Яндекс.Метрика



"Важский край" № 12 2019 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

Фольклор Поважья

25.03.2016

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 146
ОднаКнопка

ПЕСЕННАЯ ИСПОВЕДЬ НАРОДА.

Что мы знаем о культуре, традициях наших предков? Признаемся честно: очень мало.

Кто-то относится к фольклору равнодушно, кто-то, как к диковинке, странному хобби чудаковатых женщин преклонного возраста. Вырванные из контекста народной жизни старинные песни, игры и обычаи стали представлением, шоу, искусством. Мы же, скорее, зрители: задержимся на минуту и проходим мимо.
Время беспощадным крылом смахнуло с лица земли крестьянскую культуру с ее гармонями и балалайками, расписными прялками и пестрыми половиками. Может быть, это естественный процесс смены старого, архаичного новым и прогрессивным, и жалеть не о чем? Но почему так щемит сердце при звуках гармошки, заливающейся кадрильными наигрышами? Почему так завораживают узоры лоскутных одеял, браных полотенец? Чем больше узнаешь, тем скорее понимаешь, какой богатой и многогранной была крестьянская культура, как естественно она была встроена в жизнь человека.

За песнями на Вагу

В конце 1970-начале 1980-х годов сотрудники Института русской литературы и Ленинградской консерватории  совершили несколько экспедиций в регион Двины, Устьи и Ваги. Исследователи слушали и записывали старинные песни. Инициатива по организации экспедиций принадлежала преподавателю консерватории, впоследствии профессору, Анатолию Михайловичу Мехнецову, уроженцу Карелии.  В 1978 году консерваторцы изучали песенные традиции Вельского, Устьянского районов; в 1979-м – Шенкурского и Каргопольского.  Исследователи в январе 1979 года объехали весь Шенкурский район, увезли магнитофонные записи песен. Теперь они хранятся и изучаются в Фольклорно-этнографическом центре Санкт-Петербургской консерватории.
В марте того же года певуний из Верхопаденьги: И.Я.Капустину, А.Д.Лисицыну, М.Ф. Долгобородову, А.К. Синцову, Е.М. Чеснокову – пригласили в Ленинград. Коллектив выступил в старинном зале Ленинградского Дома композиторов. Сопровождавшая бабушек Н.Г.Смирнова – руководитель Шенкурского народного хора – писала, что зал был переполнен. Такой манеры пения почти нигде не сохранилось. «Низкие альтовые голоса мы еще слышим, а вот высокое сопрано (А.Д.Лисицыной), очень характерное и своеобразное, встречается уже совсем редко». Концерт, в котором участвовали также коллективы Устьянского района, Псковской и Горьковской областей, длился около
3 часов, «но интерес в зале не иссякал».
Пластинка «Из-за лесу, лесу темного», названная в честь одной из верхопаденьгских песен, была записана в 1983-м, вышла в 1984 году. В нее вошли 4 песни Шенкурского района, а также записи фольклорных коллективов из деревень Уйта Виноградовского района и Кащеевская Коношского района. А.М.Мехнецов выделил в Поважье несколько песенных центров.  Один из них объединял Кулой, Кокшеньгу, Устью и территорию Шенкурского района. Второй сформировался в северной части Виноградовского района. Вот почему особую ценность представляют для нас 2 сборника под названием «Устьянские песни»,  подготовленные  по результатам экспедиций. Многие из этих произведений перекликаются с песнями Ваги.

Певуньи из Верхопаденьги, 70-е годы.

Сбор музыкального материала продолжила Н. Г. Смирнова. В начале 1980-х она записала песни и частушки самобытных коллективов из Верхопаденьги, Михайловки, Зимнего Плеса, Клемушино, Золотилово; наигрыши на гармошке и балалайке И. Ф. Катышева из д.Корбалы. Благодаря ее стараниям сохранились уникальные произведения, которые иначе были бы забыты. Недавно В. Г. Чухин оцифровал смирновские магнитофонные записи.

Энциклопедия народной жизни

Истоки песенного материала, обнаруженного исследователями на Ваге и ее притоках, кроются в глубине веков. В фольклоре преобладает «девья» лирика, остальную часть составляют баллады, мужской «молодецкий»  цикл.
Из жанров широко представлены игровые, «кареводные» песни, которые исполнялись на лужке, вечорке. Пением сопровождались хороводы, участники которых двигались по кругу, рядами, «завивали капустку». Разные хороводы исполнялись в строгой последовательности, складывались в циклы. Позднее из традиционных танцевальных элементов сложились местные кадрили.
Старинные песнопения были неотъемлемой частью крестьянской среды. Их можно назвать своеобразной энциклопедией народной жизни. Под них качали люльки, пряли и ткали, играли свадьбы, провожали в солдаты, оплакивали горькую судьбу. В песнях отразились занятия, обычаи, праздники, важные события в жизни человека, его чувства и переживания.
Записанная на пластинку верхопаденьгская «Не от ветра, не от вихоря» исполнялась во время свадебного обряда, на «рукобитье». О предстоящем свадебном сговоре повествует верхопаденьгская «Солнышко восходит». В записанной в п.Клемушино песне «Сею, вею, рассеваю» рассказывается про уборку льна. В михайловской «Вот и во лузя» отражены сенокосные работы, в другой песенке описано гулянье в верхосуландских
деревнях:
«Желтиковска
на крутом берегу.
В Боровую я
гулять не пойду,
А в Запаковой
гулянье
разведу,
А на Гору-ту
поклончик
накажу.
Мала Гора-та
гуляют на лугу,
А подгоряна
не курят
табаку
И с мешочками
не придут на веку».

