Яндекс.Метрика



"Важский край" № 12 2019 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

Они были первыми

16.02.2018

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 239
ОднаКнопка

Появившись где-то в девятом веке на берегах Белого и Мурманского (Баренцева) морей, славяне создали на «поморской стороне» свои поселения. Это были выходцы из Великого Новгорода.Они шли на Север в поисках лучшей доли, морского зверя, рыбы, соли, пушнины, а заодно и свободной жизни. Купцы и промышленники снаряжали небольшие плоскодонные суденышки, дружные ватаги по рекам, волокам, озерам спускали их до Северной Двины, а там и до Белого моря. Труден был путь первопроходцев, но они шли, «бежали парусом в край непуганых птиц», обживали реки, побережья морей.

Земледелия и скотоводства почти никакого не было, море было единственным кормильцем поморов. Можно только восхищаться мужеством и выносливостью первых мореходов в их борьбе за существование. На пути продвижения к морю создавались городки, крепости, строились храмы.
По- настоящему изучение северных морей началось в начале восемнадцатого века. Научное освоение Арк-тики можно отнести к работе первой Северной экспедиции. О ней мечтал Петр I , но не успел осуществить свой замысел. Только в 1733 году по Указу сената был организован первый отряд из двух судов – «Обь» и «Экспедицион». В состав отряда вошел 51 человек, в том числе поморы: лоцманы и кормчие из Мезени. Начальником экспедиции был назначен лейтенант Муравьев.
В ИЮНЕ 1734 года экспедиция вышла в море, прошла Югорский шар, достигла северной широты 72 градуса 35 минут, но дальше путь преградили непроходимые льды. Пришлось возвратиться в устье реки Кара, что в Карском море, где и встали на зимовку. На следующий год продолжили изучение берегов полуострова Ямал, Карского моря. Но выполнить поставленную задачу экспедиция не смогла. Болели люди, изнуренные колоссальным напряжением, суда оказались непригодными к плаванию во льдах и зимовкам. Эти суда были заменены на новые («Первый» и «Второй»), командиром отряда был назначен капитан Степан Малыгин. Работали в Карском море до августа 1739 года, и важнейшим итогом экспедиции было составление и выпуск первой карты большого арктического побережья, основанной на инструментальных съемках и наблюдениях.
Первого октября 1763 года М.В. Ломоносов направил президенту Адмиралтейств- коллегий свой труд «Краткое описание разных путешествий по северным морям, показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», в котором предсказал огромное значение Северного морского пути (С.М.П.– термин Ломоносова). В нем великий помор утверждал: «Российское могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном». И настаивал на новой крупной экспедиции для изучения и освоения Арктического бассейна. В правоте научно обоснованного прогноза мы убеждаемся в наше время, когда ученые утверждают, что топливно-энергетическая база XXI века будет на Европейском Севере (Архангельская область). Здесь запасы нефти и газа разведаны и оцениваются в 100 млрд. тонн условного топлива (28 месторождений).
24 мая 1764 года Екатерина II подписала секретный Указ об организации экспедиции по проекту Ломоносова: «Не упуская времени положить сему предприятию начало нынешним летом под именем возобновления китовых и других звериных и рыбных промыслов». Из казны было выделено 20 тысяч рублей, командиром экспедиции назначен Василий Чичагов, его помощниками
Н. Панов и В. Бабаев. Центром организации экспедиции определен Архангельск, где и были построены три новых корабля, получивших имена своих командиров: «Чичагов», «Панов», «Бабаев». К концу 1764 года корабли вышли в длительное арктическое плавание, перезимовали в Коле и весной 1765 года пошли на Шпицберген, а затем вдоль кромки льда пытались пройти на восток. Но лед не пустил их и до Новой Земли, пришлось возвратиться в Архангельск. На следующий год все повторили, но так и не нашли прохода на восток, к Беринговому проливу.
ЭТО сейчас мы понимаем, что пройти на парусных судах
