Яндекс.Метрика



"Важский край" № 12 2019 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

От Северной до Западной Двины

14.05.2013

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 295
ОднаКнопка

По такому маршруту пролегла жизненная дорога моего деда, капитана 2 ранга Николая Ивановича Шестакова.

Родился он в 1915 году в деревне Нюнеге Шелашского сельсовета в бедной крестьянской семье. Отец умер через год после рождения Николая, мать осталась одна с пятью детьми. Материальное положение семьи было тяжелым, так что, окончив начальную школу, в 1928 году дед перешел жить и учиться в детский дом в город Шенкурск.
Завершив обучение в детдоме, Николай в 1930 году отправился в Архангельск учиться в техникуме связи. В тридцатых годах он работал в Архангельске, в Нарьян-Маре, в Онеге на лесозаводе, затем снова в Архангельске на судоремонтном заводе «Красная Кузница», одновременно обучаясь на четвертом курсе Водного рабфака. По окончании учебы по комсомольскому набору был направлен учиться в Военно-морское училище связи в Ленинграде, которое окончил в июне 1940 года. Молодого лейтенанта отправили служить на Тихоокеанский флот командиром 4-й боевой части эсминца «Разъяренный».
Война поставила перед экипажами тихоокеанских кораблей трудные задачи: в июне 1942 года была создана Экспедиция Особого Назначения – ЭОН-18, в составе лидера «Баку» и трех эсминцев: «Разумного», «Разъяренного» и «Ревностного». Экспедиции предстоя­ло перейти Северным морским путем в Полярный. На эсминцах провели серьезную подготовку к плаванию во льдах – укрепили внутренние помещения, корпуса кораблей одели в специальные «ледовые шубы» из брусьев и досок, обитые сверху кровельным железом, проложили трубопроводы для обогрева паром различных устройств, один из гребных винтов заменили на специальный ледовый, а второй усилили стальными полосами.
15 июля 1942 года экспедиция вышла из Владивостока. Через три дня из-за стол­кновения с пароходом «Терней» пришлось оставить в Советской гавани эсминец «Ревностный». Оставшиеся два эсминца и лидер благополучно прибыли в Петро­павловск-Камчатский, а 30 июля – в бухту Провидения, где 30 июля «Разъ­яренный» зацепил грунт штатным брон­зовым винтом и серьезно повредил ло­пасти. Винт пришлось менять на запас­ной, взятый с «Разумного». Все рабо­ты проводились на плаву, и их удалось закончить за неделю. Однако выясни­лось, что правый гребной вал также погнут. Из-за большой вибрации кор­пуса скорость корабля пришлось огра­ничить 8 узлами. Из-за ремонтных работ путь на север был продолжен лишь 14 августа.
Чукотское море встретило экспедицию неприветливо – уже 15 августа корабли попали в мелкобитый лед, а затем с каждым днем ледовая обстановка все ухудшалась. 17 августа «Разъ­яренный» сильно сдавило ледяными полями, и с огромным трудом он был выведен из ловушки ледоколами «Ми­коян» и «Каганович». В исключительно тяжелом положе­нии оказался «Разумный». Зажатый с двух сторон мощными ледяными полями, он с 26 августа по 8 сентября не мог сдвинуться с места, ежечасно рискуя быть раздавленным многометровым льдом. К счастью, трагедии не произош­ло, и 17 сентября эсминец прибыл в Тикси, попутно выдержав 8-балльный шторм. Дальнейший путь по маршруту Тикси – Диксон – Полярный прошел бла­гополучно, причем большую часть пути от Амбарчика до Диксона эсминец «Разъ­яренный» шел на буксире лиде­ра «Баку», а далее шел сам на одном винте. 14 октября корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, бросили якоря на рейде Ваенги.
Вскоре после перехода Николая Ивановича отправили на высшие специальные курсы командиров ВМФ, окончив которые, он вернулся на Северный флот на эсминец «Грозный», занимавшийся сопровождением конвоев. За службу на «Грозном» дед был награжден орденом Отечественной войны II степени. Из наградного листа: «В составе экипажа э/м «Грозный» принимал участие в выполнении 9 боевых заданий командования по сопровождению отечественных и союзных конвоев и в набеговых операциях. Во всех указанных операциях
тов. Шестаков организовал бдительное наблюдение, бесперебойную связь и отличную противолодочную оборону кораб-ля. Лично сам тов. Шестаков является участником повреждения 2-х пЛ противника. Так, например, 16 ноября 1943 года при выполнении кораблем правительственного задания по сопровождению ледокола «Сталин», при обнаружении внутри конвоя пЛ противника, была произведена атака. Непосредственно руководя атакой,
тов. Шестаков быстрыми и исключительно четкими действиями обеспечил успешное маневрирование корабля и предотвратил боевое воздействие противника по охраняемому ледоколу «Сталин».
С марта 1944 года дед служил на знаменитом гвардейском эсминце «Гремящий», который в то время также занимался, в основном, сопровождением конвоев, но во время службы Николая Ивановича было проведено и две набеговых операции. Так, вечером 9 ок­тября эсминец вместе с «Громким» при­были в Мотовский залив, где состоялась демонстративная высадка десанта (с целью отвлечь противника от направления главного удара). Корабли выпустили по 475 снарядов главного калибра, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.
Вторая набеговая операция была проведена в ночь на 26 октября: «Гремящий» вместе с «Разумным», «Разъяренным» и лидером «Баку» участвовал в обстреле пор­та Варде. Это была последняя боевая операция «Гремящего». Сильно изношенный не­прерывной боевой службой корабль 19 января 1945 года был поставлен на ка­питальный ремонт, а деда перевели на крейсер «Мурманск».
За службу на «Гремящем» Николай Иванович получил орден Красной Звезды. Из наградного листа: «Гвардии старший лейтенант Шестаков Н.И. на Гвардейском э/м «Гремящий» с 06.03. 44 года. За этот период времени участвовал в 21-й боевой операции корабля, из которых: конвоирование союзных конвоев – 13, отечественных конвоев – 6, обстрел позиций противника – 2. Во всех боевых операциях тов. Шестаков проявлял храбрость и находчивость, подавая пример своим подчиненным. В операции 9, 10 и 11 октября 1944 года по поддержке десанта огнем корабельной артиллерии при прорыве обороны противника на Мурманском направлении организовал и обеспечил связью корабль с корректировочными постами сухопутных войск, добиваясь активно бесперебойной связи и при помехах быстро находил обходные каналы связи, чем, безусловно, способствовал успешному выполнению боевой задачи».
На «Мурманске» в июле 1945 дед совершил переход из Ваенги на Куйский рейд в Белом море. На переходе отрабатывалась задача – оборона эскадры на переходе морем. Вскоре «Мурманск» поставили на ремонт, а Николая Ивановича назначили офицером по боевой подготовке в отдел связи СФ, в город Полярный. С декабря 1946 дед уже начальник узла связи Северного флота.
В 1947-м он поступил в Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения в Ленинграде, после окончания которой отправился в 1952 году в Ригу, где преподавал в Рижском высшем Военно-морском училище. Николай Иванович не собирался останавливаться на достигнутом, готовил к защите диссертацию, но помешала тяжелая болезнь, гипертония. После безуспешного лечения в апреле 1958 года дед ушел из жизни. Так получилось, что родившись в деревне на берегу Ваги, в бассейне Двины Северной, Николай Иванович обрел вечный покой в городе на берегу Двины Западной.

