Просмотров: 574
Первая моя заметка об Евстолии Ивановне Овсянкиной была опубликована в «Важском крае» несколько лет назад и была посвящена её юбилею. Повод для нашего нынешнего общения получился не менее значимым, хотя он и не совсем официальный – грядёт четверть века с того самого времени, как в Шенкурске после нескольких десятилетий небытия стал возрождаться храм Зосимы и Савватия. К этим событиям Евстолия Ивановна, первый казначей возрождённой православной общины, имела самое прямое отношение.
Я простая женщина, отработавшая медицинским работником 36 лет и бывшая членом КПСС 22 года, – рассказала собеседница. – Надо было много добрых дел сделать во благо людей, и я старалась делать. Одно из них – подвижничество в возрождении в нашем районе православной веры. Мой путь к ней был долог и труден, и начался он с юношеских лет. И вот когда настал для меня новый этап жизни, решила принять Святое Крещение. Почему? Господь Бог вразумил на этот путь. Поэтому я, несмотря на многолетний партийный стаж, решилась на столь важный шаг. В ту пору в Шенкурский район стали приезжать священники из Архангельска, Онеги, Котласа, Вельска, и один из них, отец Александр Козарик, стал для меня духовным отцом. Святое Крещение я приняла в августе 1988 года в Петропавловском храме в деревне Петровской.
Однако одно дело принять крещение, другое – что-то делать для возрождения православия. Я была три года казначеем в Петропавловском храме, дела казначея мне передала временно исполнявшая эти обязанности Евстолия Фёдоровна Шелаевская. Я ежеквартально платила налог в госбюджет за церковь. Но казначей был нужен и в шенкурский храм.
– В то время он уже был передан верующим?
– Да. Решение Шенкурского исполкома от 20 июня 1991 года гласило: передать безвозмездно здание церкви Зосимы и Савватия совместно с келейным корпусом церковной приходской общине. Здание было передано 12 ноября 1991 года, под документом стоят подписи председателя исполкома Н.В.Тяпкина, управляющей делами исполкома Р.А.Андроновой. Поскольку здание передавалось с баланса вспомогательной школы, в комиссию по передаче входили директор школы В.В.Новиков и главный бухгалтер Шенкурского РОНО Т.Н.Бутусова.
– Возрождение православной общины, я думаю, было непростым делом?
– Чтобы создать шенкурскую православную общину, потребовалось обязательно собрать 150 подписей верующих и отправить в Москву этот список. Документы той поры бережно хранятся у меня в особых папках. Вот выписка из протокола №14 заседания Совета по делам религии при Совете Министров СССР от 13 сентября 1990 года, г.Москва. Слушали: представление Исполкома Архангельского областного Совета народных депутатов №06 1/89 от 30 июля 1990 года и предложение Совета по делам религии при Совете Министров РСФСР № 2236 от 13 августа 1990 года о регистрации религиозного общества русской православной общины и передачи обществу в использование культового здания в г.Шенкурске Архангельской области. Постановили: зарегистрировать религиозное общество русской православной церкви и передать обществу в использование культовое здание в г.Шенкурске Архангельской области.
Очень мне хочется назвать имена учредителей религиозного общества Петропавловского храма в деревне Петровской и шенкурского храма вместе (в том числе и тех, кого уже нет с нами), это: Вера Николаевна Неклюдова, Евстолия Фёдоровна Шелаевская, Валентина Петровна Зайцева, Таисия Андреевна Сергеева, Ульяна Николаевна Федякова, Елизавета Григорьевна Харитонова, Лариса Дмитриевна Рудакова, Анастасия Михайловна Кашина, Мария Семёновна Вершинина, Мария Васильевна Петрова, Тамара Фёдоровна Лемудкина, Калерия Ивановна Диева, Таисия Арсентьевна Медникова, Анна Николаевна Петровская, Наталия Николаевна Табанина, Ксения Андреевна Едемская, Николай Дмитриевич Падчин, Анна Егоровна Лебедева, Ольга Семёновна Петровская, Клавдия Фёдоровна Попова, Антонина Александровна Пластинина, Екатерина Ивановна Князева, Галина Андреевна Попова, Мария Петровна Виткова, Надежда Николаевна Давыдова, Ирина Фёдоровна Чистикова, Ольга Максимовна Семакова, Раиса Григорьевна Валькова, Нина Ивановна Теремецкая, Татьяна Ивановна Рудная, Августа Николаевна Федякова, Анна Александровна Кучина и я.
