Яндекс.Метрика



"Важский край" № 12 2019 года МЭКС Наши авторы Наша клумба Бессмертный полк Подшивка

Это – на всю жизнь

13.07.2018

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Просмотров: 381
ОднаКнопка

Владимир Артемьевич Заручевский в Шенкурске и районе – человек известный и уважаемый.За плечами – 86 лет жизни, огромный трудовой опыт, начиная с простого рабочего лесосплава, слесаря-механика и кончая руководящими должностями

от председателя исполкома Сюмского сельсовета, начальника Сюмского лесопункта до руководителя городского коммунального предприятия в Шенкурске.
На его примере можно проследить всю историю послевоенных лесозаготовок в районе, а также этапы развития городской коммунальной службы. Но на этот раз поводом для нашей встречи послужил столетний юбилей советских погранвойск.

Зелёная фуражка, зелёные погоны

В 1951 году Владимира Заручевского призвали на действительную военную службу. По комсомольскому призыву направили в погранвойска. Службу проходил на Западной Украине, в Дрогобычской области на контрольно-пропускном пункте Мостиска в пяти километрах от городка Перемышль. Тогда это была советско-польская граница. Войсковая часть 2185.
Но сначала был учебный пункт, куда прибыло сразу 25 архангельских  парней. Командир роты старший лейтенант Гуков сразу забрал  всех к себе на КПП. Он сказал: «Я войну прошёл с архангельскими ребятами и знаю, чего они стоят!» Начальником контрольно-пропускного пункта был также фронтовик, подполковник Тарасенко, личность легендарная. Войну встретил там же, в Перемышле, будучи пограничником. Когда в конце войны 156-й стрелковый полк, сформированный в основном из пограничников, вышел на западную границу СССР, его оставили для её охраны.
Подполковник рассказывал молодым пограничникам, как для него начиналась война. В Перемышле протекает река Сан. Восточный берег – наш, западный – польский. Их соединял мост. Пограничникам было известно, что вот-вот начнётся война. Немцы стояли за рекой. Но был приказ – не поддаваться на провокации, и мост не успели взорвать. 22 июня немцы переправились по нему. Расслабленные лёгким успехом, они устроили пирушку, не ожидая отпора после шквала артиллерийского огня. Тарасенко тогда был политруком заставы. Ему удалось собрать из  оставшихся в живых пограничников и бойцов других частей боевую группу. Ночью они сняли немецких часовых, навязали фашистам бой и ещё неделю удерживали их на границе.

Ефрейтор Владимир Заручевский, июль 1953 года, второй год службы на западной границе (фото из архива).

Южнее стояла застава Лопатина. Погибли все, но не отступили. После войны сын Лопатина окончил суворовское училище, пограничную школу и пришёл на место отца начальником заставы. На границе тогда было неспокойно. Ещё довольно частыми были вылазки недобитых бандеровцев.
Владимиру Заручевскому довелось служить около года вместе со старшиной Гордеевым в досмотровой группе. У Гордеева было более 70 задержанных и уничтоженных в схватках с бандеровцами. Старшина был награждён орденами Ленина, Красной Звезды, медалью «За отличие в охране государственной границы» под номером один. Сам 1927 года рождения, но войны «хватил» сполна. Для бандеровцев он остался недосягаемой добычей.
– Когда мы были с ним в наряде, – рассказывает Владимир Артемьевич, – он доставал пистолет из кобуры, досылал патрон в патронник и пистолет прятал в карман. Объяснял тем, что во время досмотра в поезде оружие из кобуры могут легко вытащить, а в момент критической ситуации времени для зарядки пистолета может не хватить. Стрелял старшина отменно. На стрельбище обычно первые два выстрела делал вверх, а уже затем поражал мишень, объясняя это необходимостью привести нервы в порядок.    Вот такие наставники были тогда у молодых пограничников.

