Просмотров: 460
Министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской области.
В кварталах 30, 31, 32 Ледского участкового лесничества Шенкурского лесничества 7 июня обнаружили лесной пожар на площади в 120 га. Со слов министра природных ресурсов и ЛПК области, возможен поджог в данном лесном массиве (газета «Важский край» от 14.06.2013 г.). Имею отношение к охране лесов нашего района и считаю необходимым высказать свою точку зрения по данному вопросу.
В феврале 2012 года после объединения бывших сельских лесхозов и Северной базы авиационной охраны лесов образован «Единый лесопожарный центр» (ЕЛЦ). К руководству пришли люди со своими взглядами на технологию выполнения авиалесоохранных работ. Так, в 2012 году исполнял обязанности бывший директор леспромхоза, в 2013 году был избран, а фактически назначен, предприниматель из Санкт-Петербурга. С 2012 года мы перешли на определение класса пожарной опасности погоды с местной шкалы на шкалу Нестерова. Не буду вникать в тонкости, но в конечном итоге – сокращение вылетов на авиалесоохрану. Также с 2012 года стали внедрять авиапатрулирование легкомоторными самолетами. На борту такого самолета находятся пилот и летчик-наблюдатель. Данным экипажем производится только лишь обнаружение пожаров, по радио доводятся характеристики и координаты. По замыслу, тушение после этого производится наземными или авиационными силами.
Данная технология сработала в 2012 году, горели, в основном, свалки отходов вокруг населенных пунктов, и были небольшие загорания леса вблизи них. Есть понятие нагрузка на летательный аппарат: самолет «АН-2» при наличии парашютистов-пожарных и наземных сил при малой и средней горимости может обслужить лесной массив площадью 2-2,5 млн. га.
Исходя из этого, и образованы авиаподразделения, в частности, по нашей области. По внедряемой технологии работ легкомоторный самолет даже с меньшей, чем у «АН-2», скоростью производит осмотр территории 3-5 авиаподразделений, по площади это 10-12 млн.га. Фактически осматривается какая-то часть данных авиапод-разделений в зависимости от видимости. При высоком классе пожарной опасности об оперативном обнаружении загорания не может быть и речи.
Накануне возникновения пожара в Ледском лесничестве я дал радиограмму № 12 от 4 июня 2013 года в адрес директора ЕЛЦ Бортковского О.Б. и его заместителя по лётной работе Беляева С.И.
Цитирую: «На охраняемой Шенкурской авиагруппой территории по состоянию на 4.06.2013 4 КПО. С 1 июня произведена постановка самолета «АН-2», с 3 июня решён вопрос с топливом. В то же время вводится практика авиапатрулирования нашей территории бортами соседних авиаподразделений. Причина понятна, но выяснение отношений между руководителями ОАО 2-ой АОАО и ЕЛЦ таким образом может отрицательно сказаться на качестве авиалесоохранных работ. Это – неоперативное обнаружение пожаров и, как правило, большие площади обнаружения, несвоевременное принятие мер по тушению. Значительная часть лесов на нашей территории – сосняки-беломошники и усыхающие ельники в междуречье Северной Двины и Пинеги, где каждый час по непринятию мер может привести к пожару на большой площади».
Случилось так, как и должно было случиться. 6 июня территорию осматривал легкомоторный самолет Вельской авиагруппы. Пожар возник, скорее всего, 6 июня после обеда, был небольшим, и самолет прошел его где-то стороной, не заметив его. В вечернее время площадь его была уже значительной, о чем свидетельствовали сообщения жителей населенных пунктов Котажки о сильном запахе дыма. Наземным путем 6 июня пожар обнаружить не удалось.
Утром в 8.30 7 июня обсудили данный вопрос с директором Шенкурского лесничества П.И.Лохвицким. Официально письмом запросили вылет шенкурского борта в район возможного загорания у руководства ЕЛЦ, второе письмо было направлено в министерство ПР и ЛПК. Официального ответа не получили, лишь устное сообщение диспетчерского пункта ЕЛЦ, что территорию осмотрит легкомоторный самолет Архангельского авиаотделения, о чем сообщено летчику-наблюдателю И.Ф.Коробейникову.
