Яндекс.Метрика



"Важский край" № 12 2019 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

Играть людей и стать людьми

04.04.2019

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 1 252
ОднаКнопка

Это интервью получилось спонтанно. Впрочем, как и многое из того, что происходит на театральной сцене. В декабре прошлого года я пришёл в театральный класс Шенкурской ДШИ №18 фотографировать юных театралов в костюмах очаровательных свинок (китайского символа 2019 года) для новогоднего номера «Важского края». По снимкам потребовались пояснения, и я обратился к заведующей отделением «Искусство театра» (так это звучит официально) Светлане Лукиной. И так получилось, что её комментарии вылились в интереснейшую беседу.

– Светлана Анатольевна, так сколько же вас всего?

– Всего на театральном отделении 42 ученика. Ощущение складывается, что столько не бывало никогда! Мы поставили задачу, чтобы набирать детей каждый год. Раньше бывало, что и год-два пропускали. Хотя в следующем году, наверное, не будем набирать – нагрузка у нас на педагогов и так по 36 часов, больше нельзя. Вот был бы ещё один педагог. По новым предпрофессиональным программам обучение длится 8 лет, по возрасту классы у нас в целом соответствуют классам в общеобразовательной школе. Но всё же мы смотрим на вновь приходящих детей и можем определить его в класс повыше или пониже, нежели в обыкновенной школе. Иногда приходится определять в класс пониже, поскольку родители припозднились записать ребёнка к нам.
С детьми работают два педагога – я и Елена Викторовна Глазачева. И помогает нам наш внештатный педагог Людмила Васильевна Долгобородова. Не даём мы ей на заслуженном отдыхе спокойно пожить! Зовём, и она приходит, помогает. Трудно вообще представить театральное отделение без неё!

– А кого у вас больше среди учеников – мальчиков или девочек?

– Традиционно девочек, но, мне кажется, ситуация меняется. Так, например, в прошлом учебном году у нас был один  выпускник-мальчик, в старших классах сейчас тоже по одному мальчику, но зато в первом классе – 6 мальчиков и 2 девочки! Это очень хорошо. По наблюдениям, на сцене мальчики раскрываются классу к четвёртому. До этого с ними бьёшься, каждый урок – как с чистого листа. А потом в них будто что-то щёлкает – и наслаждаешься! Такая отдача, что приятно!

– Вы работаете в театральном классе более 10 лет. Как по-Вашему: от поколения к поколению дети меняются?

– Нет. Например, первый класс – он всегда первый класс! Зажатый. Дети буквально смотрят нам в рот. Говоришь: «Придумай!» Не могут. Ждут, когда им скажешь: пойди туда, сделай то-то. Ждут готовый сценарий. Но к концу первого класса – это уже другой ребёнок. Есть специальные тренинги, но процентов на 70 это зависит от самого ребёнка, его окружения. У одних зажим проходит через пару занятий, а с другими не по одному году бьёмся. Может, у него давние комплексы. А нам же надо, чтобы ребёнок раскрылся на сцене.

– Приходилось слышать, что ваше театральное отделение работает теперь только по направлению драматического театра. Верно ли это?

– Вовсе нет. Это связано опять-таки с новой учебной программой. По ней драматическое направление начинаем с третьего класса, а в 7-8-х классах кукольных спектаклей нет вообще. Так что занимаемся  и тем, и тем. Малыши – они всё с куклами. Им так легче: самому на сцену выйти страшно, а тут он спрятался за ширмой, и зрители видят не его, а куклу. Постепенно ребята уже стоят у ширмы ведущими, говорят с куклой. Так тоже легче. Ну а примерно с 3 класса дети готовы на драматический театр. С куклой есть ещё один важный аспект. Мы стараемся всё делать сами, использовать не покупное. У нас мастерская, и если необходимой куклы для спектакля нет в наличии – её делаем сами с нуля. Кто играет – тот и делает. А если кукла есть – её всё равно надо подреставрировать. И как всё это сделаешь – так и будет играться. Это очень дисциплинирует!

– И для упрощения освоения поведения на сцене многие персонажи ваших спектаклей – животные?

– Да, процентов 80. Ещё 10 – люди и 10 процентов – сказочные персонажи. Начинаем всегда с животных, которых они хорошо знают – кошечки, собачки, поросятки. Играть людей сложнее, и этим у нас занимаются старшеклассники.

– Как в общеобразовательной школе, у вас есть учебные предметы. Сколько их?

– Если посчитать, то получается 11 дисциплин. Но дело в том, что у одного предмета могут быть разные названия. Например, в начальных классах идут театральные игры, с третьего класса – основы актёрского мастерства. С третьего класса есть беседы об искусстве, с пятого – история театрального искусства. Есть у нас групповые предметы, есть индивидуальные. Скажем, художественное слово сначала групповое, потом – индивидуальное: на каждого ребёнка по 40 минут урока.