– Чем казначею православной общины приходилось заниматься в то время?
– От имени шенкурской православной общины я вела общение с Архангельской епархией, где в то время служил епископ Пантелеймон, который потом даст письменное благословение на ремонт нашего храма. По его благословению я привозила из епархии и распространяла среди верующих предметы церковного обихода и православную литературу («Закон Божий», «Библию», «Евангелие», молитвословы и т.д.).
Я много писала о храме в газету «Ленинец» (спасибо её редактору Виктору Николаевичу Чудинову за то, что печатал мои заметки), ходила к директору вспомогательной школы Владимиру Викторовичу Новикову, по организациям. Но община наша встретилась с превеликими трудностями. В нашем храме было много стёкол разбито. Храм и кельи были завалены мусором, всяким хламом, некоторые кельи – до самого потолка. И мы, верующие, убирали всё и машинами сразу же отвозили на свалку. В самом здании было 4 печки и 2 печки наверху. Печки мы разобрали, хорошие кирпичи чистили маленькими топориками.
На ремонт нужно было много денег. Я обращалась к архитектору Гашевой, и она пояснила, что за проектную смету как архитектурного памятника сумма будет в тысячах рублей по тому времени, и ремонт без сметы никто не будет делать.
Также обращалась в РСУ к Давыдовой, она сказала, что рабочие РСУ не возьмутся ремонтировать храм за государственные расценки, а возьмут в 2-3 раза дороже.
Для ремонта шенкурского храма я собирала пожертвования в организациях, предприятиях, писала прошения. Деньги присылали и на наш церковный счёт. Такие перечисления делали, например, шенкурские предприятия и организации: орс, пищекомбинат, дорожный отдел, «Агрохимия», райпо, редакция газеты «Ленинец», химлесхоз, райфо, ПМК-14, Сельхозтехника, рапо, кооперативы «Румб», «Энтузиаст», «Ледь». Поступали пожертвования от частных лиц. Я выбирала на почте индексы городов нашей страны и посылала туда прошения в церкви (отпечатанные тогда ещё на машинке) о пожертвованиях на восстановление храма в Шенкурске.
Все населённые пункты, откуда приходила помощь на такое благое дело, у Евстолии Ивановны тщательно зафиксированы. Среди них: Ставрополь, Винница, Дзержинск, Алма-Ата, Луганск, Орёл, Житомир, Коломна, Минск, Луцк, Никополь, Гатчина, Конотоп, Таруса, Смоленск, и ещё не один десяток (!) городов, деревень и сёл из Сумской, Кировской, Ровенской, Горьковской, Донецкой, Воронежской, Одесской, Оренбургской, Житомирской, Павлодарской, Пензенской, Орловской, Полтавской, Омской, Волгоградской, Киевской, Сумской, Тульской, Псковской, Калужской, Харьковской и Рязанской областей, Алтайского и Пермского краев, Удмуртии, Закарпатья, Казахстана. Те наши читатели, которые разбираются в географии, наверняка, заметят в этом перечне названия не только российских, но уже ставших зарубежными территорий.
– На какие нужды расходовались собранные средства?
– Мы платили в горсовет (технический паспорт здания храма), ПМК-14, РУС (переговоры и прочее), в штемпельную мастерскую Архангельска, магазины (оконное стекло, гвозди, краска, белила, печное литьё, посуда, чайники, вёдра, мётлы, лопаты и прочее), Шенкурский ЛПХ (пиломатериалы, дрова и прочее), рабочим (полы, покраска, штукатурка, постройка дровяника, распиловка и расколка дров), отправляли переводы в епархию.
