"Важский край" № 12 2019 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

Шенкурский комсомол: как всё начиналось

12.11.2018

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 131
ОднаКнопка

Тема возникновения, развития и укрепления на Архангельском Севере комсомольских организаций была хорошо исследована в советский период. В это время под эгидой Архангельского обкома ВЛКСМ большими тиражами издавались книги о комсомоле.
В 1977 г. вышел в свет сборник документов «Архангельский комсомол в документах (1917–1976 гг.).
К 40-летию ВЛКСМ был издан сборник статей «Этапы большого пути», к 50-летию – хроника «Архангельскому комсомолу – 50 лет», к 70-летию – очерки «Комсомол – гордая юность» и другие.
Большой вклад в изучение темы внёс архангельский историк Е.И. Овсянкин, автор книг «Годы тревожной юности», «Архангельский комсомол в первые годы советской власти (1918–1920)» и других.

ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИКОВ

В постсоветский период интерес к вехам развития северного комсомола возобновился в XXI веке. В 2001 году был опубликован сборник материалов конференции «Молодёжь Севера: прошлое, настоящее, будущее».
В 2013 году Д.С. Козлов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Комсомол и самоидентификация молодёжи в условиях «оттепели» 1950–1960-х гг.». М. Корюкаевой издана летопись Котласской районной комсомольской организации «Юность комсомольская моя».
95-летию комсомола были посвящены выпуски журнала «Известия Русского Севера» за 2013 г. (№ 5) и 2015 г. (№3-4), где опубликованы исследования С.А. Коваль по истории российского и архангельского комсомола; Е.Ф. Колтового – по истории комсомольской организации космодрома «Плесецк»; Т.Н. Коклеминой – по истории Приморской комсомольской организации;
М.М. Коловангиной – по истории Ненецкого комсомола и другие, а также воспоминания ветеранов комсомола Архангельской области: В.В. Коваля, Т.М. Гудима, В.Х. Ляпина и других.

ДВЕ ДАТЫ

По воспоминаниям Михаила Попова, одного из организаторов шенкурского комсомола, датированным 1924 годом, в сентябре 1918 года в селе Благовещенском была создана организация учащейся молодёжи школы II ступени, в декабре того же года переименованная в Союз Коммунистической молодёжи. Этот союз принято считать отправной точкой создания комсомольской организации Шенкурского уезда. В документах архивного фонда Шенкурского уездного комитета ВЛКСМ фигурируют ещё две даты создания первых ячеек РКСМ: по одним источникам – 13 февраля, по другим – 14 февраля 1919 года.

ПАРТКОНФЕРЕНЦИЯ В ШЕНКУРСКЕ

В ноябре 1918 года был подписан специальный циркуляр ЦК РКП (б) об организации Российского Коммунистического союза молодёжи (РКСМ), предписывающий парторганизациям оказывать поддержку местным организациям РКСМ, а там, где их нет, способствовать их созданию. Следуя директиве ЦК РКП (б), делегаты первой губернской партконференции, состоявшейся летом 1919 года в Шенкурске, приняли решение, обязывающее всех коммунистов моложе 23-х лет вступать в комсомол и работать в организациях РКСМ.

ЯЧЕЙКИ РКСМ

являлись основой организационного строительства союза комсомольцев. Они создавались на всех предприятиях, в организациях, деревнях и школах, где имелось не менее трёх членов комсомола. Основными задачами членов РКСМ были рост рядов организации и идеологическая работа по цепочке изба-читальня–библиотека–клуб, в основе которой лежала агитация за программу и тактику РКП (б).
Структура ячеек РКСМ копировала партийную: работой руководил президиум, избранный общим собранием, во главе с секретарём. Членами её могли стать юноши и девушки от 14 до 23-х лет, признающие программу и устав союза, подчиняющиеся всем постановлениям организации. Кандидатуры утверждались на общих собраниях, проводимых не реже 1 раза в неделю.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Финансовая база складывалась из членских взносов, платных концертов, лекций, спектаклей, ассигнований вышестоящих организаций. Доходы от платных мероприятий облагались налогами в вышестоящую комсомольскую копилку, которая, впрочем, тут же потрошилась на растущие организационные нужды.
Все комсомольские ячейки уезда первоначально подчинялись Шенкурскому комитету РКСМ. Комитет, в свою очередь, не имея над собой губернского руководства, обращался напрямую в Северо-Областной комитет РКСМ, находящийся в Петрограде, так как Петроград в то время был центром Северной области.
Директивой от 27 февраля 1919 года всем шенкурским ячейкам РКСМ предписывалось обязательное представление в обком комсомола протоколов организационных комсомольских собраний. Обком РКСМ, в свою очередь, обеспечивал ячейки РКСМ членскими билетами, регистрационными карточками, пропагандистской литературой. За финансированием рекомендовалось обратиться в местные парткомы и культ-просветотделы Совдепа.