В ночное время пожар где-то потух у естественных препятствий, где-то продолжал гореть с малой интенсивностью. К обеду ветер и высокая температура дали толчок к возобновлению пожара. Этим можно объяснить несколько термоточек, зафиксированных при космомониторинге, или поджогов, с точки зрения министра природных ресурсов и ЛПК области. Самолет прошел по маршруту Архангельск – Усть-Выя – район Верхней Тоймы – район Красноборска. После посадки в Вельске и заправки самолет вылетел на пожар, обнаружив его в 16.45 на площади в 120 га. Допускаю неосторожное обращение с огнем кого-то из местных жителей, но поджог исключаю.
Теперь о причине невылета самолета «АН-2» Шенкурской авиагруппы. Ежегодно в марте – апреле ЕЛЦ заключает контракты с авиапредприятиями на выполнение авиалесоохранных работ. ОАО 2-й АОАО соблюдает весь комплекс работ по обслуживанию авиатехники, мероприятия по труду и отдыху экипажей, использует более качественное авиатопливо L-100, его лабораторное обследование после завоза в емкости на точки работы и т.д. В результате стоимость лётного часа 58000 рублей, с чем не согласно руководство ЕЛЦ, но контракт подписан 24 мая 2013 года. По данному контракту самолеты «АН-2» поставлены в аэропорты Шенкурск и Васьково. Использовать их разрешено только на тушение пожаров, а именно на высадку парашютистов-пожарных в авиазону.
В то же время произведена постановка самолетов «АН-2» в с. Карпогоры и с. Красноборск фирмы Агро «Авиа» Краснодарского края. Со слов летчика-наблюдателя И.Ф.Коробейникова, перегонявшего самолет из Красноборска в Карпогоры, данным бортом на югах перевозили, видимо, уголь и навоз, судя по внутреннему состоянию фюзеляжа. Самолет заправляют практически у бочек бензином АИ-95, что на наших работах, мягко говоря, нежелательно. Примерно на таком уровне и весь остальной комплекс работ.
В 2012 году было две предпосылки к летнему происшествию, в 2013 году уже успели в Красноборске сесть на вынужденную посадку, но зато стоимость лётного часа составляет 43000 рублей, и данные летательные аппараты успешно патрулируют на поставленных точках. Южные люди умеют договариваться. Так, пилот-«камикадзе» на таком самолете получает 3000 рублей за час полета, командир 2-го ОАО аэропорта Васьково в пределах 180 рублей, летчик-наблюдатель – 155 рублей. Одним словом, сплошная коммерция.
Наверное, не стоит искать поджигателей среди местного населения, а там, наверху, навести порядок. Авиация Севера достойно охраняла и, надеюсь, будет охранять наши леса. А жемчужина лесов – сосняки-беломошники не должны гореть на таких площадях.
Валерий Павлович СЕМУШИН.
Старший летчик-наблюдатель Шенкурской авиагруппы.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- К полетам готовы Шенкурская авиагруппа (в составе лётчика-наблюдателя и пяти парашютистов) с 6 мая готова к тушению лесных пожаров на территории нашего и...
- Почти 400 гектаров лесов в нашем районе пройдено огнём с начала пожароопасного периода. По площади лесных пожаров Шенкурский район является лидером по области....
- Пожар в СХТ Пожар на территории частного деревообрабатывающего цеха предпринимателя А.А.Цыкарева произошёл 12 февраля. Сообщение о возгорании поступило диспетчеру ПЧ-59 в 12 часов...
- Пожар в универмаге, год спустя В ночь с 13 на 14 февраля 2012 года горел универмаг. Ровно год исполняется 14 февраля с момента пожара....
- Готовимся к жаркому лету Летом из-за предполагаемой жары в Архангельской области ожидается непростая ситуация с лесными пожарами. Так, наиболее напряженным периодом обещают быть июнь...
- К полётам готовы! Проведены техническая учёба, медосвидетельствование, вакцинация против клещевого энцефалита у работников Шенкурской авиагруппы....
- Ущерб – миллион рублей Три нарушения лесного законодательства выявили в Шенкурском районе сотрудники управления госнадзора министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области. По предварительной...
- Пожар в кабине «КамАЗа» Груженый лесом «КамАЗ» загорелся утром 2 июля во время движения по грунтовой дороге Усть-Паденьга – Паденьга. На сайте ГУ МЧС...
- Есть контракт по школе в Ровдино Открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по строительству...
- Пожар на кладбище Чья-то беспечность и чье-то неисполнение обязанностей привели к пожару на городском кладбище....