Просмотров: 463
2 июля 1914 года священник Николай Попов был возведён в сан протоиерея с назначением на должность настоятеля Благовещенского собора города Шенкурска. Сто лет прошло с той поры. Нет ни Благовещенского собора на важском берегу, нет ни Шенкурского Свято-Троицкого женского монастыря, где протоиерей служил до своего расстрела в феврале 1919 года.
Нет даже могилы новомученика. Перед смертью отец Николай был привязан к сосне в бору на Долгобородовской поляне. Тело оставили грызть собакам, угрожая смертью всем, кто вздумал бы похоронить его.
А ровно через сто лет, в канун памяти святого преподобного Варлаама Важского, 1 июля 2014 года в Шенкурском музее состоялись I районные православные краеведческие чтения. И с первым докладом в детской секции чтений выступила прапраправнучка новомученика Николая Попова, учащаяся 10 класса Ровдинской средней школы, жительница д. Нижняя Пуя Юлия Олейник. Взрослым и детям, собравшимся в этот день в уютной гостиной районного музея, она рассказывала о жизни семьи шенкурского священника Николая Ивановича Попова.
Из 57 деревень МО «Ровдинское» в тринадцати нет жителей, в девяти осталось по одному-двум человекам. И это тоже наша история, история исчезнувших деревень, о которой поведал самый юный участник Варлаамовских чтений, четвероклассник из Ровдино Кирилл Лукин. О том, что значение религии в обществе не уменьшается и что верующих в мире огромное количество, напомнила учащаяся 7 класса Ровдинской средней школы Юлия Полищук. Она провела целое исследование по теме «Старообрядчество в Шенкурском уезде». Ссыльные поляки, белорусы, украинцы жили когда-то в поселении Мезово, об этом в своё время школьникам сообщила жительница д. Камешник Л.М.Попова. Ученица 10 класса из Ровдино Анастасия Федотова заинтересовалась историей этого поселения Ровдинского района до 1957 года и поделилась своими открытиями со слушателями.
Дух времени, переплетение судеб, глубины истории, которые порой ускользают от поверхностного взгляда, никого не оставили равнодушными.
Ровдинские школьники задали тон всем Варлаамовским чтениям. Дух времени, переплетение судеб, глубины истории, которые порой ускользают от поверхностного взгляда, никого не оставили равнодушными. Все мы в этом мире гости. И пока есть живые «носители информации», их слова воспринимаются с особым почтением. Так бывшая староста шенкурского Зосимо-Савватиевского храма Мария Абрамовна Кукина подготовила доклад «Возрождение православия на Шенкурской земле в конце XX века», а библиотекарь Шеговарской библиотеки Галина Васильевна Семакова темой своего выступления выбрала «Возрождение храма в честь Александра Невского в селе Шеговары в конце XX века».
Украсили чтения доклады исполнительного директора Фонда сохранения традиционной культуры Севера «Богословский фонд» Михаила Васильевича Бронского. Они назывались «Описание личности посадника Василия Степановича Шенкурского, в постриге Варлаама, на основании его жития и исторических данных» и «История Иоанно-Богословской обители». На одном дыхании выслушали собравшиеся интереснейший рассказ главного библиотекаря из Ровдино Елены Михайловны Микеровой «Родословие Ошурковых».
Сотрудники Шенкурского краеведческого музея также не остались в стороне от исторических изысканий. На Варлаамовских чтениях научный сотрудник музея Клавдия Ивановна Дунаева посвятила слушателей в подвижническую жизнь священномученика Николая (Николая Андреевича Порецкого), скончавшегося в Шенкурске в
1933 году. Исследование о крестных ходах на Шенкурской земле сделала директор музея Лариса Евгеньевна Князева, а хранитель фондов Светлана Николаевна Кузнецова рассказала о преобразовании в середине XIX века Свято-Троицкого монастыря из мужского в женский.
Заместитель главы района по социальным вопросам Наталия Геннадиевна Тарутина, приветствуя участников чтений, высказала надежду, что Варлаамовские чтения станут в нашем районе традиционными. Заведующий РОО Сергей Петрович Беляевский, который закрывал чтения и вручал сертификаты его участникам, отметил, что у чтений огромный воспитательный потенциал: «Этому подтверждение многочисленная, разновозрастная аудитория, которая сегодня здесь присутствует. А значит, связь времён не прервётся».
Светлана СОБОЛЕВА.
На миниатюре: чтения – повод поговорить и задуматься.
Фото автора.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- История повседневности Творческая встреча с нашим земляком, писателем Александром Павловичем Лысковым прошла 7 октября в межпоселенческой библиотеке Шенкурска. О жизни и творчестве...
- История рядом Узнать о хронологии шенкурского Свято-Троицкого монастыря с 1664 по 1919 годы, увидеть его план и фотографии теперь можно не только...
- «Путешествие в прошлое» Так назвали первые Ровдинские краеведческие чтения. Они прошли 9 августа в сельской библиотеке в преддверии 700-летия села Ровдино. В программе...
- Со взрослыми на равных участвовали в нынешних Варлаамовских чтениях представители молодого поколения. 30 июня в Шенкурском районном краеведческом музее прошли вторые районные православные краеведческие...
- Военная история школы Областной конкурс исследовательских работ старшеклассников «Вечная память и слава Героям», посвященный 70-летию Победы, состоялся 14 мая в Архангельске. Конкурс проводился...
- История газетной строкой «Важскому краю» – 95 лет! 17 апреля 2009 года газета рассказала о начале деятельности в Шенкурске управляющей компании «Уютный...
- Монастырь в Шенкурске Главная шенкурская святыня – Свято-Троицкий монастырь образован в 1664 году инокиней Марфой при царе Алексее Михайловиче. Не будь он закрыт...
- В доме купца – музей Каждый день мы проходим мимо них, не зная, какую ценность они представляют, что происходило за их дверями много лет назад....
- Варлаамовские чтения в честь небесного покровителя Шенкурска святого преподобного Варлаама Важского состоялись 1 июля (накануне дня его памяти) в Шенкурском районном...
- История Двиноважья Краеведческий словарь «Виноградовский район от «А» до «Я» автора-составителя Л.Ю.Озола издан тиражом 1000 экземпляров....
Если уничтоженные храмы на берегу Ваги воссановить будет трудно, то Свято-Троицкий собор и монастырскую ограду вполне возможно. В перспективе даже вновь учредить сам монастырь, польза от этого будет (конечно, вопрос нужно решать епархии)