Служба –не в тягость

– Во время службы на границе, – продолжает воспоминания Владимир Артемьевич, – встреч с бандеровцами  у меня не было, а нарушителей пограничного режима случалось задерживать. Служба шла хорошо и была вовсе не в тягость. В октябре призывался, а в  мае следующего года мне в качестве поощрения дали отпуск. Приехал домой, мать спрашивает:
– Тебя по болезни отпустили, ведь только полгода прошло?
– Да нет, поощрили за службу!
Через некоторое время Владимиру присвоили звание ефрейтора, наградили знаком «Отличник погранслужбы». Потом служил в роте младших контролёров, там должности были старшинские. На вооружении было четыре вида оружия: пистолет ТТ, автомат ППШ, карабин образца 1944 года и пулемёт Дегтярева. Оружие выбиралось от вида наряда. В учебных стрельбах недостатка не было – слишком свежа была память прошедшей войны, и командование  понимало, что только практическая стрельба даёт положительный результат. За три года службы Заручевский три карабина «износил». Во время весеннее-летней или осеннее-зимней пристрелок негодное к боевому применению оружие заменяли.
– Стрелял я хорошо, – говорит Владимир Артемьевич, – был лучшим стрелком части. Ездил на окружные соревнования, каждый год награждался значком «Отличный стрелок». (Эти значки ветеран хранит до сих пор – В.Ч.) Занимался и другими видами спорта, например, фехтованием.
На окружных стрелковых соревнованиях приходилось состязаться с мастерами спорта, но парень не робел. Команда части заняла тогда второе место по округу.
– Винтовочка была хорошая, снайперская, оптика была снята, правда, но на двухстах метрах в положении «лежа» девяносто семь очков из ста выбивал! Начальник стрельбища подошёл к нам, спросил, у кого  хорошая винтовка. Ребята говорят: «У Заручевского!» Он взял, спросил, на какую дистанцию прицел выставлен. «На сто метров!» Выставляет на четыреста.
– Не многовато?
– Нет, в войну был снайпером!
И стоя, с рук, показал результат лучше моего – больше семидесяти очков из десяти выстрелов. Такие у нас были учителя!
Перед увольнением в запас пришлось и самому передавать опыт молодой смене.

Боевое братство

По ходу нашего разговора  с  Владимиром Артемьевичем выяснилось, что в том, архангельском призыве вместе с ним на одном КПП служили ещё шесть парней из Шенкурского района: Николай Исупов, Василий Рудный, Геннадий Лазарев, Павел Проурзин, Валентин Тучин, Владимир Коптяев.
– Из этой семёрки один я остался, – с горькой улыбкой сообщает ветеран. – Отличные были ребята! Говорят про «дедовщину». Мы понятия об этом не имели, настолько был дружный коллектив. Если случается какая-то перестрелка на границе, поднимают ночью по тревоге – бегом туда, товарищей выручать. В то же время знаешь, что и тебя надёжно прикроют.
Был такой случай. Таможня располагалась от нашего блок-поста в пяти километрах, на станции Мостиска. Наряд туда возили на дрезине. Боевой расчёт – в 20 часов, уже темно. Стали возвращаться обратно, и к нашим подошёл путевой обходчик-гуцул. Он попросил подвезти его по пути. Человек знакомый, не раз помогавший пограничникам, кстати, награждённый медалью «За отличие в охране государственной границы». Только он сел, тронулись, из кустов выходит ещё один и тоже просит подвезти:
– Вы, ребята, куда?
– Как куда? На блок-пост!
– Возьмите меня!
– Хорошо, садись! – водитель дрезины берёт и этого. А гуцул толкает его в бок, мол, человек незнакомый, а ты даже документов у него не спросил! Но водитель не обратил внимания на предупреждение. Привезли, напротив казармы сняли дрезину с путей, чтобы не мешала проходящим составам. А гуцул решил последить за незнакомцем, который пошёл в село и постучался в хату, где жила одинокая старушка. Гуцул вернулся и – к начальнику погранзаставы, сообщил о незнакомце. Начальник заставы, не спрашивая никого, пистолет в руку, патрон – в патронник, и – в хату. Задержал незнакомца, допросил. Оказалось, намеревался перейти границу. Отправили в штаб округа, во Львов.
В результате – ночью нас поднимают по тревоге, вид оружия – автомат ППШ. Заряжаем диски, по-видимому, пострелять придётся. Начальник заставы объясняет задачу: задержанный сообщил, что в районе заставы ожидается переход через границу четырёх человек, трое мужчин и женщина. Пойдут через полянку в ореховой роще. Необходимо их задержать. Вид наряда – «секрет», парный, автомат, ракетница. Желающие – выйти из строя! Меня как будто кто-то в спину толкнул – два шага вперёд.
– Заручевский, не боишься?
– Так это же наша работа!
– Да, действительно. Выбирай напарника!
Был у нас серьёзный парень, Толя Рудаков из Емецка. Спрашиваю его:
– Рудаков, пойдешь со мной?
– С тобой – пойду!
Тарасенко – командиру роты:
– Ставь задачу, остальным – отбой!
Пришли на место, наметили сектор обстрела, сидим, ждём. Перед рассветом приходит начальник штаба, шепотом докладываем, что ничего подозрительного не обнаружено. Он уходит, а мы ждём до полного рассвета. Пришла смена. Но нарушители так и не появились. Было обидно – ночь просидели впустую.