Богатства песенного слова

Н. Г. Смирнова писала: «Текст этих песен истинно народный, мудрый и светлый, как живой источник родниковой воды». На Шеньге пели:
«Я в угорышке
землянку брала,
Дружка милого
с тальянкой
ждала.
Приходи,
милой,
с тальяночкой,
Напою
чайком
с земляночкой».
Тексты важских песен полны юмора, задора, лукавства, сочных образов.
«С потолоку сажа
капит на голик.
Я не знаю,
цё головушка болит.
Голова болит
по Петеньке,
Сердце ноет
об Алешеньке.
Яшу, Яшу,
Николашеньку,
Сполюблю
я дружка
Сашеньку…»

Фольклорная группа, Зимнее Плёсо.

Несколько десятков лет Шенкурский народный хор исполняет произведение «Уж ты прялиця, кокориця моя»:
«Из колодца
воду черпала,
Уронила в воду
зеркало.
Уронила –
не расшиблосе,
Полюбила –
не ошибласе».
И далее:
«Присредилась –
пристыдиласе,
Поплясала –
простудиласе…»
В текстах содержатся
мудрые советы, актуальные и сегодня:
«Выбирай
себе девицу
по обыцью,
Что по старому
обыцью,
по облицью,
Котора
вежливее,
посмиренее,
Котора
ростиком
поровнее,
Котора лициком
побелее,
Котора глазиком
веселее».
Интересны темповые произведения, исполнявшиеся клемушинскими песенницами: «Во деревне городок», «Ой, девки, беда», «Эку негу берегут», «Карманчики». В северных скоморошинах проявилась неистощимая народная фантазия:
«На ели корова
белку лаяла, да,
Белку лаяла,
глаза уставила, да.
Это чудо ли,
братцы,
не чудо ли?
По синю морю
да жернова
плывут,
По чисту полю
да корабли
идут…»

Особая манера пения была в Верхопаденьге.

Берут за душу строчки о прошедшей молодости, разлуке с милым, насильном замужестве и трудной жизни в чужом доме. «Дуня в горенке ходила» – песня-жалоба на жизнь с нелюбимым. Молодица упрекает
мать:
«Зачем выдала
меня за высокие
дома,
За окошка цястые
да занавески
красные?
Церез блюдце
слезы льютсе,
не могу цяём запить,
Дружка милого
забыть».
Кусты деревень Архангельской губернии вплоть до ХХ века были достаточно изолированы друг от друга. Богатство народной речи, своеобразие диалектов отразилось в местных песнях. Н. Г. Смирнова отмечала своеобразие пения северян: мягкое, округлое «о», вместо «че» – «це», вместо «ща» – «ша», окончание «се» заменялось на «сё». По текстам щедро рассыпаны перлы: «неспособая погодушка», «челобитниця», «пришатиласе», «повадно», «брателко», «девцонка вертоглазенькая», «слово оцёсливоё», «взаболь»,
«голик».
Даже в соседних кустах деревень песни звучали немного по-разному. Иногда начало встречалось в одной деревне, а продолжение – в другой. Протяжная «Сяду под рябинушу» записана в д. Зимнее Плесо; вариант в 2 раза длиннее, в более быстром темпе – в п. Клемушино. Вот отрывок из уже упомянутой михайловской песни «Вот и во лузя»:
«Возьму вилы,
зарод сена намечу,
Уж я тем ли
сеном выкормлю
коня.
Я подвыкормлю,
подвыглажу его,
Поведу я коня
к батюшке»…
Верхопаденьгская жемчужина «Туци грянули» – фактически продолжение этой истории. В ней девушка просит батюшку: «Не отдай меня за старого взамуж».
«Уж я старому
постелю
не стелю.
Постелю постельку
мяконькую,
Уж я в три ряда
каменья
настелю,
Во цетвёртый
ряд шшыпицы
колюцёй.
Уж ты спи-ко,
старый, цёрт
с тобой!»
«Караводную» песню «Не нападывай, пороха» пели в Зимнем Плесе в канун «Петрового говенья, Вербна воскресенья». Иван приглашает Параню выйти на гулянье, та отказывает, сославшись на гостей в доме. Ванюша пошел, «голову
повесил»:
«Мне куда будет
ходити, кого
полюбити?
Мужна жоночка
любити – убитому
бити.
Как на вдовушку
любити –
денежному быти.
Красну девицу
любити – шогольна
ходити»…
Два варианта песни «Я во садике гуляла» записана Н.Г.Смирновой в Михайловке и в д. Зимнее Плесо.  Их мелодии и слова немного отличаются. Шенкурский хор исполнял произведение в укороченном варианте. Девушка, собирая в саду черемуху, просит милого взять ее с собой на гулянье и назвать сестрицей или красивой девушкой. Тот отвечает, что у него нет ни сестры, ни красивой
девушки.
«Только есть у меня,
есть жена-то
угрюмая.
Она угрюмая,
сама собой-то
попрямая.
Я возьму жену
я за рученьку
правую,
Отведу жену
во крапивушку
жгучую.
Во крапивушку
жгучую,
из крапивушки
В шипячу да колючую,
из щапичушки
Во болото зыбучаё,
Из болотика
ко синему морюшку».
За строчками необыкновенной выразительности скрывается большая сердечная рана, жизненная драма. Народ создал образы удивительной силы, поднимающиеся до высокой поэзии. Наши предки испытывали огромную гамму чувств: любили, ревновали, тосковали, терзались муками, веселились.