арктическими морями невозможно, но тогда этого не знали и шли. Искали, гибли, исчезали в белом безмолвии. Я. Чиракин шел на Новую Землю и первым прошел пролив Маточкин Шар. Федор Размыслов описал Новую Землю и ее проливы. Федор Литке продолжал изучение Новой Земли и острова Вайгач в течение четырех лет подряд.
А. Циволько,  С. Моисеев, П. Пахтусов, Г. Седов, В. Русанов, А. Кучин и другие отважные мореплаватели упорно стремились пройти на восток Северным морским путем, достичь Северного полюса, и каждый из них был в чем-то первым, что-то вносил новое в науку и практику мореплавания.
Но только в 1915 году два судна «Таймыр» и «Вайгач» впервые прошли из Владивостока в Архангельск Северным морским путем, правда, с зимовкой в пути.
В этом плавании были открыты Северная Земля (открытие века) и острова Малый Таймыр, Старокадомского, Вилькицкого, Жохова. Мечту всех предыдущих мореходов и Ломоносова осуществил советский капитан Владимир Иванович Воронин только в 1932 году. На ледокольном пароходе «Сибиряков» он впервые в истории северного мореплавания прошел из Архангельска во Владивосток за одну летнюю навигацию, тем самым доказав возможность плавания Северным морским путем в Тихий океан (в том числе и в Индию). А этот путь короче южного в два раза, что экономически весьма выгодно. Итогом этого исторического плавания стало постановление правительства об образовании  Главного управления Северного морского пути, перед которым ставилась задача (тоже впервые): «Продолжить окончательно путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания на этом пути».
ЧТО ЖЕ выпало на долю моряков Севера в 70-80-е годы? Они тоже были в чем-то первыми, хотя географические открытия в полярных водах были уже сделаны, основные пути пройдены.
1965 год морякам запомнился первым приходом в Архангельск теплохода «Валдайлес»  24 апреля. Был я в том рейсе на «Валдайлесе» третьим помощником капитана. Так рано в порт еще никто не приходил. И к первому мая судно ушло в рейс, в рекордный срок, погрузив полный груз пиломатериалов. Речь всерьез пошла о круглогодичной навигации в порту. Через пять лет это осуществилось – Архангельск стал портом регулярного круглогодичного плавания (тоже впервые).
1970 год, декабрь. Атомный ледокол «Ленин» впервые провел дизель-электроход «Гижега» от острова Диксон до Карских ворот и в Баренцево море (на чистую воду). Впервые начались зимние плавания в Арктике. Об этом не мечтали даже фантасты. В полярной ночи, разрывая тьму лучами мощных прожекторов, в сплошном льду, при тридцати-сорокаградусных морозах шли атомоходы «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Капитан Сорокин» и вели за собой мощные теплоходы арктического исполнения типа «Гижега» и «Норильск», везли продукцию Норильского комбината. Зрелище захватывающее, сказочное.
НА арктическом побережье Европы, в Архангельской области начались геологоразведочные работы на нефть и газ. В тундру нужно было доставлять топливо, дома, оборудование, продовольствие и другие грузы. Портов на побережье нет, аэродромов нет, дорог нет. Как быть, где выход? На помощь пришли моряки. В апреле 1975 года теплоход «Валдайлес» с ледоколом «Прончищев» ушел с грузом для геологов на Варандей. Впервые началась грандиозная операция «Ледовый причал».
Что такое «Ледовый причал»? Это доставка грузов на необорудованный берег по льду от борта судна до берега и дальше, по зимней дороге, до места бурения скважин. Ледокол пробивал канал как можно ближе к берегу, судно входило в канал до его конца, прижималось к кромке льда.

У борта делали настил из бревен и досок, спускали трактор, который прокладывал дорогу до берега. Впереди шли гидрологи, измеряли толщину льда, определяли направление трассы.

Моряки грузовыми стрелами выгружали трактора, автомашины на лед. Автомашины нагружали, и они шли своим ходом в тундру, а трактор на огромных санях возил буровые вышки, габаритные грузы на берег. Быстро и слаженно шла совместная работа моряков, геологов, гидрологов. А риск? Конечно, был, работа у моряков – всегда риск, но на ледовых причалах ЧП не бывало.