Встреча с легионером

В годы службы на границе с Польшей, тогда для нас братской страной, было спокойно. Шли железнодорожные составы с грузами, направляемыми на восстановление и развитие промышленности, в частности, для комбината в городе Зелена Гура. По тридцать составов за сутки приходилось досматривать пограничникам. С поляками по другую сторону границы установились добрые деловые отношения. Их стражи границы хорошо знали русский язык. Многое по-польски за три года службы стал понимать и Владимир.
На блок-посту происходил первичный досмотр состава пограничниками, затем на станции его передавали таможенникам. Постоянно приходилось общаться с польскими коммерческими агентами. Между собой они, естественно, общались на своём языке, но прекрасно говорили по-русски. Владимир Артемьевич запомнил, как один из них, пожилой уже мужчина, спросил у пограничников, изображая разлетающиеся усы:
– Где теперь у вас вот этот?
Оказалось, спрашивал он про Семёна Михайловича Будённого. Коллеги спросили его, откуда он знает русского маршала. Он ответил, что в 1920 году был легионером, а Будённый «пер нас до самого Кракову».

Целина  и Урал

Незадолго до приказа об увольнении в запас в стране прозвучал призыв «Комсомольцы – на целину!» Пятеро архангельских парней в зелёных фуражках поехали поднимать целинные земли в Павлодарской области. Был среди них и комсомолец Заручевский. По пути встретился с сестрой и её мужем, которые жили в городе Еманжелинске Челябинской области. Остановился ненадолго, а потом поехал догонять друзей.
Выросшему в лесном краю первоцелиннику степи не понравились. Отработав положенное время, намеревался вернуться домой, в Сюму. Но в Еманжелинске сестра и её муж уговорили остаться. Устроился слесарем на шахту.
А с бандеровцем встретиться всё же пришлось, и не где-нибудь, а здесь, на Южном Урале. Повод был курьёзным – случайно ударил молотком по пальцу, ругнулся вслух по-польски. И тут к нему подошёл мужчина, спрашивает, откуда приехал. Слово за слово – разговорились. Оказалось – западный украинец, родом из тех мест, где Заручевский проходил службу. Но как только узнал, что перед ним бывший пограничник, потерял всякий интерес к дальнейшим подробностям и исчез.
Позже Андрей, офицер госбезопасности, муж сестры Владимира, пояснил, что это, скорее всего, бывший бандеровец, или сотрудничавший с националистами, высланный на Урал. Пригляд за ними был необходим, поскольку и здесь они пытались вредить, оставаясь незамеченными. Так, накануне 7 ноября они набросили кусок цепи на высоковольтные провода. Причем, соблюдали строгую конспирацию, действуя «двойками». Руководителя ни тот ни другой не знали. Отследить всю цепочку было трудно. Ценна была всякая информация, поэтому Андрей пожалел про утерянную возможность разговорить незнакомца.
Поработав на шахте под Челябинском, Владимир решил вернуться домой, в Сюму. Там жила мать, да и дом нуждался в ремонте. Кроме того, давала себя знать и охотничья струнка, вспоминались родные леса, озёра. Так завершились послеармейские «гастроли» ефрейтора запаса, отличника погранслужбы Заручевского.