Марина ШИЛИНА.

г. Рига.
(Сведения о кораблях Северного и Тихоокеанского флотов взяты из книги С.Л.Балакина «Гремящий» и другие эскадренные миноносцы проекта 7»).

На миниатюре: Николай Иванович Шестаков.




Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. Свой дом на Северной в селе Ровдино построили Алексей и Татьяна Поженские. Легко ли приобрести земельный участок и построить своё жильё, помогает ли в...
  2. Солдаты моей деревни В последние годы работаю над созданием семейной книги об истории родной деревни Климово-Заборье. Снова и снова вчитываюсь в строки фронтовых...
  3. На фронте и в охране воевали мои прадедушка и прабабушка. Прадед Николай Иванович Полюков родился в 1923 году, воевать был призван Шенкурским РВК в феврале...
  4. Северные конвои 29-31 августа   широко отмечалось 75-летие  прихода в Архангельск первого (нулевого) союзного конвоя под кодовым названием  «Дервиш» (скиталец, бродяга).Торжества прошли...
  5. Морская пехота В далеком 1968 году фронтовик, майор запаса ВМФ, на 4 листах из тетрадки  в линейку описал один из боёв черноморского...
  6. Медаль «Патриот России» вручил 10 июня  группе жителей Архангельской области в драмтеатре в Архангельске губернатор Игорь Орлов.По представлению Архангельского городского совета ветеранов в...
  7. Возвращение пропавших деревень Подворный состав деревни Роговской (Рогово) Труфановского сельского общества Шенкурского уезда по переписи 1897 года:...
  8. «Дервиш» – братство союзных конвоев Жителей и гостей Поморья 29-31 августа ожидают масштабные мероприятия в честь празднования 75-летия прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в порт...
  9. Возвращение пропавших деревень Гришинская (Ивакино) Подворный состав деревни Гришинской (Ивакино) Труфановского сельского общества Шенкурского уезда по переписи 1897 года:...
  10. Мастер торпедных ударов В комнате Воинской Славы  Устьпаденьгской школы оформлен стенд «Герои-земляки». Мы все гордимся, что в нашей школе учились четыре Героя Советского...

Метки: ,
Рубрики: Ветераны, Жизнь, История





  1. stone-cold on 18.05.2013 at 22:14

    «Родился он в 1915 году в деревне Нюнеге Шелашского сельсовета в бедной крестьянской семье.»

    А потом:

    «начальник узла связи Северного флота».
    «…преподавал в Рижском высшем Военно-морском училище.»
    «…готовил к защите диссертацию»

    Замечательная карьера!
    Вот так советская власть «уничтожала» бедных крестьян.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Copyright © 1918-2024
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Старинный город Шенкурск раскинулся на правом берегу реки Вага среди сосновых боров. Город славится своей древней историей и множеством мастеров. Шикарные пляжи, а также единственный официальный пляж на котором разрешено купание тоже здесь!

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...