигая которые, они преодолевали порой самих себя. Комсомол, безусловно, развивал, делал лучше и интереснее жизнь.
Пример Галины Александровны Кузнецовой – живое тому подтверждение. В 1978 году она окончила высшую партийную школу в Ленинграде. Благодаря преподавателю философии, приобщилась к культурной сокровищнице северной столицы. Музеи, театры, выставки. И сейчас, бывая в Питере каждый год, бывший комсомольский лидер продолжает открывать для себя что-то новое.
Восемь лет она работала в отделе пропаганды и агитации Шенкурского райкома КПСС, два года была начальником отделения «Союзпечать». В 1989-м вернулась в райком заведующей сектором партийного учёта. В ноябре 1991 года освобождена от занимаемой должности в связи с ликвидацией РК КПСС. В декабре того же года Г.А. Кузнецова была принята на должность директора Шенкурского краеведческого музея.
И снова – рывок!
Идти на работу в музей она боялась. Учреждение культуры находилось в состоянии ремонта, верхний этаж был закрыт, народ практически музей не посещал. Непонятно, чем здесь вообще занимаются. Медведя что ли караулят?
– Тогда хорошо поддержал меня областной краеведческий музей, – говорит собеседница. – Съездила я на учёбу в Москву, попала на поток заместителей директоров по науке и поняла, что музей – это не какой-то клуб по интересам, а серьёзное научно-исследовательское учреждение. Вернувшись, сократила всех сотрудников, оставила только тех, кто может мыть полы, а сам музей закрыла на шесть месяцев. Девяностые годы, денег нет, но за полгода ремонтные работы удалось завершить, в том числе подвести отопление к зданию. По окончании работ мы пригласили областную выставку и с помпой в 1992-м году открыли музей. Тогда же были набраны новые научные кадры. Всего восемь лет я проработала в музее.
Одна большая семья
О многом в день нашей встречи мы поговорили с Галиной Александровной Кузнецовой. Обо всём не написать. Все бывшие работники Шенкурского райкома партии и райкома комсомола оказались востребованными после ликвидации в 1991 году этих мощных общественно-политических организаций.
– В первое время морально было тяжело, – признаётся Г.А.Кузнецова. – У рядовых членов партии возникало много вопросов. Обвиняли их тогда во всех грехах. Может, грехи какие-то и были у партии, но рядовые члены работали на совесть. Партия и комсомол объединяли людей. Совместно это была такая сила, которая делала одной большой семьёй жителей Шенкурского района.
Понятно, что в этом случае лечит только время. В год 100-летнего юбилея ВЛКСМ, оглядываясь назад, вспоминая свою юность и молодость, мы сами уже можем определить, что было хорошо, что плохо, и чего нам всем сейчас порой очень не хватает.
Светлана СОБОЛЕВА.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- Комсомол – моя судьба 58 лет назад я вступила в ряды ВЛКСМ. Тогда я была 15-летней ученицей Октябрьской средней школы Устьянского района. Это событие...
- Комсомол в моей судьбе В канун юбилея Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи мы решили расспросить у ветеранов комсомольского движения Шенкурского района...
- Комсомол в моей судьбе В канун юбилея Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи мы решили расспросить у ветеранов комсомольского движения Шенкурского района...
- Комсомол – наша юность Для нашего поколения, чья молодость была связана с Всесоюзным Ленинским коммунистическим союзом молодёжи, день рождения комсомола – один из значимых...
- Комсомол – это жизнь Для жителя Шенкурска Виталия Матвеевича Добрынина юбилей комсомола – дата особенная. И не только потому, что он сам родился 29...
- Комсомол – моя гордость В июле 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. В Шенкурском районе к этому событию активно...
- Такая у неё судьба В семье Шестаковых в д. Андреевской (Лунки) на Суланде 2 июня 1954 года родился первый ребёнок – дочка Валентина. Она...
- Была судьба А мы не станем памяти перечить И вспомним дни далекие, когда...
- Судьба деревни Десять работ было представлено на восьмой районной учебно-исследовательской конференции школьников «Юность Поморья»...
- И комсомол тоже Вторая «Печа-Куча» прошла 14 октября в Шенкурске. О том, как дебютировало мероприятие с таким интригующим названием в нашем городе 9...