Яндекс.Метрика



"Важский край" № 12 2019 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

«Светлая голова» из Тюмени

18.03.2013

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 244
ОднаКнопка

Историю удивительного человека услышала я из первых уст. Анна Елисеевна Зайцева, будучи «ребёнком войны», сохранила в себе оптимизм и жизнелюбие по сей день.

– Нас у матери было семеро. У нас в Тюмени (верхоледская деревня такая) больше всех детей было! Мать на фронт троих отправила, а из оставшихся – я самая старшая осталась, – начинает свой рассказ Анна Елисеевна. – Десять лет мне было. Пришлось мне в колхозе работать, по-моему, до 15 годов. Как было трудно нам жить! Еще свекровка жила всю войну с матерью. Рядом  дочерь, а она к ней не шла. Такой раньше обычай был.
Анну Елисеевну отправили в лес работать в шестой квартал, что находился в 30 километрах от их Тюмени. «А мы в лаптях – нечего было надеть. К маме бегали пешком. Держала она корову да овечек, но в войну-то все нужно было отдать – масло, шерсть. Попьем молочка да побежим обратно», – повествует она. Стали её отправлять на курсы бракеров в Архангельск, чтобы хоть профессию получить. Закончила-то она всего четыре класса! Анна Елисеевна согласилась и после учебы стала на посёлке лес принимать. Из шестого квартала перебралась уже. Лесопункт у них образовался – деревня Коковинская, куда её и перевели. Деньги неплохие платили бракеру-приемщику – 500 рублей.
– Лесопункт открылся большой, приехали брянские ребята. Пошла лес у них принимать – тут и нашелся кавалер. Вот я и вышла за брянского замуж – за Василия Зайцева.  А свадьба-то какая была! У меня-то ничего не было, у него тоже, – продолжает свой рассказ моя собеседница. – Из полотна ему сшили рубаху, а мне платье быстрехонько. Пива братыни наварили и всю Тюмень созвали. Вот такая свадьба была! А в сельсовет нас на тележке брат свозил. Мы прожили с мужем 30 годов. Нужно было ему нормы большие заработать – на лошадь  нарубить 30 кубометров. А он так быстро работал! Вот в 50 годов и умер.
И осталась Анна Елисеевна на 30 лет вдовой, да двое детей – Тоня да Толя. Наведывались к ней «хахели», как она говорит. Один все спрашивал о земле да о картошке и хвастался, что у него-то больше. Женщины подошли да спросили его, не за картошку ли сватается, и погрозили, что Зайцеву за него не отдадут.
«Я в буфете работала, пришел второй «хахель» и спрашивает: «Без мужика живешь и замуж не выходишь?» А я ему: «Не пошла и не пойду». Мария Ивановна, родня моя большая, выходила за одного в Россохах и говорила мне: «Локоть-то близко, да не укусишь». Так нажилась! И ей нужно было, чтобы я тоже никогда ни за кого не ходила. И вот она-то пришла, да жених тоже и спрашивает её: «А она пьет, Мария Ивановна, вино-то?» А она говорит: «По стакану жичит! По большому стакану граненому». А он: «Ой, как она работает в буфете и пьет?» А она: «Дак она сутки в буфете отработает, сутки пьет». И он приходит потом, приносит бутылку, – с улыбкой рассказывает мне эта удивительная женщина. –  И мне наливает стакан-то граненый полный. И говорит: «Раз пьешь по стакану, давай выпьем». Я немножко глотнула, чуть-чуть. А он стакан выпил, бутылку допил. И вы бы знали, как я его гонила – и  ухватом, и веником, и кочергой! Столько я билась  с ним! А потом Мария Ивановна пришла, и я ей: «Ну, Маруся, надо же ты такую шутку сделала!» Так и решила, что ни за кого не пойду. Буду сама пястать, картошку садить – сама все выкопаю, в яму спущу».
На продавца Анна Елисеевна не училась, но всё же ее перевели в продовольственный магазин, где она отработала 16 лет. С трех лесопунктов народ ходил к ним! Тяжело было – всего два продавца да уборщица. На склад потом поставили. По лесопунктам продукты отпускать нужно было. А ведь ей уже 60 лет стукнуло.  И одна землячка нашлась, которой работа нужна была. Вот так на пенсию она и ушла. «На работе потом хохотали, говорили: «Надо же, 4 класса только кончили, а какие у них «светлые головы-то» в Тюмени!» – смеясь, рассказывает моя собеседница.
Есть у неё награды. Теперь, как только День Победы – поздравление от Президента приходит. « Уже пачка большая! Медали получила за 50, 60 и 65 лет Победы.  Еще по магазину медаль за социалистические обязательства. И от орса благодарностей много. Одна из бухгалтерш открытки пишет. Вот так у меня жизнь прошла», – завершает своё повествование Анна Елисеевна.
Сейчас живет она в посёлке Уколок, и уже не только бабушка, но и прабабушка – у нее пять внуков и три правнука. Вспоминает и о своей Тюмени – это деревня Коковинская, если по карте: «Все озера у нас там рядом. Дома-то вывезли – у всех избушки стоят по берегу. Всё время на рыбалку ездят. Там так красиво! Любовались ею все. Вот такая наша Тюмень-деревенька».

Анастасия МИХАЛЕНКО.

Фото автора.



Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. Светлая седмица С апостольских времён праздник христианской Пасхи продолжается семь дней. Каждый день недели тоже называется светлым....
  2. Ей минута дорога В почтовом  отделении посёлка Уколок до недавнего времени работала почтальоном молодая женщина – двадцатичетырехлетняя Анна Сергеевна Семушина....

Метки: , , , ,
Рубрики: Ветераны, Жизнь, История





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Copyright © 1918-2024
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Старинный город Шенкурск раскинулся на правом берегу реки Вага среди сосновых боров. Город славится своей древней историей и множеством мастеров. Шикарные пляжи, а также единственный официальный пляж на котором разрешено купание тоже здесь!

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...