– Но и отличий у вас от той школы тоже хватает...

– Конечно, у нас своя специфика. Уроки здесь – дело коллективное. Говорим детям: «Руки поднимать не надо, говорите своё мнение. Что думаете – то и говорите. Не бойтесь высказываться!
Если родители юного театрала приходят на его спектакли, выслушивают своего ребёнка, спрашивают, как день у него прошёл – это уже большой плюс!
ПОНАЧАЛУ ребята боятся ошибиться, но иногда такие ответы дают интересные – сама до такого не додумалась бы! Или вот спектакль: «Я бы сыграла так, а как ты это сделаешь?» Может быть разным видение одного и того же персонажа. Надо искать своего героя. Например, ты – бабушка. Но – какая? Может, ты – старая карга, которая всех колотит палкой? А может, ты приютила много бездомных кошек и вяжешь носочки детям всего дома? Две разные бабушки.

Один из главных принципов здесь – «Не бойтесь высказывать своё мнение! Можно ошибаться,
но своя точка зрения должна быть!»

Учим детей импровизировать. Когда идёт премьера спектакля, один класс выступает, а все остальные смотрят. И зрители на листочках пишут плюсы и минусы того, как сыграно. А недавно мы ввели новый пункт: а как бы я сыграл? И зрители знают, что когда они будут играть – другие ребята будут писать отзывы. То есть, первый прогон спектакля  – только для своих. Отзывы послушали, проанализировали, «подчистили» спектакль  – уже и на публику играть можно.
Вообще, если верить нашим программам, то к концу 8 класса ребёнок должен уметь сам полностью поставить спектакль: написать сценарий, сделать куклы (или подобрать актёров) и  костюмы, подобрать музыку и свет.

– И Вы допускаете, что такое возможно?

– Да, это вполне реально. А режиссировать они с 3 класса начинают, только тормози: «Я здесь режиссёр!» Вот сейчас 6 классу даю задание самим ставить этюды – неплохо получается! А нам ещё 2 года учиться. К выпускному все дети у нас умеют шить, рисовать, разбираются в музыке (есть предмет «Слушание музыки»). Разносторонние дети!

– Вы сказали, что на темп и качество освоения учебного материала влияет и обстановка, в которой находятся дети. Надо полагать, сюда относится семья, родители.

– В первую очередь! Мы здесь с детьми разговариваем, чего порой нет у них дома, где взрослые занимаются только своими делами. Дети с 3-4-го класса с проблемами идут к нам. А мама, папа что? А им некогда! Стараемся как-то сблизить их. На родительском собрании достаём куклу: «Товарищи родители, угадайте – чей ребёнок её сделал?» Кто-то отгадывает, а кто-то и нет. Или показываешь куклу: «Ваш ребёнок сделал!» «Мой? Да он и делать-то ничего не умеет!» На парне куча ярлыков, что он лентяй и бездарь, хотя на сцене – талантище! Или на собрании объявляем: «Сейчас у нас урок художественного слова», и всех «гоняем» по скороговоркам. Или: «Вот театральная кукла – с вашими детьми мы уже такие делали, давайте теперь с вами». Дети сидят тут же и помогают родителям. Так хочется, чтобы мамы и папы знали интересы детей, чем они занимаются. Просим: «Приходите на спектакль, посмотрите на своего ребёнка!» Есть и такие, кто не ходит: «Ай, да на улице не бегает – и то хорошо. Знаем, что у вас». Но так до поры до времени. Если родители не будут заинтересованы – ребёнок не будет стараться. Если родители хотя бы приходят на спектакли, выслушивают своего ребёнка, спрашивают, как день у него прошёл – это уже плюс!

– Неужели всё так сложно?

– К счастью, таких незаинтересованных родителей у нас всё меньше и меньше. (Кстати, есть среди них и такие, которые сами закончили наше театральное отделение). В большинстве своём родители наших ребят – замечательные! Привезут на спектакль всех родственников до седьмого колена, всех соседей: «Наша доченька выступает!» Целый ряд для них выделяем. Это здорово! Ребёнок старается! Заинтересованных родителей всё больше и, самое приятное, много стало понимающих пап (не то, что во времена моего детства, когда всё мамы)!
Приятно, что родители сами предлагают свою помощь. Как-то попросила детей сделать дома декорации, принесли – делали явно папы: не из картона, а из фанеры, лобзиком выпилено и ещё покрашено! Одной девочке из-за маленького роста было трудно до верхней планки ширмы дотянуться – папа ей такую дельную подставку сделал, что можно как пиратский сундук использовать! В другом спектакле у нас грибочки фигурировали. Пришел на репетицию дедушка одной актрисы, посмотрел и принёс нам во-о-от такой гриб из чурки сделанный – мы его еле подняли! На нём даже сидеть можно!
Раньше по школе буквально бегали, детей созывали. Сейчас дети сами к нам идут, мы уже делаем отбор. Ходим на концерты эстетического отделения, смотрим: наш ребёнок или нет? Иногда беседуем с родителями, предлагаем ребёнка привести к нам.