С той весны пошли теплоходы к ледовым причалам, и моряки внесли весомый вклад в разведку огромных запасов топлива как на берегу, так и на море. Говорю об этом подробно, так как был в те годы третьим и вторым помощником капитана на «Валдайлесе» (ветеранская слабость).

В августе 1977 года мир потрясла новость – атомоход «Арктика» под командованием капитана Юрия Кучиева идет прямо на Северный полюс. Впервые в мире судно в наводном плавании пришло на вершину земного шара. Потрясающее событие. Кто плавал в Арктике, тот понимает, что это грандиозная победа человека над вечными льдами. Не сомневаюсь, что мореплаватели с мировыми именами Р. Амундсен,

С. Макаров, Н. Норденшельд, Г. Седов, А. Кучин отсалютовали бы флагом экипажу и капитану русского атомохода, побывавшим на Северном полюсе. Мечта всех, кто туда стремился, сбылась. Но для этого нужно было иметь 150 тысяч лошадиных сил в одном могучем корпусе, точные, безотказные приборы, квалифицированных и опытных моряков. У нас всё это было своё.

КОГДА корабль был готов отправиться в обратный путь, капитан заметил в точке полюса кем-то оставленные арбузные корки (на память). Он возмутился, велел спустить трап и подобрать мусор, чем подтвердил морское правило: чисто не там, где подметают, а там, где не сорят.

Морякам-северянам достались первые контейнерные и пакетные перевозки, доставка рабочих колес турбин на Енисей, труб большого диаметра в Обскую губу для газовых трасс.

Уже много лет Архангельск не знает наводнений. Каждую весну перед ледоходом ледокол разбивает лед на реке и спускает его в море. И это впервые осуществили моряки, спасая город, особенно Соломбалу, от затопления. Нашему поколению тоже осталось поле для творчества, поиска и находок.

Андрей ПАВЛОВ.

Ветеран Северного морского пароходства.




Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. А войны были… Люблю тебя я, Родина моя. Люблю твои открытые просторы… Люблю цветов обширные поля, Люблю твои леса и горы...
  2. А войны были… Люблю тебя я, Родина моя. Люблю твои открытые просторы… Люблю цветов обширные поля, Люблю твои леса и горы...
  3. Были и легенды Важских земель – главная тема Дня города. Шенкурск отмечал 25 июня свой 880-й день рождения. У историков эта дата образования...
  4. Были и легенды Важских земель – главная тема Дня города. Шенкурск отмечал 25 июня свой 880-й день рождения. У историков эта дата образования...
  5. Чтобы льготы были учтены в налоговых уведомлениях за 2016 год, заявить о них нужно до 1 апреля 2017 года. Если в 2016 году у...
  6. Чтобы льготы были учтены в налоговых уведомлениях за 2016 год, заявить о них нужно до 1 апреля 2017 года. Если в 2016 году у...
  7. Это были учения На минувшей неделе несколько взволнованных читателей «Важского края»  обратились в редакцию с одними и теми же вопросами: почему сотрудники полиции...
  8. Это были учения На минувшей неделе несколько взволнованных читателей «Важского края»  обратились в редакцию с одними и теми же вопросами: почему сотрудники полиции...
  9. Когда мы были маленькими Новую фотовыставку «Я родился. Моё первое фото» готовит к 1 июня Шенкурский отдел загса. Принять участие в ней могут люди...
  10. Когда мы были маленькими Новую фотовыставку «Я родился. Моё первое фото» готовит к 1 июня Шенкурский отдел загса. Принять участие в ней могут люди...

Метки: ,
Рубрики: Жизнь, История, Культура





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Copyright © 1918-2024
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Старинный город Шенкурск раскинулся на правом берегу реки Вага среди сосновых боров. Город славится своей древней историей и множеством мастеров. Шикарные пляжи, а также единственный официальный пляж на котором разрешено купание тоже здесь!

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...