«КАК БОГ НА ДУШУ ПОЛОЖИТ…»

Первоначально связь между ячейками РКСМ была очень слабой, так как Петроградский обком РКСМ не успевал отслеживать события на местах в силу географической удалённости. По воспоминаниям Василия Коновалова-Ленского, новые комсомольские ячейки «стихийно вырастая, работали, как Бог на душу положит… Связь с ЦК РКСМ была, но кроме приветствий центра, ждать какой-либо помощи и нельзя было…». Летом комсомольцы разъезжались на сельхозработы, и деятельность организаций замирала.
Председатель Шенкурского комитета РКСМ писал 11 апреля 1919 года в обком РКСМ: «У нас в Архангельской губернии губернской организации не имеется и поэтому мы должны обращаться за всем непосредственно к Вам. И Вам, товарищи, необходимо обратить самое серьёзное внимание на наш уезд, потому что наш уезд недавно… освободился от белогвардейских банд. И пробыв шесть месяцев под гнётом белых, мы все сейчас чувствуем неудержимую энергию к организации…
У нас в уезде сейчас растут, как грибы, ячейки РКСМ. В уставе, в пункте об областных и губернских объединениях (§ 2) сказано, что работой по области руководит областной комитет, работой по губернии руководит губернский комитет, а работой в уезде не сказано, кто должен руководить. Если работой в уездах будет руководить губком, то нам кажется, если в каждом уезде идёт так же сильно организация деревенской молодёжи, как у нас, то едва ли губернские комитеты могут справиться с этой работой, и нам кажется, необходимо иметь уездное объединение, которое должно связывать отдельные организации с губкомом…».

МОЗГ И СЕРДЦЕ

Первая уездная конференция РКСМ состоялась в Шенкурске 20 сентября 1919 года.  На ней был избран Шенкурский уездный комитет (уком) РКСМ из семи человек, в который вошли Б. Евсеев,
Ф. Бубновский, П. Витков, Е. Боговой, Е. Костылев, Г. Костерин и И. Князев.
Участники конференции приняли резолюцию исходя из девиза «Союз молодёжи – есть мозг и сердце деревни
и наиболее активный, а часто и единственный творческий и инициативный её элемент». Комсомольцы взяли на себя роль проводников всеобщего народного образования в деревне через пропагандистскую работу на базе клубов молодежи, изб-читален и библиотек под лозунгом «Учиться и учить других».

ЖУРНАЛ «К СВЕТУ»

После проведения уездной конференции РКСМ функции контроля над шенкурскими ячейками РКСМ перешли от Северо-Областного комитета РКСМ к Шенкурскому укому РКС, после чего работа комсомольцев заметно оживилась. Уком приступил к изданию журнала «К свету», который распространялся по ячейкам РКСМ, что способствовало наращиванию связей между руководящим органом и организациями на местах. Эту же цель преследовали ежегодные уездные конференции РКСМ, куда съезжались представители от всех первичек РКСМ. Делегаты пользовались льготами: им «отпускались лошади с советских станций по мандатам», они обеспечивались бесплатными жильём и питанием в общественных столовых.

ЧТЕНИЕ ГАЗЕТЫ - ОБЯЗАТЕЛЬНО

Имущество комсомольских ячеек и учёт членов организаций были взяты под вышестоящий контроль. Все комсомольские организации уезда должны были направлять в уком РКСМ копии протоколов заседаний и ежемесячно отчитываться перед ним по чётко структурированным формам. Директива от 8 июня 1920 года гласила: «Отчёты должны тщательно заполняться и вовремя отсылаться. Неисправные секретари привлекаются к тов. суду». Деятельность ячеек, в том числе финансовая, подвергалась тщательной проверке инструкторами укома РКСМ. Уком РКСМ контролировал также уровень политических знаний. Членам РКСМ вменялась в обязанность обязательная читка газеты «На борьбу».

