Просмотров: 350
Такая радиограмма ушла в эфир открытым текстом 26 августа 1944 года в 5 часов 15 минут с борта гидрографического судна «Норд». Это была последняя радиограмма капитана Владимира Васильевича Павлова.
В.В. ПАВЛОВ родился в 1899 гогду в Шенкурске. Когда Володе исполнилось 12 лет, семья Павловых переехала в Архангельск, где он учился в торгово-мореходном училище, а в летнее время работал матросом на судах Архангельско-Мурманского срочного пароходства (ныне Северное морское пароходство).
В период оккупации Архангельска интервентами и белогвардейцами (1918-1920 г.г.) служил в Белой армии. Только в 1921 году сдал экзамены на штурмана дальнего плавания и поступил на работу в Северное морское пароходство. За восемь лет прошёл все штурманские должности на пароходах «Канин», «Юшар», «Декрет», «Я. Свердлов» и стал капитаном дальнего плавания.
В 1929 году Владимир Васильевич переехал в Мурманск и возглавил экипаж зверобойного судна «Мурманец». Командуя этим судном, он побывал на промыслах у Земли Франца-Иосифа, на Новой Земле, в Карском море. Эти промыслы позволили ему приобрести богатый опыт ледового капитана, хорошо изучить арктические районы. И когда в 1933 году комплектовали экипаж на пароход «Челюскин», капитан «Челюскина» В.И. Воронин пригласил капитана В.В.Павлова на должность дублёра старшего помощника капитана. Владимир Васильевич не мог отказать знаменитому капитану, принял предложение и ушёл в этот исторический и трагический рейс во Владивосток по Северному морскому пути.
13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами в Чукотском море и затонул. Экипаж и члены экспедиции на льду образовали лагерь. Вся страна следила за героической эпопеей челюскинцев, за их спасением. Спасли всех. За героизм и мужество в борьбе со стихией все, включая лётчиков-спасателей, были награждены орденами и медалями Советского Союза. Орден Красной Звезды вручен дублёру старпома В.В. Павлову. А вскоре его именем был назван рыболовный траулер РТ-77 – «Челюскинец Павлов».
После ледовой эпопеи Владимир Васильевич работал в Ленинградском территориальном управлении Главсевморпути морским инспектором, но на летний период уходил капитаном в море. В 1937 году Павлова командировали в Японию для приёмки нового танкера «Юкогир», который он и привёл по Северному морскому пути с востока на запад.
Начало Великой Отечественной войны В.В.Павлов встретил капитаном на гидрографическом судне «Циркуль». Работал в Белом море, в Кандалакшском заливе, подвергаясь минной опасности, налётам вражеской авиации. В 1943 году Павлова назначили групповым капитаном Архангельской гидробазы. Но не мог полярный капитан сидеть в конторе, да ещё в столь тяжёлое время для страны. Перешёл в плавсостав и возглавил экипаж гидрографического судна «Норд». И вновь работа в Арктике.
26 июля 1944 года «Норд» вышел из Архангельска с заданием ввести в действие многие маячные огни на островах к востоку от Диксона вдоль берега Харитона Лаптева. Этот район изобилует многими островами, но он судоходный и обеспечить работу маяков и светящихся знаков надлежало экипажу судна «Норд». Это дальний участок западного сектора Арктики, и никто не ожидал, что там могут появиться немецкие подводные лодки или самолёты. Моряки спокойно делали своё дело, обходя нужные мысы и острова.
25 августа 1944 года «Норд» утром обеспечил всем необходимым полярную станцию на мысе Стерлигова и пошёл для дальнейших работ к острову Белуха. На следующий день (26.08) начальник полярной станции мыса Стерлигова сообщил на Диксон, что в 5 часов 15 минут открытым текстом в течение семи минут передавалась радиограмма: «Всем,всем! Я - «Норд»! Обстрелян подводной лодкой». Это была последняя радиограмма с «Норда». Координат не успели передать. Фашисты пожалели своей торпеды, они из пушки и пулемётов изрешетили беззащитное маленькое судно, которое быстро затонуло. Вместе с судном на дно ушло девятнадцать моряков, вместе с ними и капитан Владимир Васильевич Павлов. Четверых моряков немцы подобрали с воды, взяли в плен и доставили в Норвегию.
Именем капитана В.В. Павлова назван остров в группе островов Мона в Карском море. В 1962 году я работал вторым помощником капитана на гидрографическом судне «Створ». Побывал в тех местах, где погиб «Норд». У острова Белуха никаких признаков гибели не заметили, место гибели не обозначено. Не успел капитан сообщить свои координаты, всё произошло слишком быстро. Сам остров Белуха маленький, на нём сооружён светящийся знак, он теперь как символ, как память морякам «Норда».
Морской английский офицер, участник плавания в Северных конвоях, Генри Филипс выразил судьбу погибших моряков так:
Тела моряков –
в море на дне,
Волны баюкают
их в глубине,
Дождь над волнами
слёзы прольёт,
Но их могил
никто не найдёт.
Их саваном стала
морская трава,
На мокром песке
лежат их тела.
Полярное солнце
над морем взойдёт,
Но этих могил
никто не найдёт.
По доброй морской традиции суда, проходящие у места гибели судна и моряков, подают один продолжительный гудок. По возможности, опускают венок на воду. Это и есть память народная всем, кого не вернуло море, кто не пришёл к своему причалу.
Андрей ПАВЛОВ,ветеран СМП,
член клуба «БратствоСеверных конвоев».
На миниатюре: Парусно-моторный деревянный бот «Норд». Построен на Пиндушской судоверфи в 1938 г. 26.08.1944 г. затонул в результате обстрела германской подводной лодки U-957 в Карском море.
Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:
- Новый год – всем миром! В канун Нового года жителей Спасского волновал вопрос – будет ли новогодняя ёлка в клубе? Работника в клубе нет, печки...
- За бортом не по своей воле Мало было счастливчиков, кто спасался в холодных водах Северной Атлантики.Кому повезло, тот чувствовал себя заново родившимся. Даже в мирное время...
- Он всем помогает! Мы знакомы с Геннадием Степановичем Шелаевским смолоду, после армии вместе работали в коммунальном хозяйстве, в комсомольской...
- Капитан из Михайловки 60 лет прошло, а всё так хорошо помнится. Мальчишки военных лет, пережив труднейшие годы, искали своё место в жизни. Привлекательным...
- Они были первыми Появившись где-то в девятом веке на берегах Белого и Мурманского (Баренцева) морей, славяне создали на «поморской стороне» свои поселения. Это...
- Морские традиции В морских кругах мы нередко слышим термин – «морские традиции». Есть они у моряков разных стран и народов. Моряки –...
- Северные конвои 29-31 августа широко отмечалось 75-летие прихода в Архангельск первого союзного конвоя под кодовым названием «Дервиш» (скиталец, бродяга)....
- Во всём у неё порядок В семье Конечных Евгении Павловны и Виктора Михайловича 1 февраля 1963 года родилась вторая дочь, и нарекли её Натальей....
- Был в экипаже «Щ-408» В ходе экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» в мае 2016 года на дне Финского залива обнаружены останки затонувшей в мае...
- Мост – всем миром Проект «Дорога жизни», реализуемый нашим ТОСом, завершен. Хочется поблагодарить односельчан за работу по ремонту навесного моста через реку Ледь в...