– Дети у вас «на выходе» получаются разносторонние. Им это как-то помогает в жизни?

– Приведу один пример. Разговариваю с одним нашим выпускником, спрашиваю: «Как тебе помог театр?» «Закончил я институт, надо трудоустраиваться, – рассказывает он. – Иду на собеседование. Все тренинги вспомнил, настрой на выход на сцену сделал. В итоге – ещё спорный вопрос, кто кому собеседование устроил! Взяли. Поработал месяц-два, мне говорят: «Что нас в тебе поразило – все приходят зажатые, а тут чуть ли не условия нам диктует!»
Мы учим говорить правильно, стараемся убирать излишние иностранные слова – сохраняем культуру русского языка. Очень часто в театральных играх разы-грываем жизненные ситуации типа «вы играете во дворе, приходит незнакомый ребёнок, что будете делать? А если бы ты был этим ребёнком?» Проигрываем разные варианты. Всё это может пригодиться.

– Светлана Анатольевна, обратимся к мечтам и планам театрального отделения.

– Самая большая наша проблема – вывезти детей на конкурсы, фестивали. Их почти нет! Далеко съездить, это – замечательно, но с кукольниками сложнее. Это – ширмы, стойки, всё под рост ребёнка. Всё до мелочей надо везти. Так что играем пока в основном дома. Ходим в детский сад, коррекционную школу. Их дети к нам приходят. Часто бываем в Наводово, выступали на Борке, хочется съездить в Блудково. В поездках по району ещё «держит» река – новые спектакли готовы обычно к весне.
Сделали вот нам свет – софиты для кукольников. Очень хочется микшерный пульт, хотя бы маленький. Ноутбуки мы используем свои личные. У соседей в Двинском Березнике (туда тоже ездим) видели такое: вместо декораций картинку выводят на экран через проектор. Дёшево и сердито. В общем, мечты, мечты…

– Идёт Год театра.  В честь его будете что-то специально делать?

– Пока не думали. Тем более что живём не календарными годами, а учебными. Скорее всего, запланируем на осень. Что-то обязательно будет!

– Будем с нетерпением ждать новых встреч с нашими юными театралами. Спасибо за беседу.

Беседовал Николай РОМАНОВСКИЙ.

На миниатюре: сцена из шенкурских сказок.




Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. «С людьми работать интересно!» Глава МО «Федорогорское» Михаил Мишенёв – о преимуществах жизни на данной территории, перспективах земледелия, проблеме свалок и о многом другом....
  2. «С людьми работать интересно!» Глава МО «Федорогорское» Михаил Мишенёв – о преимуществах жизни на данной территории, перспективах земледелия, проблеме свалок и о многом другом....
  3. На людей посмотреть и себя показать! В Шенкурском районе в четвертый раз прошёл летний фестиваль «Вереница». Праздник в деревне готовится всем миром: кто-то выступает, кто-то свои...
  4. На людей посмотреть и себя показать! В Шенкурском районе в четвертый раз прошёл летний фестиваль «Вереница». Праздник в деревне готовится всем миром: кто-то выступает, кто-то свои...
  5. Стать заметнее В рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» в ноябре на территории Архангельской области прошла акция...
  6. Стать заметнее В рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» в ноябре на территории Архангельской области прошла акция...
  7. За каждым делом – судьбы людей В январе 2014 года исполнилось три года с момента образования в  нашей стране отдельной правоохранительной структуры – Следственного комитета Российской...
  8. За каждым делом – судьбы людей В январе 2014 года исполнилось три года с момента образования в  нашей стране отдельной правоохранительной структуры – Следственного комитета Российской...
  9. «Я хочу стать врачом» Министерство здравоохранения Архангельской области приглашает учащихся 10-11 классов принять участие в конкурсе творческих работ. Главный приз – целевое направление для...
  10. «Я хочу стать врачом» Министерство здравоохранения Архангельской области приглашает учащихся 10-11 классов принять участие в конкурсе творческих работ. Главный приз – целевое направление для...

Метки: ,
Рубрики: Жизнь, Культура, Самодеятельность





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Copyright © 1918-2024
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Старинный город Шенкурск раскинулся на правом берегу реки Вага среди сосновых боров. Город славится своей древней историей и множеством мастеров. Шикарные пляжи, а также единственный официальный пляж на котором разрешено купание тоже здесь!

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...