КРАСНЫЕ НЕДЕЛИ

Регулярно стали проводиться так называемые «недели красной молодёжи», или «красные недели», которые, по сути, являлись днями вербовки в ряды РКСМ. Инструкция укома РКСМ от ноября 1919 года обязывала каждого члена местной организации в рамках такой недели привлечь в ряды комсомола не менее одного «убеждённого молодого товарища». Красные недели сопровождались театральными постановками, лекциями и митингами. Зрелищность подобных мероприятий неизбежно привлекала юное население в ряды РКСМ.

ПРАВОСЛАВИЕ ПОД ЗАПРЕТОМ

Но скоропалительные решения не подразумевают осознанности выбора. А комсомол изначально затевался как отряд мобильного реагирования, готовый выступить в поход по первому требованию компартии, поэтому членство в нём влекло за собой определённые обязательства.
К примеру, по постановлениям Архангельского и Шенкурского комитетов РКСМ все комсомольцы, достигшие 16 лет, должны были вступить в отряды особого назначения, организуемые ячейками РКП(б). В обязательном порядке все члены РКСМ платили союзные взносы, посещали комсомольские собрания, принимали горячее участие в проведении революционных праздников, субботников.
Под запрет для них попали праздники православные. Именно обязательства и запреты стали проверкой на прочность для первых шенкурских комсомольцев.

НА БЛАНКАХ ЦАРСКОЙ РОССИИ

В период создания и оформления Шенкурский союз молодёжи испытывал значительные кадровые и финансовые трудности. Необычайно остро стояла проблема с опытными комсомольскими работниками, пропагандистами. С перебоями осуществлялось финансирование ячеек РКСМ, обусловленное Гражданской войной и непредсказуемостью роста рядов ячеек РКСМ.
Не хватало бумаги для ведения делопроизводства. Документы 1918–1920 г.г. составлялись вначале на бланках организаций бывшей царской России, к примеру, Шенкурского местного комитета Общества улучшения народного труда в память царя-освободителя Александра II, позднее – на продовольственных карточках на муку, зерно, чай и сахар.
Ячейки РКСМ занимали ветхие строения, требующие ремонта, крестьянские избы, комнаты, углы и т.д. Необходима была мебель, гвозди, керосиновые лампы, стёкла для рам, печати, канцелярские принадлежности, спички, бланки членских билетов, которые заменялись квитанциями, и крайне необходим был керосин, найти замену которому было гораздо сложнее, поскольку электрификация ещё не коснулась северных деревень.

ИЗЪЯЛИ ГРАММОФОН

Спрос комсомольцев на агитационную литературу значительно превышал её предложение. С оснащением клубов также возникла масса проблем. Необходимы были балалайки, гитары, пьесы для театральных постановок, грим и парики для актёров. Музыкальными инструментами порой разживались за счёт реквизиций у классовых врагов. В частности, секретарь пуйской ячейки РКСМ просил выписать ордер на изъятие гитары и граммофона для музыкальной секции у жены белогвардейца
П.И. Жилина, другой комсомольский секретарь предлагал реквизировать у некоего Вячеславова граммофон, а заодно и велосипед для союзных целей.

В АНТИПИНО НА ФРОНТ НЕ ХОТЕЛИ

На совещании представителей уездных ячеек РКСМ 15–16 ноября 1919 года звучали жалобы на несознательное население, на второй Шенкурской уездной конференции
14–16 февраля 1920 года отмечалось прохладное посещение субботников, агрессивное отношение местного населения к комсомольцам. Нередкими в этот период были случаи выхода из членов РКСМ, а то и вовсе распада ячеек. Члены антипинской ячейки РКСМ, прослышав, что всех их могут мобилизовать на фронт, писали в Шенкурский уком РКСМ в мае 1919 года: «…Просим вас, товарищи, объяснить нам этот вопрос, а то иначе мы откажемся, вышлем вам обратно все книги…».