На нынешнем рубеже

Сегодня Владимиру Артемьевичу идёт 87-й год. На пенсию вышел в 1993-м. Но назвать нынешний его образ жизни «отдыхом», хотя, несомненно, заслуженным, язык не поворачивается. До сих пор он не забросил своё увлечение – охоту. И не просто прогулки с ружьишком, а серьёзную охоту на лося. Не прочь, если доведётся, посидеть и на лабазе, покараулить медведя.
– Охота, возможность бывать на природе, активно двигаться! Без этого жизнь свою не представляю! – говорит он. Вот и в этот раз хозяина в квартире мне застать не удалось. В рабочей спецовке он что-то мастерил во дворе. Там у него поставлен пограничный столб – в знак того, что пограничник остаётся пограничником на всю жизнь.

Владимир ЧУХИН




Возможно, эти статьи Вам тоже будут интересны:

  1. Всю жизнь в трудах прожил Гурий Артемьевич Аспедников. Познакомилась я с ним в верхопаденьгской деревне Керзеньге в начале этого года. Жизнерадостный и сентиментальный –...
  2. Комсомол – это жизнь Для жителя Шенкурска Виталия Матвеевича Добрынина юбилей комсомола – дата особенная. И не только потому, что он сам родился 29...
  3. Жизнь нас закалила Поколение детей войны – особая категория. Невозможно представить сейчас, что окончив учебный год, школьники всё лето работают в соседнем колхозе,...
  4. Жизнь в ритме танца В первый весенний день  и в преддверии 8 Марта мы решили посвятить выпуск активным и интересным шенкурянкам. На этот раз...
  5. Вода – это жизнь! Какая она в Шенкурске? Не избалован новостройками Шенкурск. Давно народ ждёт обещанные водопровод, водоочистные и канализационные сооружения.Проблемы с водой в Шенкурске обозначились давно. Ещё...
  6. Когда жизнь – борьба 30 лет Анатолий Пугин учит шенкурских ребят искусству борьбы. Незадолго  до профессионального праздника всех педагогов (а Анатолий Павлович не просто...
  7. Походная жизнь фельдшера Сентябрьским днём в холодном и сыром помещении  Усть-Пуйского ФАПа мы встретились с главным медиком этих мест. Знакомьтесь – Валентина Николаевна...
  8. Жизнь в спорте и спорт в жизни Виктора Курбатова.  Организаторы  назвали эту встречу «Легенда шенкурского спорта».И рассказ был только о нём – заслуженном...
  9. Жизнь с инвалидностью Дискриминируют в семьях примерно 35 процентов инвалидов. К таким промежуточным выводам пришли социологи некоммерческой организации АНО «Про-Движение» из Архангельска. В...
  10. Козы: год и вся жизнь Вот и заканчивается год деревянной синей Козы (Овцы). Насчёт деревянной заморачиваться не будем, а синяя, в общем-то, подходит. Козы бывают...

Метки: , ,
Рубрики: Ветераны, Жизнь





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Copyright © 1918-2024
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия.

Для лиц старше шестнадцати лет! 16 +

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Издательский дом «Важский край».

Адрес: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Г. Иванова, д.11
Адреса электронной почты: vkgazeta@gmail.com; vk-gazeta@mail.ru
Телефон: +7 (81851) 4-16-81
Факс: +7 (81851) 4-16-81

ФОТОЗАРИСОВКИ

ВИДЕО

Старинный город Шенкурск раскинулся на правом берегу реки Вага среди сосновых боров. Город славится своей древней историей и множеством мастеров. Шикарные пляжи, а также единственный официальный пляж на котором разрешено купание тоже здесь!

ПОЗВОЛЬТЕ УЗНАТЬ

Следите ли Вы за курсом доллара и евро?

Посмотреть результаты

Архив опросов

Loading ... Loading ...

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Загрузка...