У нас в храме 3 года, с августа 1988-го по август 1991-го, службы проводил, читал и пел очень хорошо Михаил Ильич Бобрушко из Закарпатской области. Их была бригада – 6 человек строителей. Строили в районе дома, скотные дворы и т.д., а жили в Паденьге. И Михаил Бобрушко на каждую службу без опоздания приезжал, даже река не была ему помехой. В 9 часов утра он уже был в церкви. Там у себя, в селе Русское Поле Закарпатья, он был регентом. А вот после путча в Москве в августе 1991 года строители уехали на родину. Одно время в храме читала верующая Ольга Максимовна Семакова.
В конце 1991 года для восстановления храма Зосимы и Савватия в Шенкурск приехал священник Иоанн, а 15 января 1992 года приехали его друзья из Закарпатской области Украины. Они в храме сделали добротный пол из толстых досок. Пиломатериалов много привезли из Важского ЛПХ, мы, верующие, помогли занести их в храм и сложить в штабеля. Какие пожертвования на церковном счёте – ими руководствовался отец Иоанн. Вскоре епархия перевела его в другое место. Он уехал, уехали и его рабочие. После этого пол в храме был разобран и убран. Кто это сделал, я, например, не знаю, так как я уже не была казначеем: заявление с просьбой освободить меня от должности казначея я написала в феврале 1992 года. По расписке передала чековую книжку для получения наличных денег в Агропромбанке новому казначею Марии Дмитриевне Одоевой. После неё казначеем была Валентина Николаевна Шишкина.
Потом в шенкурский и шелашский храмы приезжали священники Владимир Кузив, Александр Козарик, отец Варсанофий из Антониево-Сийского монастыря и другие священники. Они проводили службы в святые праздники, крестили людей.
– Евстолия Ивановна, как в целом Вы оцениваете то время?
– Много трудностей пришлось преодолеть на пути возрождения шенкурского храма, однако с Божьей помощью и усилиями истинно верующих людей этот процесс продвигается вперёд. Такие перемены не могут не радовать меня. Я рада, что обращаются люди к вере, что делает нашу жизнь лучше, совестнее, чище и добрее.
Да хранит нас всех Господь Бог, и Пресвятая Богородица никогда не оставляет нас всех без своей всещедрой всеспасительной помощи!
– Спасибо за беседу.
Беседовал Николай РОМАНОВСКИЙ.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- «Луч»: четверть века назад Двадцать пять лет назад, в 1988 году, чемпионом Шенкурского района по футболу стала команда «Луч», представляющая Шенкурский леспромхоз....
- «Луч»: четверть века назад Двадцать пять лет назад, в 1988 году, чемпионом Шенкурского района по футболу стала команда «Луч», представляющая Шенкурский леспромхоз....
- Визит пастыря В конце июня в нашем районе с пастырским визитом побывал епископ Котласский и Вельский Василий....
- Визит пастыря В конце июня в нашем районе с пастырским визитом побывал епископ Котласский и Вельский Василий....
- Из Котласа в Шенкурск По благословению епископа Котласского и Вельского Василия 13 января в Шенкурск привезён ковчег с частицей мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Архиепископ...
- Из Котласа в Шенкурск По благословению епископа Котласского и Вельского Василия 13 января в Шенкурск привезён ковчег с частицей мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Архиепископ...
- «Темп» вышел в четверть финал Матч 1/8 финала Кубка газеты «Вельск-Инфо» по футболу прошёл 12 июня в Шенкурске....
- «Темп» вышел в четверть финал Матч 1/8 финала Кубка газеты «Вельск-Инфо» по футболу прошёл 12 июня в Шенкурске....
- В храм, к ковчегу Сотни жителей Шенкурска и близлежащих деревень смогли поклониться с 11 по 13 февраля ковчегу с частицей мощей блаженной Матроны Московской....
- В храм, к ковчегу Сотни жителей Шенкурска и близлежащих деревень смогли поклониться с 11 по 13 февраля ковчегу с частицей мощей блаженной Матроны Московской....