ИЗБЕГАТЬ «БРОЖЕНИЯ»

В условиях рождения новой организации Шенкурскому укому РКСМ приходилось учитывать мнение населения по поводу тех или иных начинаний. В частности, на заседании укома РКСМ 31 июля 1920 года было принято постановление об отмене обязательного вступления комсомольцев в трудовые и особые отряды в связи с тем, что идея организации этих отрядов «вызывает в членах брожение».
К 1920 года ячейки РКСМ были созданы во всех волостях Шенкурского уезда. Их количество и состав не был пока стабильным и колебался как в сторону увеличения, так и уменьшения. К примеру, если в уезде к февралю 1920 года насчитывалось 30 комсомольских организаций с количеством членов 677, то к декабрю
1920 года – 33, численностью 396 человек. Факт снижения численности можно объяснить как непостоянством убеждений, так и мобилизацией на фронт.
Немаловажной причиной выхода из РКСМ было также негативное отношение к союзу родителей комсомольцев. Так, например, формулировкой для исключения из никольской ячейки РКСМ 5 июня 1920 года пяти её членов являлось то, что «вышеупомянутые товарищи не могли больше состоять, находясь в деспотическом обращении родителей».

ОРГАНИЗАЦИЯ СФОРМИРОВАЛАСЬ

На третьей Шенкурской уездной конференции РКСМ, состоявшейся 26–29 июня
1920 года, все волостные комсомольские ячейки были отнесены к 14 районам. К этому времени сформировалась пирамида подчинённости всех уровней комсомольских организаций уезда: ячейка РКСМ – волостной комитет (волком) РКСМ – районный комитет (райком) РКСМ – уездный комитет (уком) РКСМ – губернский комитет (губком) РКСМ, что свидетельствует о завершении стадии оформления комсомольской организации Шенкурского уезда.
В укоме РКСМ к концу июня 1920 года уже выстроилась чёткая структура, включающая: секретариат, политпросвет, школьный, хозяйственно-финансовый отделы, отделы по работе в деревне и физвоспитанию. К этому времени Север был освобождён от интервентов, наладилась связь с центром, финансирование нужд ячеек РКСМ, работа которых была направлена в русло партийно-комсомольских директив. Из разрозненных ячеек РКСМ уезда постепенно начала складываться дисциплинированная молодёжная коммунистическая организация с чёткими целями, задачами и функциями, подчинённостью и подотчётностью снизу доверху.

Светлана МОНАХОВА.

Главный архивист отдела документов социально-политической истории  Государственного архива Архангельской области.

Публикация подготовлена на основании данных Госархива

и 32 других  источников. Весь список литературы  имеется в редакции.




Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. Первые комсомольцы в Архангельской губернии объединились в организации на территории Шенкурского уезда.В декабре 1918 года первая комсомольская  ячейка была создана в деревне...
  2. Комсомол в моей судьбе В канун юбилея Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи мы решили расспросить у ветеранов комсомольского движения Шенкурского района...
  3. Комсомол – наша юность Для нашего поколения, чья молодость была связана с Всесоюзным Ленинским коммунистическим союзом молодёжи, день рождения комсомола – один из значимых...
  4. Комсомол – это жизнь Для жителя Шенкурска Виталия Матвеевича Добрынина юбилей комсомола – дата особенная. И не только потому, что он сам родился 29...
  5. Комсомол в моей судьбе В канун юбилея Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи мы решили расспросить у ветеранов комсомольского движения Шенкурского района...
  6. Комсомол – моя судьба 58 лет назад я вступила в ряды ВЛКСМ. Тогда я была 15-летней ученицей Октябрьской средней школы Устьянского района.  Это событие...
  7. Комсомол – моя гордость В июле 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. В Шенкурском районе к этому событию активно...
  8. Моя судьба – комсомол Жительница Шенкурска Галина Александровна Кузнецова шесть лет работала в Шенкурском райкоме комсомола. Но, по сути, с комсомолом связана вся её...
  9. Большевики в Шенкурске Каждый день мы проходим мимо некоторых зданий нашего города, не зная какую ценность они представляют, что происходило за их дверями...
  10. «Шенкурский узел» Презентация книги «Шенкурский узел» прошла 25 февраля в межпоселенческой библиотеке Шенкурска. Презентовал книгу сам автор – Валерий Нико-лаевич Николаев. Что...

Метки: ,
Рубрики: Жизнь, История, Молодежь





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Copyright © 1918-2020
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Старинный город Шенкурск раскинулся на правом берегу реки Вага среди сосновых боров. Город славится своей древней историей и множеством мастеров. Шикарные пляжи, а также единственный официальный пляж на котором разрешено купание тоже здесь!

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...