Просмотров: 451
29-31 августа широко отмечалось 75-летие прихода в Архангельск первого союзного конвоя под кодовым названием «Дервиш» (скиталец, бродяга).
Трагедия конвоя PQ-17
Об этом конвое писал В. Пикуль. Что же произошло?27 июня 1942 года из Исландии вышел конвой PQ-17 из 35 транспортов, гружённых под завязку, и большого числа кораблей охранения – крейсеры, эсминцы, корветы, все они были английские. Конвой двинулся к берегам СССР, и в это время в английском адмиралтействе получили из Норвегии сообщение: на перехват конвоя выходит самый мощный немецкий линкор «Тирпиц» с 3 крейсерами и 12 эсминцами. Командующий военно-морским флотом Англии адмирал Паунд обеспокоился за судьбу своих кораблей. Он понимал, что «Тирпиц» со своей армадой может погубить корабли охранения, а это большая часть флота Англии. Он отдал приказ командиру конвоя о том, чтобы всем кораблям на максимальной скорости следовать на запад, к берегам Англии, а транспортам рассредоточиться и следовать по назначению. Это означало одно – суда брошены на растерзание противнику. Командиры английских кораблей негодовали, не понимали такого решения, но приказы, как известно, не обсуждаются. Корабли охранения покинули суда, ушли на запад.
На беззащитные суда набросились немецкие подводные лодки и авиация, от торпед и бомб суда тонули одно за другим. Из 35 транспортов к берегам СССР прорвались только 11, экипажи которых были измотаны до предела. Двадцать четыре судна вместе с экипажами ушли на дно, а вместе с ними 335 автомашин, 430 танков, 210 самолётов, 99316 тонн различных грузов.
А «Тирпиц» в море так и не вышел. На выходе из шхер он двумя торпедами нашей подводной лодки был сильно повреждён и возвратился на свою базу со всеми своими кораблями.
Итоги
За четыре года войны северными конвоями союзников по ленд-лизу было поставлено в Архангельск и Мурманск около одной четверти от всех поставок по этой схеме. А это 42 конвоя в Архангельск и Мурманск и 33 конвоя в обратном направлении. Всего 75 конвоев. В составе союзных конвоев прошло 1600 транспортных судов, из которых 85 были потоплены. Всего же по ленд-лизу в СССР было поставлено около четырёх процентов от производимых в СССР вооружений. Поставки шли северными конвоями, через Владивосток, через Персидский залив. За все поставки было уплачено, никакой «заём-аренды» не было.
Роль Архангельска
В 1941 году представителем Государственного Комитета Обороны в Архангельск направили Ивана Дмитриевича Папанина, он имел мандат, подписанный И.В.Сталиным, дававший огромные полномочия. Его задача – организация разгрузки судов союзников, прибывших с грузами военного назначения, отправка этих грузов на фронт. Днём и ночью работает порт, в том числе и зимой. Ледоколы обеспечивают проводку судов в Белом море и в порту. Быстро построили грузовой район Экономия. Но людей хронически не хватало. На разгрузку привлекались юнги пароходства, мальчишки 14-15 лет. Сейчас они вспоминают, как ежедневно на причале бывал Папанин. Он жалел мальчишек и по-доброму говорил им: «Вы, братишки, ничего не берите, всё это для солдат на передовой. Ну если уж что просыплется на причал, так возьмите в карман на пропитание». Горожане голодали, хотя причалы были завалены продовольствием – всё для фронта.
На суда пароходства шли подростки и женщины. Сколь остро стоял вопрос с кадрами плавсостава, может пояснить разговор И.Д. Папанина с капитаном ледокольного парохода «А.Сибиряков» А.А. Качаравой: «Кадров нет. Скоро плавать будет некому. На курсах плавсостава двадцать матросов учится, из них восемнадцать баб. Из двух десятков машинистов – семнадцать в юбках. А тут кто ни придёт из капитанов – всем подавай моряков». Такая вот была обстановка, но задержек движения флота за всю войну не было. Моряки понимали, работали за двоих, не считались со временем, силами, даже здоровьем. Северное морское пароходство обеспечивало фронт на полуострове Рыбачий и его окрестностях, доставляя вооружение, солдат, боеприпасы. А в обратном направлении везли раненых в Архангельск. Немцы так и не смогли овладеть Рыбачьим, прорваться к Мурманску и железной дороге.
Платком
помашет девица,
Над городом туман.
Вернуться
в порт надеется
Товарищ капитан.
Но не всем посчастливилось возвратиться в порт. Из 14 погибших судов пароходства 10 капитанов ушли на дно вместе со своими судами и экипажами.
Архангельск всю войну не знал покоя. Трудились круглосуточно на заводах, в госпиталях, терпели холод и голод, помогали, чем могли, фронту. Траловый флот ловил рыбу под бомбами, бил тюленей для пропитания горожан, на Новой Земле подростки заготовляли яйца птиц. Моряки и рыбаки, рабочие и колхозники, мед-работники, лесопильщики, взрослые и дети – все жили одной заботой, Победой. И победили! В песне об Архангельске есть такие слова:
Ковала нам
«Красная кузница»
Победу
рабочей рукой.
И вёл караваны
союзников
Наш северный
храбрый конвой.
Архангельску присвоено почётное звание «Город воинской славы». Справедливо, заслуженно, достойно!
Андрей ПАВЛОВ.
Ветеран Северного морского пароходства,член клуба «Братство северных конвоев».
На миниатюре: Валерий Петрович Коковин, Почётный гражданин г.Архангельска. Участник северных конвоев.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- Северные конвои 29-31 августа широко отмечалось 75-летие прихода в Архангельск первого (нулевого) союзного конвоя под кодовым названием «Дервиш» (скиталец, бродяга).Торжества прошли...
- «Дервиш» – братство союзных конвоев Жителей и гостей Поморья 29-31 августа ожидают масштабные мероприятия в честь празднования 75-летия прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в порт...
- За бортом не по своей воле Мало было счастливчиков, кто спасался в холодных водах Северной Атлантики.Кому повезло, тот чувствовал себя заново родившимся. Даже в мирное время...
- В северные леса из степного края НА СЕВЕР, в Архангельск, из Краснодарского края, через всю страну она отправилась за компанию с подружкой после окончания школы поступать...
- Милее северные зори Каждый год накануне Троицы в Суланде отмечают большой праздник – День деревни. Впервые на такое мероприятие собрались в 1998 году, и...
- «Северные» пенсии сохранили индивидуальные предприниматели. Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от места проживания, предоставлено право...
- Северные ремёсла В Шенкурске 17-19 марта прошёл VI фестиваль текстиля и традиционных ремёсел. Его программа обширна: научно-практическая конференция, научные чтения, лаборатории,...
- На память об истории С 29 августа по 2 сентября в столице Поморья проводились масштабные мероприятия, посвященные празднованию 75-летнего юбилея прихода первого союзного конвоя...
- Сколько «сил» у лодки? О новшествах в законодательстве, касающемся регистрации маломерных судов, их владельцев информирует государственный инспектор Виноградовско-Шенкурского участка ГИМС Л.В.Ульяновский....
- Соловецкая школа юнг В июле прошедшего года в Архангельске проходила встреча юнг Северного флота, посвященная 70-летию образования школ юнг....