Уникальная музыка

В репертуаре шенкурских певуний преобладали протяжные лирические песни с затейливым распеванием слогов.  Основа – пение в унисон. В Верхопаденьге  к нему присоединялся высокий подголосок в октаву. Народные певицы были мастерами многоголосия. Ведущими голосами в северных песнях были альты, которые звучали низко и мощно. Кружево песни получалось из основной мелодической канвы, в которую  вплетались подголоски фраз, коротких мотивов. Даже несколько исполнительниц сохраняли непрерывность звучания, владели «цепным дыханием».
Отдельные произведения фольклора нелегко записывать нотами и воспроизводить. Мажорно-минорные лады, переменные размеры, свободные длительности нот, старинное произношение – всё может стать камнем преткновения для исполнительниц. Старинные опусы с многочисленными повторами порой кажутся очень длинными и сложными для восприятия. Но Шенкурский народный хор времен Н.Г.Смирновой достойно исполнял местный репертуар.
Давно пора издать нотные сборники местного фольклора. Хочется, чтобы уникальные произведения заняли достойное место в репертуаре Шенкурского народного хора. Музыкальным традициям можно дать вторую жизнь, делая современные обработки песен и наигрышей. Старинные песни Поважья – это исповедь народа перед самим собой. Уникальные произведения достойны того, чтобы их изучали, понимали, воспроизводили.

Татьяна ШУНИНА

На миниатюре: Клемушинский народный хор.




Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. Эстрада и фольклор соседствовали на праздничном концерте  Дня деревни в Наводово.Начался деревенский праздник в субботу, 19 июля, по традиции с детской игровой программы....
  2. Эстрада и фольклор соседствовали на праздничном концерте  Дня деревни в Наводово.Начался деревенский праздник в субботу, 19 июля, по традиции с детской игровой программы....
  3. Фольклор в подарок Свадьбой года можно без всякого преувеличения назвать событие в  Шенкурском ЗАГСе в конце ноября, где  прошла регистрация бракосочетания ныне проживающей...
  4. Фольклор в подарок Свадьбой года можно без всякого преувеличения назвать событие в  Шенкурском ЗАГСе в конце ноября, где  прошла регистрация бракосочетания ныне проживающей...
  5. Люблю и помню… Участницей Шенкурского народного хора я стала в марте 1974 года. На протяжении 25 лет он был для меня отличным отдыхом, местом...
  6. Люблю и помню… Участницей Шенкурского народного хора я стала в марте 1974 года. На протяжении 25 лет он был для меня отличным отдыхом, местом...
  7. Песенная связь поколений «Туци грянули, туци грянули, Туци грянули в осённом во бору....
  8. Песенная связь поколений «Туци грянули, туци грянули, Туци грянули в осённом во бору....
  9. На шенкурской ярмарке побывали 25 февраля участники и гости девятого районного фестиваля воспитанников детских садов «Северные звёздочки». Проходила эта весёлая ярмарка во Дворце...
  10. На шенкурской ярмарке побывали 25 февраля участники и гости девятого районного фестиваля воспитанников детских садов «Северные звёздочки». Проходила эта весёлая ярмарка во Дворце...

Метки: , ,
Рубрики: Культура, Самодеятельность





  1. Николай on 05.05.2016 at 16:39

    Где бы это послушать? В музее, может быть, есть записи?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Copyright © 1918-2020
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Старинный город Шенкурск раскинулся на правом берегу реки Вага среди сосновых боров. Город славится своей древней историей и множеством мастеров. Шикарные пляжи, а также единственный официальный пляж на котором разрешено купание тоже здесь!

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...